Большой передел мира
246,454,273 499,855
 

  DeC ( Профессионал )
16 фев 2019 10:38:52

Неограниченная дальность полета ракеты «Буревестник» подтверждена на испытаниях

новая дискуссия Новость  1.966

16 февраля 2019, 09:14

В России успешно завершились испытания малогабаритной ядерной энергетической установки для крылатой ракеты «Буревестник», сообщил источник в отечественной ракетостроительной отрасли.

«В январе на одном из полигонов успешно завершен важнейший этап испытаний крылатой дозвуковой ракеты комплекса «Буревестник» – испытания ядерной энергетической установки», – сказал собеседник ТАСС.

Он отметил, что в ходе испытаний были подтверждены заявленные характеристики реактора, обеспечивающие неограниченную дальность полета ракеты.

Официально предоставленная источником информация не подтверждена.

Взгляд

Подмигивающий
Отредактировано: DeC - 16 фев 2019 10:39:13
  • +4.89 / 108
  • АУ
ОТВЕТЫ (41)
 
 
  kokovania ( Слушатель )
16 фев 2019 11:28:43

https://www.vesti.ru…id=3116997
  • +0.70 / 7
  • АУ
 
  утка Beria ( Практикант )
16 фев 2019 12:41:00

"неограниченную дальность полета"

-  А как смогли доказать?!
-  Да уже три месяца летает, летает, домой не хочет, Флорида ему нравится, присматривается...

   Вспомнился старый советский анекдот, последняя фраза: "А у нас такой большой самолёт... Помните, на борту в туалете что-то жужжало? Так это Б-52 вокруг лампочки крутился, крутился вылететь ника не мог."
  • +1.44 / 34
  • АУ
 
  adolfus ( Практикант )
16 фев 2019 13:08:43

Получается, что нет смысла снаряжать этот буревестник неядерным зарядом, поскольку при взрыве двигатель разлетится на кусочки и все равно засрет территорию.
  • +0.95 / 19
  • АУ
 
 
  texelbo ( Слушатель )
16 фев 2019 13:49:18

При неограниченной дальности больше смыла в отделении БЧ над целью и возвращением назад на базу за новой БЧ. Немного помудрить с механизацией крыла.
При таком подходе будет достаточно 25 таких ракет и 250 боеголовок к ним.
Профит.
И зеленыеэкологи сразу за нас.
  • +1.42 / 31
  • АУ
 
 
 
  Urri2 ( Практикант )
16 фев 2019 13:58:12
Сообщение удалено
Urri2
03 мар 2019 18:03:07
Отредактировано: Urri2 - 03 мар 2019 18:03:07

  • +0.17
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
16 фев 2019 15:11:35

Не получится. Точнее - получится, но скорее всего придется возвращаться на полосу обезображенную эпицентром ядрен-батонного взрыва от горячего привета вероятного противника. Думаете, что он в это время прохлаждаться будет? Отнюдь...
А сажать свою пепелацу на такую взлетную полосу - потребуется невероятная сноровка от автопилота этой пепелацы. Очень сложно, если вообще возможно. Другое дело - соорудить движок чуть помощнее, приладить крылья чуть побольше, бомболюк соответствующий, емкий, глыбокий, и доставлять за раз не один боеприпас, а десяток-другой  горячих приветов. Чтобы никто не ушел обиженным. А нам за добавкой возвращаться бы не пришлось, за одну ходку всё бы и доставили. Так оно получше будет, чем возвращаемый носитель. Хотя, его после раздачи приветов можно и вернуть будет. Если, конечно, будет куда возвращать. Враг то тоже дремать не будет.
  • +0.26 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  South ( Слушатель )
16 фев 2019 16:16:12

Все больше и многоразовое в данном случае нафиг, сам ядрен движок будет по сути грязной бомбой, так что это уж поистине оружие возмездия, а не ведения военных действий, по этому ракета должна быть как можно менее уязвима для средств ПВО, и ракет таких должно быть много, с хорошим процентом вероятности доставки до адресата..
  • +0.23 / 8
  • АУ
 
 
 
  prof ( Слушатель )
16 фев 2019 16:33:15

Не надо мудрить с механизацией. Буревестник по возвращении садится на спину летящему транспортнику, и тот с ним приземляется на аэродроме Крутой. А можно и прямо в полёте пристыковать к нему новую БЧ, с которой он отправится в новый рейс. (Что-то я совсем расфантазировался, пойду поужинаю Обеспокоенный).
  • +0.29 / 12
  • АУ
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
16 фев 2019 16:48:32

