Цитата: kotnsk от 27.01.2019 06:25:05Угу прямо так и написано "против РФ", а мне казалось там весьма конкретно прописано против кого. Ну хрен его знает конечно, какая там подноготная, но чисто внешне это весьма странная война - типа чем больше санкций вводят против конкретных людей, тем больше они компенсируют эти санкции из бюджета. Что там "под шумок" происходит отдельный вопрос.....
Вот здесь :
https://zakon.ru/blo…rotiv_ofac любопытная заметка под названием "Наш ответ Чемберлену // «Контрофак» против OFAC"
Букв много, поэтому частично под спойлером.
После сентябрьского объявления о создании в нашей стране своего санкционного органа последние 3 месяца я периодически залазил на сайт нашего Минфина и в «Консультант Плюс» в надежде обнаружить там положение об этом самом санкционном подразделении.
Очень хотелось выяснить, чем же будет заниматься этот орган? Будут ли у него реальные полномочия? Главный вопрос – станут ли бояться одного упоминания о нём в соседних странах?
И вот, в предпоследний рабочий день 2018 года, в пятницу 28 декабря, когда кто-то из нас резал салаты, кто-то ехал в поезде на свою малую родину, а кто-то зажигал на новогоднем корпоративе, Антон Силуанов подписан приказ об утверждении положения о Департамента контроля за внешними ограничениями
[1]. Судя по метадате
файла PDF, размещённого на сайте российского Минфина, он был создан 10 января этого года.
«Убить двух зайцев»После того как 06 апреля 2018 года в американский санкционный список попала значительная часть российской политической и деловой элиты
[2], председатель РСПП Александр Шохин
предложил создать в правительстве РФ структуру по реагированию на санкции. Назвать будущий орган он решил «Контрофак». Его идею
поддержал Дмитрий Медведев. Задумка была следующая:
А) как «в лучших домах Лондона и Вашингтона» создать орган, администрирующий российские санкции и ограничения
[3]; и
Б) централизовать и создать инфраструктуру для оперативного реагирования на любые новые ограничительные меры иностранных государств.
В сентябре было
объявлено о появлении в структуре Минфина 25-го по счёту департамента. Однако более 3-х месяцев оставался открытым вопрос о функциях, полномочиях нового департамента.
Функции Департамента контроля за внешними ограничениями1. Несмотря на название, контрольных функций у департамента нет! Главная задача –
осуществление межведомственной координации по вопросам разработки и реализации мер по снижению негативного влияния и противодействию ограничительным мерам в финансовой сфере в отношении Российской Федерации и российских юридических лиц. Снижать негативное влияние западных санкций на физических лиц департамент не призван.
2. Права заключать с подконтрольными лицами соглашения об урегулировании тоже нет. Может это из области мечтаний, но я надеялся увидеть там право заключать соглашения по выводу компаний из-под санкций, как Rusal, En+ и ЕвроСибЭнерго собираются заключить с OFAC.
3. Права запрашивать и получать информацию и документы тоже нет. Право писать письма и запросы может быть выведено из
взаимодействия. Но у нас с вами, и у госорганов нет обязанности отвечать на письма и запросы; равно как и нет ответственности за непредставление сведений и документов.
4. Зато есть …
проведение мероприятий в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны (пункт 4.3.13). Как это поможет бороться с последствиями западных санкций, остаётся неясным.
5. Есть доступ к гостайне и
функция по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну. Давайте запомним этот пункт. Он нам ещё пригодится ниже.
Так для чего создавался этот орган?Львиную долю задач и функций составляют такие общие и ни к чему не обязывающие, как: мониторинг, анализ, сбор и обработка информации. Зато есть 2 очень интересных полномочия:
«4.3.5
организация и поддержание контактов с исполнительными органами иностранных государств, ответственными за введение ограничительных мер в финансовой сфере, в части получения разъяснений, проведения консультаций и направления обращений по выведению отдельных частей российской экономики из-под действия ограничений».
