Немного теории: Ономастика (от греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).
Применительно к именам кораблей, судов и катеров сия наука определяется терминами
кара[бо]нимика (от греческого "карабос"- корабль, "онома"- имя).
А теперь спросим у Яндекса... Даю заслуживающую внимания информацию:
http://www.bazar.mk.ua/print.php?id=264Каронимика как наука состоит из трех частей: общей, или теоретической, исторической и конкретной. Теоретическая каронимика изучает структуру, систему, свойства и эмблематику. Структура - это деление имен кораблей на группы, которые объединяют родственные по смыслу названия, имеющие единый признак. Система-принцип отбора имен для образования названий кораблей данного ранга, размера и назначения.
Названия военных кораблей регулярных флотов не являются абстрактными и случайными. Имена кораблей - явление, прежде всего, общественно-историческое. Они всегда отражают общественно-политический строй государства, господствующее мировоззрение, историю страны, нации и народа, их роль в мировой истории, характер нации, ее воинственность или экспансивность, и т.п.
Название корабля, будучи зримым выражением идеологии государства, выполняет две функции - внешнюю и внутреннюю. Внешняя функция - отражение международного престижа, величия и могущества государства. Внутренняя функция - сохранение и поддержание памяти о великом прошлом державы и нации, поднятие патриотического духа у моряков и населения страны.
Названия кораблей делятся на группы, которые между собой образуют иерархическую лестницу; на ее вершине находятся самые почетные имена кораблей, а у подножия - самые рядовые. Самыми почетными были религиозные, монархические и исторические названия, а на самом низком уровне находились географические, зоологические и ботанические названия.
Несколько слов о закономерностях названий кораблей. К ним относятся определенность, гармоничность, иерархичность, единственность, ответственность, преемственность и резонансность названий. Имя военного корабля никогда не было случайным, оно всегда связано с каким-либо определенным событием, человеком, местом, предметом, действием и т.д. Конкретное название военного корабля, как правило, было единственным и не только на флоте, в списках которого он числился, но и во всех флотах страны.
Немного историиВообще:Традиция давать имена кораблям -очень давняя. Пожалуй, самыми древними, дошедшими до нас, названиями были древнеегипетские "Дикий бык", "Северный" и "явление в Мемфисе" (1500-1520 гг. до Р.Х.). От архаических времен дошло до нас название корабля "Бык", на котором была увезена Европа; это событие, как полагают, легло в основу известного мифа о похищении Зевсом Европы. Одним из древних было название "Арго" - имя мифического корабля, построенного искусным судостроителем греком Арго.
В России: http://sailhistory.ru/petrships.htmlПервым русским кораблем принято считать 22-пушечный трехмачтовый галиот, построенный в 1669г. на Оке, в селе Дединово и предназначавшийся для конвоирования купеческих судов их стран Востока по Каспийскому морю и Волге. Указ царя Алексея Михайловича гласил: "Кораблю, который в селе Дединове сделан ... прозвание дать "Орлом". Поставить на носу и корме по орлу, и на знаменах ... нашивать орлы же". Так появилось первое корабельное имя в отечественном военно-морском флоте. Орел - геральдический символ царской власти на Руси, изображался на
государственном гербе, на первых морских флагах; не случайно имя "Орел" долгое время сохранялось в русском и Советском ВМФ.
Создание сильного регулярного флота - исключительная заслуга Петра I; без этого оказалась бы бессмысленной борьба за выходы к Азовскому и Балтийскому морям. Известно, что Петру удалось создать 147 линейных кораблей и фрегатов, множество мелких судов - таков итог 29-летней деятельности царя-реформатора. Документы свидетельствуют, что он придавал большое значение наименованиям кораблей и судов, понимая их большую политическую важность. Это отражение величия и мощи русского государства, содействие поднятию международного престижа, а также поддержание национального патриотизма и высокого воинского духа, сохранение памяти о боевых победах армии и флота. Петру Великому принадлежит приоритет в формировании многих традиций в определении названий различных типов кораблей и судов, а эти традиции стали впоследствии фундаментом при выработке систему наименований (номинации) в отечественном флоте.
