Выбираем названия будущих авианосцев
22,640 89
 

  telpy ( Слушатель )
11 авг 2009 22:28:23

Тред №136303

новая дискуссия Дискуссия  337

Немного теории:
Ономастика (от греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).

Применительно к именам кораблей, судов и катеров сия наука определяется терминами кара[бо]нимика (от греческого "карабос"- корабль, "онома"- имя).

А теперь спросим у Яндекса... Даю заслуживающую внимания информацию:

http://www.bazar.mk.ua/print.php?id=264

Каронимика как наука состоит из трех частей: общей, или теоретической, исторической и конкретной. Теоретическая каронимика изучает структуру, систему, свойства и эмблематику. Структура - это деление имен кораблей на группы, которые объединяют родственные по смыслу названия, имеющие единый признак. Система-принцип отбора имен для образования названий кораблей данного ранга, размера и назначения.

Названия военных кораблей регулярных флотов не являются абстрактными и случайными. Имена кораблей - явление, прежде всего, общественно-историческое. Они всегда отражают общественно-политический строй государства, господствующее мировоззрение, историю страны, нации и народа, их роль в мировой истории, характер нации, ее воинственность или экспансивность, и т.п.

Название корабля, будучи зримым выражением идеологии государства, выполняет две функции - внешнюю и внутреннюю. Внешняя функция - отражение международного престижа, величия и могущества государства. Внутренняя функция - сохранение и поддержание памяти о великом прошлом державы и нации, поднятие патриотического духа у моряков и населения страны.

Названия кораблей делятся на группы, которые между собой образуют иерархическую лестницу; на ее вершине находятся самые почетные имена кораблей, а у подножия - самые рядовые. Самыми почетными были религиозные, монархические и исторические названия, а на самом низком уровне находились географические, зоологические и ботанические названия.

Несколько слов о закономерностях названий кораблей. К ним относятся определенность, гармоничность, иерархичность, единственность, ответственность, преемственность и резонансность названий. Имя военного корабля никогда не было случайным, оно всегда связано с каким-либо определенным событием, человеком, местом, предметом, действием и т.д. Конкретное название военного корабля, как правило, было единственным и не только на флоте, в списках которого он числился, но и во всех флотах страны.

Немного истории


Вообще:

Традиция давать имена кораблям -очень давняя. Пожалуй, самыми древними, дошедшими до нас, названиями были древнеегипетские "Дикий бык", "Северный" и "явление в Мемфисе" (1500-1520 гг. до Р.Х.). От архаических времен дошло до нас название корабля "Бык", на котором была увезена Европа; это событие, как полагают, легло в основу известного мифа о похищении Зевсом Европы. Одним из древних было название "Арго" - имя мифического корабля, построенного искусным судостроителем греком Арго.

В России:
http://sailhistory.ru/petrships.html
Первым русским кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный в 1669г. на Оке, в селе Дединово и предназначавшийся для конвоирования купеческих судов их стран Востока по Каспийскому морю и Волге. Указ царя Алексея Михайловича гласил: "Кораблю, который в селе Дединове сделан ... прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах ... нашивать орлы же". Так появилось первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел - геральдический символ царской власти на Руси, изображался на
государственном гербе, на первых морских флагах; не случайно имя "Орел" долгое время сохранялось в русском и Советском ВМФ.
Создание сильного регулярного флота - исключительная заслуга Петра I; без этого оказалась бы бессмысленной борьба за выходы к Азовскому и Балтийскому морям. Известно, что Петру удалось создать 147 линейных кораблей и фрегатов, множество мелких судов - таков итог 29-летней деятельности царя-реформатора. Документы свидетельствуют, что он придавал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота. Петру Великому принадлежит приоритет в формировании многих традиций в определении названий различных типов кораблей и судов, а эти традиции стали впоследствии фундаментом при выработке систему наименований (номинации) в отечественном флоте.
Проанализировав петровские нововведения по части наименования кораблей и судов различного ранга, можно прийти к такому выводу: с начала XVIII века в русском флоте стала формироваться определенная система каронимики, причем Петр I в большинстве случаев стремился найти гармонию имен, каждое из которых должно было соответствовать назначению, размерам, боевым и мореходным качествам корабля, иметь определенный идеологический смысл. Так, наиболее крупным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали самые
значительные победы, городов и земель, а также святых, корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо символико-аллегорическими, скампавеи, галеры, прамы и другие малые суда носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.

P.S. есть книга "Список военных судов" Ф.Ф. Веселого. В нем приведено 1850 различных имен судов парусного флота, начиная с первых лет существования русского военно-морского флота и до 1860 года.

Новейшая история:

http://zorich.zavtra…,60.0.html
Все названия 20-х-30-х годов - это выстраивание советского флота в мировой революционной традиции. Чего там только не было... так вот, не было там никакой системы:) С началом целенаправленного занятия флотом в конце 30-х все стало принимать вполне чинные формы.
Крейсера - по выдающимся деятелям.
Лидеры - по городам
Эсминцы - два направления: по качественным прилагательным, а потом еще и по деятелям. Причем в рамках каждого крупносерийного проекта названия были однотипные.
Линкоры и линейные крейсера - по географическим местам, важным для флота.
Ну и вершина линкоров - проект "Советский Союз" (по названиям страны и республик)
С приходом к власти Хрущева для флота вообще настали тяжелые времена, а вдобавок у генсека и вовсе идея возникла названия для кораблей отменить - в целях дезинформирования противника и общего социалистического равенства (нефиг именем похваляться). Ну ничего, адмиралы его удержали. Правда, у нас с тех самых пор номера кораблям даются рандомайзером:)
В 60-70-е города "переплыли" к авианосным кораблям, а исторические деятели окончательно закрепились за крейсерами.
Свои традиции закрепились и за кораблями малых и вспомогательных классов.