Это, кстати, серьёзное аппаратное поражение МИДа, который и так не был замечен хоть в какой-нибудь защите за рубежом прав и интересов попавших под санкции лиц или работе с иностранными правительствами по снятию или смягчению санкций. Мог хотя бы горячую линию создать для попавших в санкционные сограждан или компаний. Теперь же ведомство С.В. Лаврова попросту отстранено от защиты прав наших резидентов за рубежом и вынуждено будет отодвинуться.
«4.3.12
оценка объемов средств, необходимых для осуществления мер по противодействию негативным последствиям введения санкций против российских юридических лиц».
Вот это и есть истинная причина создания Департамента – выборочная финансовая поддержка попавших под санкции лиц.
Здесь, друзья мои, закопана не только коррупция, но и возможность бесконтрольного перераспределения бюджетных средств. И не забываем про наделение Департамента доступом к гостайне. То есть задача департамента — оценить, сколько денег дать компании условного Дерипаски или Ротенберга и представить это Антону Германовичу. Как оценят, по каким методикам, во сколько, и главное, сколько дадут - этого мы с вами точно не узнаем. «Сведения составляющие государственную тайну».
Всё познаётся в сравненииПрототип нашего Департамента - Управление по контролю за зарубежными активами Казначейства США (OFAC) создавалось в далёком 1940 году для уверенности, что американские инвестиции за рубежом в конечном итоге не ударят по самим же Соединённым Штатам, а активы американских компаний за рубежом не будут работать на врагов и не причинят вреда американской же национальной безопасности.
Сейчас OFAC в
структуре американского Минфина является подразделением Департамента финансовой разведки и борьбы с терроризмом.
OFAC – орган контролирующий и при исполнении своих функций тесно взаимодействует с американским бизнесом. Выполнению своих функций корреспондируют законные обязанности американских компаний и бизнесменов раскрывать Казначейству множество сведений и незамедлительно сообщать дополнительную информацию по запросу. В качестве примера приведу доступ материнского департамента в режиме реального времени ко всем вашим платежам, совершённым через американские банки-корреспонденты и к большинству переводов в валюте США.
Эффективность его работы проявляется в следующем:
1. Высокий уровень законопослушности американских резидентов и доверия к своей власти; и
2. Соблюдение американских санкционных предписаний
обеспечивается возможностью сесть на 20 лет и штрафом до 1 миллиона долларов или и то, и другое вместе.
К сожалению, несоблюдение нашего закона «О специальных экономических мерах» не обеспечивается никак. Часть 4 статьи 3 содержит лишь норму про
ответственность должностных лиц в соответствии с федеральными законами, которая не отсылает никуда.
При всём при этом американский Департамент – орган открытый и о каждом своём решении, штрафе или соглашении с подконтрольным лицом сообщает на своём сайте. Можно даже подписаться на рассылку новостей и получать на email (именно из неё наши СМИ и узнают об «
очередном расширении санкций против …»). Как мы видим из Положения о нашем Департаменте, сколь-нибудь действенных полномочий у него, к сожалению, нет. А на вопрос журналистов: «а кому вы дали миллиард?», подразделение ведомства Силуанова с радостью сошлётся на сведения, составляющие государственную тайну.
Хотели как лучше, а получилось как всегда (с)Вместо контроля за исполнением российскими резидентами специальных экономических мер, наше правительство создало своего рода Собес для возможности бесконтрольной, скрытой и безотчётной накачки деньгами учредителей попавших под западные санкции российских юридических лиц. Несложно догадаться, кто будет получателями этих средств.
Не знаю, плюс это или минус, но мои студенты на спецкурсе по санкционному праву получат новый вопрос – «сравнительный анализ Департамента контроля за внешними ограничениями Минфина РФ и Управления по контролю за зарубежными активами Казначейства США».
[1] Приказ Министра финансов РФ от 28 декабря 2018 г. № 3272 "Об утверждении положения о департаменте контроля за внешними ограничениями министерства финансов Российской Федерации"
[2] Кого и за что, смотрите здесь:
https://home.treasury.gov/news/press-releases/sm0338[3] Российскому праву не знакомы «санкции» или «ограничительные меры», см.:
Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах».