Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,345,249 16,381
 

  Внимательный ( Слушатель )
28 янв 2019 13:23:24

Революционный двигатель из НГТУ выдержал все испытания

новая дискуссия Новость  561




Испытания первого в мире полностью алюминиевого двигателя успешно завершились в Новосибирске. Один раз мотор начал дымить, но даже тогда не заглох, показав свою высокую надежность, сообщает пресс-служба НГТУ. Новый двигатель легче, мощнее и экономичнее стальных аналогов.
Экспериментальный агрегат успешно прошел многочасовые ресурсные испытания, которые подтвердили высокие характеристики сверхпрочного покрытия, покрывающего алюминиевые детали двигателя. Испытания завершились в конце января 2019 года на аэродроме в Мочище под Новосибирском.

«Износ деталей не определяется микрометрическим измерительным инструментом, фактически его нет. Это нас вдохновляет», – рассказал руководитель команды разработчиков, профессор кафедры самолето- и вертолетостроения НГТУ Илья Зверков. 
Однако не обошлись и без внештатных ситуаций. Однажды на одной из деталей появился скол инновационного покрытия, двигатель начал дымить, однако не заглох, что подтвердило высокую надежность агрегата. Если бы мотор стоял на самолете, то он спокойно вернулся бы на аэродром. Анализ неполадки показал, что она случилась из-за производственного брака при обработке детали и не имеет отношения к самой технологии.

Полностью алюминиевый авиадвигатель был впервые представленконструкторами НГТУ в январе 2018 года. Использование алюминия вместо стали позволило снизить вес двигателя на 30-40% по сравнению с традиционными стальными двигателями аналогичной мощности. При этом расчетная мощность нового двигателя выросла на 40 л.с. – до 400 л.с., а расход топлива снизился примерно на 15%. Экспериментальный двигатель испытывался на обычном автомобильном бензине АИ-95. 
Серийный алюминиевый двигатель будет модульным, два силовых блока мощностью 200 лошадиных могут использоваться как вместе, так и отдельно для моторизации легких самолетов. Новый 200-сильный двигатель будет весить 98 кг, что как минимум на 30% меньше, чем у стальных аналогов. Он будет готов к началу лета 2019 года.

https://vn.ru/news-r…yandex.com
  • +0.27 / 20
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  basilevs ( Слушатель )
28 янв 2019 18:36:51

А теперь давайте посмотрим внимательно.
1. "Полностью алюминиевый" - это вот полностью-полностью алюминиевый? И детали ГРМ, и коленвал - алюминиевые? И кольца поршневые? Не? А что тогда алюминиевое? Блок цилиндров? А почему тогда "первый в мире"? Первым в мире можно считать Chevrolet Vega 2300 engine, серийный выпуск с 1971 года.
2. "Сверхпрочное покрытие", наносимое "плазменным напылением" - этой технологии уже лет 30 как. Ну, 25 то уж точно. Двигатели c кремний-никелевым покрытием алюминиевых стенок цилиндров делали немцы в 1990-х для автопромышленности. В теории был круто, на практике - сера из топлива активно разрушала это покрытие. Но для авиамотора это может быть и не критично - качество бензина выше, требования к моточасам ресурса ниже.
Короче - да, молодцы. Но хайпа явно многовато.
  • -0.15 / 18
  • АУ
 
 
  VVSector ( Слушатель )
28 янв 2019 19:23:09

Все алюминиевое, включая коленвал, гильзы и маховик.  Фоточки также выложены.
Здесь
Хайп по правильному поводу.
  • +0.28 / 19
  • АУ
 
 
 
  basilevs ( Слушатель )
28 янв 2019 22:53:17

Вот если бы не случайно засветившийся на фотографии кусок презентации - хрен бы нашёл информацию об этом двигателе, кроме обычного журналистского бла-бла. Вот тут нашёл вменяемую информацию о двигателе "ЗК-4000"
https://aviatp.ru/files/enginewg/recengines/7_NA_Koval_NGTU.pdf


Тут же выясняется, что делало его некое ООО "ЗК-МОТОР" (https://zkengine.com/, https://egrinf.com/8621590), а не совсем вот прямо универ, хотя люди там и связанные c НГТУ. Но вот хочу заметить, что СибНИА, например, тоже их партнёр, а не только НГТУ. А это в авиации звучит уже очень сильно по другому, нежели НГТУ, при всём моём к нему уважении. И тот же Омский агрегатный там засветился.


Чтобы понять, насколько ЗК-4000 выделяется на фоне других проектов, связанных с универом - посмотрите вот тут:
https://www.nstu.ru/static_files/42265/file/SKB_realizuemye_proekty.pdf
Он, мягко говоря, на пару порядков более серьёзный проект.


А двигатель интересен даже не только экспериментаторством с алюминием самим по себе, а и другими вещами:
1. Фрезеровка алюминия намного дешевле фрезеровки стали. Справляется фрезерный станок с самопальной ЧПУ (натюрлих, там вместо ручек шаговики приделаны). То есть особо высоких требований к точности обработки деталей нет.

2. Двигатель фактически представляет собой сборку из 4 2-цилиндровых двухтактников, объединённых через общую приводную шестерню. Выход из строя одной из сборок не повлияет на работоспособность двигателя

3. Упоминается "Модернизация готовой цилиндро-поршневой группы". Получается - они используют её от какого-то уже существующего массового двигателя? Выглядит похоже именно на такой подход.
  • +0.23 / 15
  • АУ
 
 
  Kvazar ( Слушатель )
29 янв 2019 09:59:12

А кто говорит про кремний-никелевое покрытие? Там не оно:

ЦитатаОписание  ПЭО для ЛЛ.
Плазменно-электролитическое оксидирование - вид поверхностной обработки, позволяющий получать твёрдые износостойкие покрытия на различных алюминиевых сплавах.

Исторически происходит из традиционного анодирования, при повышении формующего напряжения до появления на обрабатываемой поверхности микроразрядных плазменных пробоев.
Условия, возникающие в окресности микроразряда, спобствуют физико-химическому превращению оксидной плёнки с образованием высокотемпературных фаз. В частности, при определённых условиях на поверхности алюминиевых сплавов образуется композитный слой, обогащённый высокотвёрдым "корундом" (альфа форма оксида алюминия) в составе более мягкой алюмо-силикатной матрицы. Сочетание высокой твёрдости корунда с эластичностью алюмосиликатной матрицы обеспечивает экстремально высокую износостойкость таких покрытий.

Предельные характеристики покрытий:
• толщина износостойких, мкм: 70 - 500 мкм
• толщина адгезионных, мкм: 5 - 50 мкм
• микротвёрдость: до 22 ГПа
• адгезия: до 340 МПа
• Ктрения по стали: 0,02-0,01
(при смазке водой и нагрузке 20 кгс/см2)
• износостойкость против WC-Cu-Ni: 2-2,5 раза

  • +0.16 / 9
  • АУ
 
 
 
  Superwad ( Слушатель )
31 янв 2019 16:22:14

У меня на участке делаем микродуговое оксидирование поршня. Вот только никак оно не используется для получения износостойкого покрытия, а исключительно только для форсированных моторов т только камера сгорания - типа, чтобы люминий при высоких температурах не прогорал.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
  Барристер ( Слушатель )
28 янв 2019 23:28:37

На вибростенд его и знакопеременные нагрузки на винт.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
  basilevs ( Слушатель )
28 янв 2019 23:42:33

Двигатель - дикий колхоз. Но реально интересный. Соответствует прототипу-демонстратору в нормальной терминологии.
  • +0.13 / 7
  • АУ