Фонить эта штука после полета будет так, что к ней не подойти.
И с чего вы взяли, что обслуживание ракет с ЯЭДУ будет сложнее обслуживания боеголовок и упор надо делать на минимизацию количества ракет?
  • +0.77 / 11
  • АУ
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
16 фев 2019 16:57:13

    Странно,  и почему мы до сих пор эксплуатируем АПЛ и атомные ледоколы?Непонимающий
  • +0.02 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
16 фев 2019 17:53:46

Может потому что они весят по-настоящему МНОГО?
  • +0.35 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  grizzly ( Профессионал )
16 фев 2019 18:06:36

Думаете, кто-то будет городить биологическую защиту на движок крылатой ракеты?
Ракета тогда будет размером и грузоподъёмностью с Ил-76, 
Кстати проекты самолетов с ядерной силовой установкой были похерены везде по той же причине.
  • +0.50 / 18
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
16 фев 2019 20:33:50

   Ну, какая-то должна быть, а то, как её обслуживать?
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Foxhound ( Практикант )
16 фев 2019 20:47:55

С тех пор в вопросе миниатюризации ЯЭУ пошел некоторый прогресс.
  • +0.09 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
16 фев 2019 21:15:29



Проблема не в миниатюризации. Какое бы малое "авиационное" ЯЭУ вы бы ни сделали, его эксплуатировать на реальных самолетах по любому невозможно. Так как самолетам своейственно не только летать, но и падать. Причем, иногда даже вполне внезапно. И даже на города. Я вот помню в Иркутске ИЛ в центре города рухнул. А теперь представьте, что  этот самый упавший ИЛ был бы на ядерном движке. И что было бы в этом случае с нашим Иркутском? На сколько лет там радиационного заражения местности вышло бы?

Так что проблема не массогабаритах ЯЭУ, а в радиационных последствиях при авиакатастрофах. Оно нам надо? Ну а на боевой ракете, которая везет горячий привет нашим вероятным партнерам (что-б им сдохнуть), такой проблемы нет. Ибо во время ракетно-ядерного обмена взаимноуничтожающими ударам сохранение экологии - это последнее о чем будут думать. Если вообще будут об этом думать. Оно там неактуально совсем.  
  • +1.02 / 23
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Antybred ( Слушатель )
16 фев 2019 21:31:54

Кстати, действительно, что будет если устройство с ядерной начинкой упадет? Мне почему то кажется, что ничего не будет. Неужели там типа капсюльный механизм срабатывания? Просто собрать драгоценный плутоний придется, или что там. Но это мои домыслы, я не в теме и могу ошибаться. Мне почему то кажется, что чтобы устройство сдетонировало, нужно чтобы масса определенных вещей произошла, в том числе организационного характера. Это просто логика так подсказывает.

P.s. А, речь же про двигатель, ну там наверное, да, сложности. Неплохо было бы чтобы ядерщики прокомментировали, если это не гостайна конечно. ) 
  • -0.06 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Наблюдающий ( Практикант )
16 фев 2019 22:18:35



Проблема не в возможном атомном взрыве при падении ядреной установки. Это, действительно, маловероятно. Проблема там, как мне кажется, во взрыве тепловом. Который разметает наш "драгоценный плутоний" на сотни, минимум, метров. Да так, что в совочек его аккуратно собрать будет невозможно. Типа как в Чернобыле катастрофа. Там тоже ядерного взрыва, как говорят, не было. Но вот тепловым шарахнуло - мама не горюй. Вот весь вопрос в том - возможен ли тепловой взрыв ядерного двигателя при внезапном прекращении его активного охлаждения. То есть - самолёт упал, разрушился, турбины остановились, реакторная зона (и, по закону Мэрфи, скорее всего незаглушенная), откуда тепло в турбины сбрасывалось, горячие. Вот то, что без теплоотвода они начнут греться - это понятно. А дальше что?
  • +0.17 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
17 фев 2019 06:55:07

    Сравните количество раскиданного радиоактивного материала в Чернобыле и сколько его будет в случае аварии "Буревестника" с его крохотным реактором. Неприятно, конечно, но не критично.
  • +0.93 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  lwn ( Слушатель )
17 фев 2019 07:13:06

