«Ну, почему эта полуживая империя никак не рухнет?!» — кричит в пустоту своего кабинета белорусский сановник, обязанный найти противоядие от «интеграции по Медведеву». И пустота, выдержав паузу, тихо, как и подобает пустоте, спрашивает: «А что от тебя самого останется, если этой, пусть сейчас и ослабленной, империи не будет или она всего лишь откажется от своих интересов в твоей стране?»Мне кажется, что верховная власть Беларуси пребывает именно в таком психологическом состоянии: она ненавидит Россию столь сильно, что жить без этой ненависти не может. Нехорошая болезнь, мешает здраво оценивать себя и окружающий мир.
Для подавляющей части белорусской оппозиции Россия тоже выступает главным политическим врагом, но так как ее выживание не связано с Россией напрямую, то и ненависть ее больше вербально-идеологическая.
Поэтому если допустить фантастический сценарий прихода к власти в Беларуси оппозиции, то с российским руководством ей будет договориться куда легче, нежели Лукашенко и его подчиненным. Просто соседние государства, на том и сговорятся. К чему тратить душевные силы на такое сильное чувство, как ненависть?..
Победа над ненавистью вовсе не означает, что простил и «ответку» не планируешь. Просто «ответка» должна делаться на холодную голову. И нашим властям не нужно взывать к языческим богам с просьбами о наказании России за налоговый маневр, им нужно, как взрослым и психически здоровым людям, определиться со своим отношением к предложенным Медведевым вариантам интеграции.
Рассмотрим три стратегии:
1) отползать;
2) топтаться на месте;
3) идти навстречу.
Отползать. Я употребляю это слово, так как не верю в смелость и способность нынешней белорусской власти убегать или хотя бы резво вилять задом в спортивной ходьбе. Экономическая (кредиты, энергоносители, рынок России), социальная (сотни тысяч белорусов, работающих в России) и даже политическая (наша страна весома для Запада, пока она увязана с Россией) зависимость от «империи» значительна, потому сказать «Союзное государство нам больше не интересно» и выйти из него уже завтра нельзя.
А ведь кроме Союзного государства есть еще ОДКБ и сотрудничество в оборонной сфере между двумя странами. Незаметно отползать не получится. Мы вот, пользуясь конфронтацией России с Западом, «дистанцировались» несколько лет, и нам вдруг напомнили про Союзный договор 1999 года.
Строго говоря, в этой ситуации что отползать, что быстро убегать почти одно и то же, обдурить себя бывший партнер по интеграции, видимо, больше не даст. Про то, как он, заметив движение «вчерашнего союзника», будет реагировать (остановит, отпустит с миром или даст при расставании ободряющего пинка), разговор отдельный.
Топтаться на месте. Это любимое занятие нашей власти. Но Медведев сообщил: Россию такие танцы больше не соблазняют. Наши, разумеется, еще проверят, правда ли, что не соблазняют, и подергают членами в составе разных «рабочих групп по интеграции».
А вдруг Россия в лице ее истеблишмента на самом деле разобралась в своих чувствах к Беларуси, что тогда? К тому же в Кремле могут приравнять «топтание на месте» к «отползанию». И будут правы. Мы же будем топтаться с той целью, чтобы непременно отползти, согласитесь?
Идти навстречу. Навстречу кому или чему? Путину? Интеграции? Дилемма: выйти навстречу врагу или пойти навстречу партнеру?
Еще один финт: выдвинуть встречное предложение по интеграции. И наши власти кое-что уже выдвинули: мол, давайте унифицируем то-то и то-то, а уж потом подумаем про переход на российский рубль и общую таможню. Для Кремля это наше предложение, насколько я понимаю, опять-таки видится идентичным «топтанию на месте», которое сродни «отползанию».
Выходит, у нас нет хороших вариантов?
Есть. Даже не один. Можно более или менее эффективно и отползать, и топтаться на месте, и идти навстречу. Мне скажут: «Но ведь сам пишешь, что Кремль на наши уловки больше не поведется, как нам тогда выкручиваться?» Отвечу вопросом на вопрос: «Так наша задача в чем состоит: чтобы Кремль не навязал нам свои условия интеграции, но сама интеграция состоялась на приемлемых для обеих сторон условиях, или чтобы интеграции не было вообще?»
Большинство в оппозиции выбирает второе: интеграция с Россией не нужна. Общество в целом выбирает обеспеченное стараниями власти статус-кво (пока общество не имеет возможности влиять на политические процессы хотя бы посредством выборов с честным подсчетом голосов, требовать чего-то другого от него лишено смысла). А сама власть выбирает интеграцию без интеграции (когда все бонусы от нее получает только Беларусь), тем самым подпитывая (изломанная душа иждивенца) свою ненависть к России.
Между тем, решения относительно интеграции можно принять только на основании прогноза о будущем России, но его достоверность будет ничтожной, если прогнозисты станут делать свою работу, вдохновляемые ненавистью к объекту исследования.
Как строить отношения с Россией: на греющей души многих белорусских сановников уверенности в «неминуемом скором крахе империи» либо с учетом того, что Россия в качестве влиятельного государства переживет не только нынешних белорусских сановников, но их детей, внуков и даже правнуков?
Вообще говоря, государственные мужи Беларуси (если они таковыми являются) должны просчитать оба сценария, причем применительно к трем обозначенным стратегиям (отползать, топтаться на месте, идти навстречу). Или это уже сделано?..
Игорь ДРАКО / 09.01.2019 / 20:04 /
------------------------
Да, ненавидят руководство и чиновники РБ Россию, Путина, россиян. Люто ненавидят....за то, что никак не рухнет Империя.
Ну и плевать. Ненависть – это их выбор, а вовсе не 3 предложенных варианта (пути) интеграции.
Какой бы путь не выбрали, это все равно будет путь ненависти, следовательно, сопротивления, вредительства, саботажа. В лучшем случае – интеграция с фигой в кармане.
Но куда наши-то смотрели столько лет?! Разве не видели, не понимали, что РБ изначально встала на позиции: зарабатывать с убытков России (путь грабежа, кстати), а вовсе не с совместной прибыли (путь интеграции).