Советский Союз перехватывает у западных стран выгодные торговые договоры и поручает своим офицерам чемоданами вывозить из Европы американское зерно — в сообщениях разведки США первых послевоенных лет реальные факты перемежаются очевидной нелепицей. Из этого потока информации рождается недоверие и подозрительность, а из победы над общим врагом — новая холодная война. Обзоры донесений, каждый день поступавшие президенту Гарри Трумэну, семь десятилетий спустя читает РИА Новости.
Коварная рыбкаВесной 1947 года аналитики Центральной разведгруппы (CIG) США, из которой через несколько месяцев родится ЦРУ, усмотрели во внешнеторговой деятельности СССР опасные планы далекоидущей экспансии. Причем речь идет о закупках самой что ни на есть мирной продукции — исландской сельди.
Фрагмент сводки донесений разведки США от 31 апреля 1947 года
© CIA"Затянувшиеся торговые переговоры Исландии в Лондоне и Москве привели к предварительному соглашению с Великобританией, по которому Лондон будет закупать у Рейкьявика почти половину всего предполагаемого объема производства замороженного филе и масла сельди. Когда в СССР узнали об этом, Москва предложила приобрести бóльшую часть оставшегося филе и неопределенное количество свежей сельди по более низким ценам, чем у англичан, но при этом отказалась от своего предыдущего предложения о закупке соленой рыбы", — говорится в донесении от 21 апреля.
Советский Союз действует так неспроста, предупреждает американский министр Тримбл, на которого ссылается разведка. Тримбл убежден, что "СССР затормозил переговоры с Исландией с целью ухудшить экономическую ситуацию в этой стране, что привело бы к формированию нового исландского правительства с коммунистическим участием".
И министр "предлагает США купить исландскую соленую рыбу (которую не возьмут ни Великобритания, ни СССР), чтобы поддержать нынешнее исландское правительство".
Так обычная селедка становится мощным оружием советского экспансионизма, для нейтрализации которого Вашингтон готов платить той же монетой, а именно — скупить у Рейкьявика все запасы нераспроданной соленой рыбы.
Данный сюжет получил продолжение. Нет, Исландия не стала коммунистической, но в этой небольшой стране с населением около 300 тысяч человек хорошо поняли, какую выгоду можно извлечь из противоречий между сильными мира сего. За два десятилетия — с 1950-х до 1970-х — Исландия расширила свою эксклюзивную рыболовную зону в пятьдесят раз — с четырех до 200 морских миль, полностью вытеснив оттуда Великобританию и преодолев сопротивление ФРГ.
Это назвали "тресковыми войнами" — доходило и до настоящих боевых столкновений, и до разрыва дипломатических отношений.
Но победу маленькой стране принесло умелое лавирование между членами НАТО, Соединенными Штатами, располагающими на исландских островах военной базой, и их заклятым стратегическим противником — СССР.
Как Британия вооружила СССРВ том же 1947 году американская разведка заподозрила, что ближайший партнер США Великобритания ведет за спиной Вашингтона сепаратные переговоры с Советским Союзом. Почти ежедневно Трумэну докладывают о подготовке какого-то секретного двухстороннего соглашения.
"Посольство США в Москве считает, что попытки Сталина изолировать Соединенные Штаты и оказать "высокое давление" на англичан с целью втянуть их в новый договор с СССР характеризуются "удивительной неуклюжестью" Советов", — докладывает CIG президенту 28 января.
Фрагмент сводки донесений разведки США от 28 января 1947 года
© CIA"По мнению посольства, Кремль стремится расколоть англо-американскую солидарность", — отмечается в том же документе.
"Министерство иностранных дел Великобритании опровергло сообщения прессы о том, что Соединенное Королевство передает СССР научные секреты в обмен на советские зерно и лесоматериалы", — сказано в сводке от 23 мая.
В июле разведка утверждает, что переговоры зашли в тупик: предложив Великобритании по миллиону тонн зерна в год, Москва заломила неприемлемую для Лондона цену. А к 1 августа СССР, по сути, оказался в состоянии дефолта.
Но к тому моменту внимание американской разведки привлекает другой аспект британо–советских отношений: Лондон поставляет Москве реактивные двигатели и самолеты."Великобритания собирается отправить в СССР 359 реактивных двигателей", — сообщают Трумэну 23 мая.
Правда, через несколько дней, 27 мая, разведчики уточняют: не 359, а всего 35 реактивных двигателей Nene. "35 Nene" по-английски на слух легко перепутать с 359. Что лишний раз подтверждает: многое из информации CIG базируется не на документальных, а на устных источниках.
Так или иначе, в 1947 году Великобритания передала СССР в общей сложности более полусотни реактивных двигателей и несколько реактивных самолетов Meteor и Vampire, в том числе последних моделей — об этом также докладывает американская разведка.
Разобрав, изучив и скопировав британские аппараты Derwent и Nene, советские конструкторы создали свои реактивные двигатели — РД-45 и РД-500 (в серийном производстве ВК-1), которые установили на первые в СССР боевые реактивные самолеты Ла-15, Як-23 и МиГ-15.
Мешочники в погонах?Информируя главу американской администрации о происках СССР, разведка порой приводит сведения, достоверность которых не может не вызвать сомнений.
Так, в мае 1947-го на стол Гарри Трумэна легла сводка с донесением о том, что советских офицеров в Румынии командование обязывает закупать муку из американских поставок и вывозить личным багажом в Советский Союз.