Величина неприятности значительно возрастает при падении в реку или какой-либо водоём. Или в лесной массив с вызыванием пожара.
  • -0.26 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
17 фев 2019 10:26:47

   Батенька, вы дурак?Непонимающий
  • +0.10 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Thor ( Слушатель )
16 фев 2019 22:45:25

Смотря как упадет. Если без разгерметизации активной зоны и выброса топлива то ничего не будет, если же с выбросами то мало никому не покажется. Вон в 78ом на Канаду упал советский спутник с ядерным реактором, последствия были крайне неприятные с политической точки зрения.
Собственно потому в 60ых и прекратили работы над самолетами с ядерными двигателями, одной мысли о последствиях в случае падения такого самолета оказалось достаточно для прекращения работ как в США так и в СССР.
  • +0.63 / 9
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Салон62 ( Практикант )
17 фев 2019 06:58:47

    Да хоть с разгерметизацией. В Канаде раздули скандал, по политическим мотивам. Если "Буревестник" упадёт в Канаде, то это будет означать, что всем уже на...рать...Смеющийся

     Не поэтому.
  • +0.63 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  prof ( Слушатель )
17 фев 2019 09:37:49

При простом падении ядерного боеприпаса, даже если произойдёт детонация взрывчатки, обеспечивающей имплозию плутониевого ядра, собственно ядерного взрыва не произойдет, поскольку для этого требуется крайне равномерное обжатие ядра, которое обеспечивает только электрозапал. Будет просто обыкновенный взрыв с радиоактивным заражением небольшой территории. см. например
  • +0.57 / 17
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  adolfus ( Практикант )
17 фев 2019 13:18:29

По первому инциденту с Вашей ссылки был написан рассказ "Тысяча и одна бомба".
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  grizzly ( Профессионал )
16 фев 2019 21:50:01

Не сомневаюсь.
А как насчет прогресса в миниатюризации биологической защиты?
  • +0.25 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Практикант )
17 фев 2019 07:06:34

   
С тех пор советским учёным удалось уменьшить размер атома свинца на 67%, а его массу — на целых 73%.
Так что прогресс большой...
Веселый
  • +0.60 / 14
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Aliot ( Практикант )
17 фев 2019 07:47:15

Да не... Путь со свинцом- тупиковый. Ну максимум- до плотности как в нейтронных звездах.
Надо искать другие пути. Надо что- то делать с комптоновским рассеянием. Сечение этого рассеяния слишком маленькое. А главное- энергия ,передаваемая электронам при рассеянии , слишком большая. И она вся тупо превращается в тепло.
Порыться в мемуарах братьев Стругацких, в конче концов.  Они явно  что- то знали. Эти их отражатели на фотонных звездолетах, помните- "-Ну вот, два слоя мезовещества уже выгорело... - А что ты хочешь, Лешенька , если оверсан к Юпитеру!".  
Как- то у них все это летало?!  Фотонная ракета- это же не фонарик какой-нибудь, как их обычно изображают. При аннигиляции позитронов и элекгронов получаются два гамма- кванта 511 кэв. А при аннигиляции протонов и антипротонов- вообще куча пи- мезонов, емнип. Которые распадаются в мю- мезоны и прочее. Ну и чем всю эту хрень отражать? Обычное зеркало ничего на отразит, просто испарится  нахрен...Я уж не говорю о хранении этого самого антивещества... Так что берем их ранние сочинения, вырываем нужные страницы, набиваем чем- нибудь покрепче... И курим.
  • +0.40 / 12
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Kali ( Специалист )
17 фев 2019 11:10:24

взялась пару недель назад перечитывать по последнему изданию, где вроде убраны издательские правки.
Читаю "Стажеров", а там - победивший коммунизм, все восторженные и исследуют устройство мира, и планеты покоряют, и чего только нет. Дочитала до критики мещанства.... и хочется прям весь мир в труху, да.
а тут еще и на Авантюре Стругацкие. Этак в пору в запой уйти, истратив стратегические запасы имперских стаутов и портеров...
  • +0.58 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  svlg ( Слушатель )
17 фев 2019 07:51:01

   Вы Добряка не шокируйте.   Пожалуйста.  У него конечно есть чувство  юмора,  но всё-же...Веселый
  • +0.30 / 7
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Aliot ( Практикант )
17 фев 2019 08:07:59

А при чем тут Добряк? Ядра атомов остаются теми же. Атом- это прежде всего ядро. Вот до такого размера и можно сжать. Почитайте про вырожденный электронный газ и звезды- белые карлики, например. 
Следующий и последний рубеж обороны в борьбе с безжалостной гравитацией- нейтронизация вещества.
  • -0.02 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Практикант )
17 фев 2019 10:33:58

   
"В этом году нашим учёным на новейшем ускорителе удалось достичь скорости частиц 30 миллиардов сантиметров в секунду.
Мы взяли на себя повышенные социалистические обязательства — превзойти достигнутый показатель в следующем году на 10%".
   