В.Дыгало, "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло"

В последние десятилетия, как уже говорилось, стараются придерживаться правила давать кораблям определенных классов родственные по смыслу названия. Так, противолодочные и авианесущие крейсера названы именами городов - "Москва", "Ленинград", "Киев", "Минск"... а атомные ракетные крейсера - фамилиями партийно-государственных деятелей -"Киров", "Фрунзе", "Калинин", "Юрий Андропов" (Указом Президента России эти крейсера переименованы в "Адмирал
Ушаков", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий"). Большие противолодочные корабли одной из серий также названы именами городов: "Николаев", "Очаков", "Керчь", "Азов", "Петропавловск", "Ташкент". Но в другой серии ВПК, несмотря на то что головной корабль назвали "Кронштадт", остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев Российского и советского флота, а также советских маршалов. Здесь не прослеживается ни системы, ни логики. Подобная мешанина наблюдается и в следующей серии. Например, головной корабль назван "Удалой", а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Или еще одна серия ракетных крейсеров с названиями:"Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", другая: "Слава", "Маршал Устинов", "Червона Украина". Здесь, как видно, тоже отсутствует всякая система. Нередки случаи, когда корабли с такими названиями, как "Каганович", "Молотов", "Черненко", "Брежнев" и др., приходилось срочно переименовывать. Это еще раз говорит о том, с каким вниманием и осторожностью следует подходить к наименованию кораблей.

Мой вывод и предложение

Все таки настоящий авианосец это не авианесущий крейсер. Поэтому продолжать их именовать городами на мой взгляд неправильно. Для такого класса кораблей д.б. самые почетные имена. Исторически это были религиозные, монархические и исторические названия (см.выше). И вот тут такая ассоциация: Архангелы - слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники». В роли ангелочков - самолет пятого поколения с литерой "К".Имена Архангелов следующие: Михаил – кто яко Бог, предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной; Гавриил – сила Божия; Рафаил – помощь, исцеление Божие, небесный целитель и утешитель страждущих, Уриил – огонь и свет Божий.Подмигивающий
В результате получаем:

1. Архангел Михаил
2. Архангел Гавриил
3. Архангел Рафаил
4. Архангел Уриил
  • +0.00 / 0
  • АУ
ОТВЕТЫ (6)
 
 
  sergant ( Слушатель )
19 авг 2009 20:19:15


Исключаем. Такого названия в российском флоте не будет.

Фрегат "Рафаил"  заложен в Севастопольском адмиралтействе 20 апреля 1825 года.
Строитель И. Я. Осминин.

Спущен на воду 8 мая 1828 года, и вошел в состав Черноморского Флота.
11 мая 1829 года "Рафаил" встретился с вышедшим из Босфора турецким флотом (3 линейных корабля, 3 фрегата и 5 корветов). Капитан Стройников спустил флаг, сдав корабль туркам, которые с триумфом вернулись с призом с Босфор. "Рафаил" был включен в состав турецкого флота под названием "Ниметулла".
Император Николай  :
''Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата ''Рафаил'', не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню''.

Свое донесение о Синопском сражении императору Николаю адмирал Павел Степанович Нахимов начал со слов: ''Воля Вашего Императорского Величества исполнена - фрегат ''Рафаил'' не существует''.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  telpy ( Слушатель )
20 авг 2009 08:50:36


Ну, уж если заниматься буквоедством, то я предлагал "Архангел Рафаил", а не просто "Рафаил". Идея была назвать авианосцы архангелами, а для отличия использовать имена собственные. Запасные имена, кстати, имеютсяПодмигивающий)
А вообще, от этой идеи я отошел (см. предыдущий пост). Хотя из религиозного направления очень понравилась тема славянских богов, Однако же позиция РПЦ...Грустный((
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
20 авг 2009 12:49:38


Тогда в составе российского флота нужен корабль с именем "Меркурий". Пусть это будет не авианосец.  Но чтобы "Потомству в пример ...", да и имя Казарского тоже можно увековечить именем русского военного корабля.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
  sergant ( Слушатель )
20 авг 2009 19:02:09


Мысль верная. В составе императорского флота были крейсер "Память Меркурия" и минный крейсер " Казарский".

Капитан-лейтенант Александр Иванович Казарский - такое Имя украсило бы любой корабль под андреевским флагом.

Для тех , кто не в курсе - через три дня после позорной сдачи фрегата Рафаил , 14 мая 1829 года, турецкие линкоры Саламия и Реал-Бей перехватили у Босфора бриг Меркурий.  Маленький бриг имел 18 пушек против 184 у турецких кораблей и недостаточно быстр , чтобы оторваться. Турки даже не ожидали сопротивления.
...
После четырёхчасового боя  110-пушечный линкор Селимие вышел из боя с повреждениями , а 74-пушечный Реал-Бей , получивший множество попаданий , уже не посмел преследовать русский бриг. Меркурий и его команда заставили отступить противника , который был в десять раз сильнее их.

Памятник капитану Казарскому в Севастополе


"Казарскому. Потомству в пример"
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  НАлЕ ( Слушатель )
21 авг 2009 12:01:15

Спасибо.
Ну и еще. Российский флот просто обязан иметь в своем составе корабль с именем "Новик".
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
  BlackShark ( Слушатель )
24 авг 2009 16:01:42


В советском флоте были ГИСУ "Память Меркурия" и БТЩ "Казарский". Кажется, тральщик такой или какой-то иной пароход 4го ранга есть и сейчас.
  • +0.00 / 0
  • АУ