Проанализировав петровские нововведения по части наименования кораблей и судов различного ранга, можно прийти к такому выводу: с начала XVIII века в русском флоте стала формироваться определенная система каронимики, причем Петр I в большинстве случаев стремился найти гармонию имен, каждое из которых должно было соответствовать назначению, размерам, боевым и мореходным качествам корабля, иметь определенный идеологический смысл. Так, наиболее крупным кораблям и фрегатам, давались названия в честь мест, где русские войска и флот одерживали самые
значительные победы, городов и земель, а также святых, корабли среднего класса крестились именами святых или какими-либо символико-аллегорическими, скампавеи, галеры, прамы и другие малые суда носили названия птиц, рыб, зверей, а также рек.
P.S. есть книга "Список военных судов" Ф.Ф. Веселого. В нем приведено 1850 различных имен судов парусного флота, начиная с первых лет существования русского военно-морского флота и до 1860 года.
Новейшая история:http://zorich.zavtra…,60.0.htmlВсе названия 20-х-30-х годов - это выстраивание советского флота в мировой революционной традиции. Чего там только не было... так вот, не было там никакой системы:) С началом целенаправленного занятия флотом в конце 30-х все стало принимать вполне чинные формы.
Крейсера - по выдающимся деятелям.
Лидеры - по городам
Эсминцы - два направления: по качественным прилагательным, а потом еще и по деятелям. Причем в рамках каждого крупносерийного проекта названия были однотипные.
Линкоры и линейные крейсера - по географическим местам, важным для флота.
Ну и вершина линкоров - проект "Советский Союз" (по названиям страны и республик)
С приходом к власти Хрущева для флота вообще настали тяжелые времена, а вдобавок у генсека и вовсе идея возникла названия для кораблей отменить - в целях дезинформирования противника и общего социалистического равенства (нефиг именем похваляться). Ну ничего, адмиралы его удержали. Правда, у нас с тех самых пор номера кораблям даются рандомайзером:)
В 60-70-е города "переплыли" к авианосным кораблям, а исторические деятели окончательно закрепились за крейсерами.
Свои традиции закрепились и за кораблями малых и вспомогательных классов.
В.Дыгало, "Флот государства Российского. Откуда и что на флоте пошло"В последние десятилетия, как уже говорилось, стараются придерживаться правила давать кораблям определенных классов родственные по смыслу названия. Так, противолодочные и авианесущие крейсера названы именами городов - "Москва", "Ленинград", "Киев", "Минск"... а атомные ракетные крейсера - фамилиями партийно-государственных деятелей -"Киров", "Фрунзе", "Калинин", "Юрий Андропов" (Указом Президента России эти крейсера переименованы в "Адмирал
Ушаков", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов" и "Петр Великий"). Большие противолодочные корабли одной из серий также названы именами городов: "Николаев", "Очаков", "Керчь", "Азов", "Петропавловск", "Ташкент". Но в другой серии ВПК, несмотря на то что головной корабль назвали "Кронштадт", остальные корабли получили в качестве названий имена флотоводцев Российского и советского флота, а также советских маршалов. Здесь не прослеживается ни системы, ни логики. Подобная мешанина наблюдается и в следующей серии. Например, головной корабль назван "Удалой", а остальные корабли того же типа названы именами советских адмиралов, маршала и... города Симферополь. Или еще одна серия ракетных крейсеров с названиями:"Грозный", "Адмирал Головко", "Адмирал Фокин" и "Варяг", другая: "Слава", "Маршал Устинов", "Червона Украина". Здесь, как видно, тоже отсутствует всякая система. Нередки случаи, когда корабли с такими названиями, как "Каганович", "Молотов", "Черненко", "Брежнев" и др., приходилось срочно переименовывать. Это еще раз говорит о том, с каким вниманием и осторожностью следует подходить к наименованию кораблей.
Мой вывод и предложениеВсе таки настоящий авианосец это не авианесущий крейсер. Поэтому продолжать их именовать городами на мой взгляд неправильно. Для такого класса кораблей д.б. самые почетные имена. Исторически это были религиозные, монархические и исторические названия (см.выше). И вот тут такая ассоциация: Архангелы - слово это греческого происхождения и переводится как «ангелоначальники». В роли ангелочков - самолет пятого поколения с литерой "К".Имена Архангелов следующие: Михаил – кто яко Бог, предводитель воинств ангелов и людей в их вселенской битве с Сатаной; Гавриил – сила Божия; Рафаил – помощь, исцеление Божие, небесный целитель и утешитель страждущих, Уриил – огонь и свет Божий.
В результате получаем:
1. Архангел Михаил
2. Архангел Гавриил
3. Архангел Рафаил
4. Архангел Уриил