Фрагмент сводки донесений разведки США от 15 мая 1947 года
© CIA"Всем советским офицерам, отправляющимся в СССР, приказано приобрести по 44 фунта (около 20 килограммов. — Прим. ред.) муки, чтобы доставить в Одессу, где мука сдается советским властям. Тринадцатого мая румынское Министерство иностранных дел официально опровергло отправку американского зерна в СССР, однако МИД не отрицал, что по условиям перемирия из внутренних румынских запасов выделено продовольствие для содержания Советской Армии", — это из дайджеста от 15 мая.
К сообщению добавлено: советские войска в Польше покупают продукты питания на открытом рынке, используя "только что напечатанные" советской же администрацией злотые.
"Рука голода" и "рука Москвы""СССР собирается помочь французским коммунистам", предупреждает разведка американского президента 25 августа 1947 года. Аналитики CIG считают, что Советы намерены "осуществить символическую доставку отборной пшеницы, чтобы укрепить коммунистическую позицию до осенних муниципальных выборов".
Фрагмент cводки донесений разведки США от 25 августа 1947 года
© CIA"Ранее поставки советской пшеницы непосредственно перед выборами получали широкую огласку. Несмотря на малый объем по сравнению с поставками из США, пропагандистская ценность такого жеста для французских коммунистов была велика", — говорится в комментарии к донесению.
Происки Советов американские разведчики видят буквально во всем — в том числе и в продовольственной помощи разрушенным войной странам Европы. Между тем ситуация в зонах контроля западных держав-победительниц действительно складывается не лучшим образом.
В апреле Трумэну докладывают, что в Рурской области Германии, находящейся во французской зоне, начались волнения из-за нехватки продуктов питания.
"Массовые акции протеста в Руре указывают на чрезвычайную серьезность ситуации. Если условия не улучшатся, забастовки и демонстрации участятся и распространятся на американскую зону. Общее положение с продовольствием в зонах США и Великобритании будет ухудшаться вплоть до сбора урожая 1947 года", — читаем в обзоре от 4 апреля.
Разведчики опасаются, что протесты, которые они считают стихийными, возглавят некие "организованные группы" и используют для смещения назначенной оккупационными властями администрации. Белому дому советуют увеличить поставки продовольствия в подконтрольные районы, рассчитав их так, чтобы "рацион питания исключил возможное недовольство населения".
Но с расчетами возникают проблемы. Еще в октябре 1946-го разведка сообщала, что, когда "рацион питания" увеличили в Германии, беспорядки начались в соседней Австрии.
"Известия о предлагаемом ежедневном рационе в 1550 калорий в германских зонах США и Великобритании вызвали значительное недовольство в Австрии, где ежедневный рацион остается на уровне 1200 калорий и нет непосредственной перспективы улучшения ситуации", — говорилось в обзоре от 2 октября.
Накануне CIG предупредила президента о том, что оказание помощи лишь западным зонам Австрии способно разделить страну, как это случилось с Германией.
Четыре оккупационные зоны сохранялись в Австрии до 1955 года. Между США, Великобританией, Францией и СССР была поделена и столица — Вена.
Но именно ситуация в Германии складывалась катастрофически. Двенадцатого мая 1947 года разведка проинформировала Трумэна, что, по словам американского дипломата Роберта Мерфи, моральный дух в побежденной стране "ниже, чем когда-либо, начиная с периода после окончания боевых действий". Царит "всеобщее беспокойство" по поводу того, что экономические условия ухудшатся и обернутся "еще одной ужасной зимой".
Мерфи указывает на такие тревожащие немцев факторы, как "растущее чувство безнадежности, возникающее из-за острой нехватки товаров, тяжелых жилищных условий и неопределенности в будущем".
Сталин не поверил ЗападуДля подъема из разрухи разоренного войной континента западные страны приняли "Программу восстановления Европы" — так называемый план Маршалла. Госсекретарь США Джордж Маршалл предложил его в начале 1947 года, план вступил в силу весной 1948-го. В реализации программы участвовали 17 европейских государств.
В СССР к плану Маршалла поначалу отнеслись с интересом. Министр иностранных дел Вячеслав Молотов поручил советским ведомствам серьезно готовиться к обсуждению программы. Однако в конце концов подозрительность и недоверие к Западу взяли верх.
Руководство СССР всячески стремилось не допустить, чтобы США получили какие-либо экономические и политические преимущества, и отвергало любые формы контроля со стороны Вашингтона.
Парижское совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР, состоявшееся 2 июля 1947 года, завершилось отказом советской стороны участвовать в реализации плана Маршалла. Накануне разведка США сообщала из Варшавы, что "Польша могла бы сотрудничать, по крайней мере, в ограниченных масштабах, с предложениями Маршалла по восстановлению европейской экономики, независимо от позиции СССР".
Но сотрудничество не состоялось — выход Советского Союза из переговоров поставил на этом крест.
"Сталин сообщал чешской делегации в Москве, что Чехословакия может принять участие в Парижской конференции, если пожелает, но это было бы большой ошибкой, поскольку:
(a) ресурсы США недостаточны для успешного осуществления плана Маршалла;
(b) конгресс США не санкционировал выделение необходимых кредитов;
(c) даже если план получит поддержку конгресса, он будет неэффективным из-за надвигающегося экономического кризиса в США;
(d) рост советского производства обеспечит СССР возможность удовлетворения всех экономических потребностей", — говорится в обзоре от 16 июля 1947 года.
Фрагмент сводки донесений разведки США 16 июля 1947 года
© CIAЧехи ослушаться Сталина не посмели, как и другие страны, оказавшиеся под контролем СССР. И это окончательно разделило Европу на Запад и Восток.
И, хотя у всех послевоенное восстановление было долгим и непростым, план Маршалла позволил в короткие сроки реструктурировать западную экономику, насытить ее инвестициями и создать предпосылки для будущей объединенной Европы, к которой после распада СССР примкнули и восточноевропейские государства.
Ссылка