Не надо всё воспринимать всерьёз...
Смеющийся 
  • +0.86 / 18
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Aliot ( Практикант )
17 фев 2019 13:00:07

Я и не воспринимаю. Просто объяснил человеку. 
Насчет 30 миллиардов- наверное, все- таки 29.8, а не 30 ? Если я правильно посчитал из см в км...30 миллиардов получилось лишь однажды,  у итальянских физиков, когда они скорость нейтрино измеряли. Тех, что из коллайдера вылетали.  Из-за этого им всем некоторое время грозила нобелевка, пожизненно.
Потом, правда, выяснилось, что один из  разъемов на аппаратуре синхронизации по времени с коллайдером просто плохо воткнули:)))
  • -0.06 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Luddit ( Слушатель )
16 фев 2019 21:54:00

Вот только толщина защиты требуется всё та же.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
  Советчик ( Практикант )
17 фев 2019 13:54:46

Самолеты с ЯЭУ были похерены по причине отсутствия осмысленного ответа на вопрос "Что делать в случае аварии самолета?".
  • +0.15 / 5
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
  Dobryаk ( Профессионал )
17 фев 2019 16:12:39

Читаем  

Часть 1

Владимир Мордашев: первый оператор летающей атомной лаборатории


ВЛАДИМИР МОРДАШЕВ, ПРЕПРИНТ ИАЭ-6706/3, ОПУБЛИКОВАНО 27.06.2012


Препринт ИАЭ-6706/3 "Из воспоминаний и размышлений первого оператора "Летающей атомной лаборатории" ТУ-95ЛАЛ" выпущен в национальном исследовательском центре "Курчатовский институт".

Летающая атомная лаборатория ТУ-95ЛАЛ - самолёт с ядерным реактором на борту в качестве источника излучения. Предназначен для исследований защиты экипажа самолёта с ядерным двигателем от излучения, рассеянного воздухом и конструкциями.

Автор препринта - Владимир МОРДАШЕВ. С любезного разрешения автора мы знакомим читателей с этим интереснейшим документом.

Летающая атомная

Вот уже более полувека, как прекратились работы на "Летающей атомной лаборатории" ТУ-95ЛАЛ. Появился ряд газетных и журнальных публикаций, множество сайтов в Интернете, связанных с ЛАЛ. Но среди их авторов не было непосредственных участников лётных испытаний и экспериментов с ядерным реактором на борту. Не желая уносить с собой то, что я знаю и помню, я решил поделиться своими воспоминаниями об этой работе.

В далеком 1955 году я, студент последнего курса МИФИ, которому в 1954 году угораздило на подработке в летние каникулы в геофизической конторе, обслуживающей законтурное заводнение туймазинского нефтерождения, заработать желтуху и лейкопению, разливая из двадцатилитровой бутыли раствор радиоактивного кобальта-60 с активностью 10 Кюри, был направлен на преддипломную практику и диплом в Лабораторию измерительных приборов АН СССР (ЛИПАН, п/я 3393).

После успешной защиты в 1956 году, соблазнённый В.И.Меркиным, начальником сектора №6, на создание атомного паровоза, я, уклонившись при распределении от предложения работать в системе КГБ и предприняв меры по повышению лейкоцитов при прохождении медкомиссии, с 1 апреля 1956 года стал старшим лаборантом сектора №6 в группе Е.Н.Самарина.

Она занималась вопросами защиты, в том числе для атомного самолёта. Одной из наиболее важных и сложных проблем при его проектировании была защита экипажа от излучения ядерного реактора, рассеянного воздухом и конструкциями самолёта.

После известий о полётах американского самолёта NB-36H с ядерным реактором на борту для исследований защиты руководством страны было принято решение о проведении аналогичных исследований в СССР.

В США был использован тяжёлый бомбардировщик B-36 и ядерный реактор мощностью 1000 кВт, экипаж находился в 12-тонной защитной капсуле, все измерения были автоматизированы.

В период с сентября 1955 года по март 1957 года "Крестоносец" выполнил 47 полётов, во время которых его сопровождал средний бомбардировщик В-50 с комплексом измерительных приборов для исследования радиационного поля.

Неподалёку обязательно летел транспортный самолёт со специально подготовленными морскими пехотинцами, которые в случае аварии должны были выпрыгнуть с парашютами и оцепить место падения, чтобы не допустить туда местных жителей и во взаимодействии с аварийными местными службами ликвидировать возможные последствия.

У нас: стратегический бомбардировщик ТУ-95, реактор мощностью 100 кВт, защита экипажа - теневая (за полёт разрешено было облучаться до 1 рентгена), управление экспериментальным оборудованием, в частности счётчиками импульсов в двоичной системе ПС-64, ручное. Летал без сопровождения другими самолётами. Всего совершил 36 полётов.

Секции защиты на реакторе могли удаляться (нейтронная - на земле, от гамма-излучения - дистанционно в воздухе), образуя пучки излучения, которое регистрировалось поворотными датчиками (один - за теневой защитой в кабине пилотов, второй между реактором и теневой защитой, третий - в задней кабине самолёта и еще два под крыльями, см. Рис.1).

Рис.1. Размещение реактора с защитой и датчиков излучения на самолёте ТУ-95ЛАЛ





Позже, в отчёте, одним из инициаторов и соавтором которого был и я, сравнивавшем NB-36H и ТУ-95ЛАЛ, отмечалось, что возможность оперативно вмешиваться в процесс экспериментов во время полёта на ТУ-95ЛАЛ позволила набирать необходимую и достаточную статистику измерений без излишнего облучения экипажа. Поэтому дозовые нагрузки у членов экипажа не превысили допустимых норм, существовавших в те времена.

ЗКП

Программа экспериментов на ТУ-95ЛАЛ разрабатывалась и должна была выполняться двумя молодыми неразлучными физиками-экспериментаторами, кандидатами физ.-мат. наук (они даже практически одну диссертацию защищали, разделив её между собой на нейтроны и гамма-излучение), младшими научными сотрудниками ЛИПАН В.Г.Мадеевым и Е.Н.Королёвым.

Для отработки всех научных, технических и организационных вопросов был создан наземный аналог - часть фюзеляжа с реакторным отсеком - с энергообеспечением и управлением из подземного бункера.

Для обеспечения работ на наземном стенде из сектора №6 были назначены: техническим руководителем Н.Е.Кухаркин (впоследствии многолетний директор Института ядерных реакторов РНЦ "Курчатовский институт"), я - оператором и контролирующим физиком реактора (предварительно поработав на нескольких экспериментальных сборках на "газовом заводе" и реакторе на "37-м объекте"),
А.А.Хрулёв (в последствии д.т.н.) - контроль радиационной обстановки (мы с ним, моим однокурсником, были солидарно ответственными за ядерное топливо реактора).

Позже контроль радиационной обстановки возложили на опытного дозиметриста В.Ф.Соленкова.
Расположение наземного стенда - ЗКП ("запасной командный пункт" или "за колючей проволокой) на базе дивизии дальней авиации в "Половинке", между Семипалатинском и ядерным полигоном (взрывов мы в 1958, 1961, 1962 годах насмотрелись и их последствий наизмеряли вдоволь).

Полигон расположен в Казахстане на границе Семипалатинской (ныне Восточно-Казахстанской), Павлодарской и Карагандинской областей, в 130 километрах северо-западнее Семипалатинска, на левом берегу реки Иртыш. Занимает 18500 км2.

На его территории находится город Курчатов, ранее - Москва 400, Берег, Семипалатинск-21, станция Конечная.

Половинка, Чаган - военный аэродром, расположен в 70 км от города Семипалатинск (между ним и Берегом). В нескольких километрах от аэродрома существовал одноимённый военный городок.
Рис.2. Карта Казахстана с местом расположения полигона.





Жили в гостинице гарнизона, километрах в семи от аэродрома и на таком же расстоянии от наземного стенда, огороженного вокруг на расстоянии несколько сот метров колючей проволокой.

Жителей городка, главным образом, жён офицеров, конечно, волновали взрывы атомных бомб (расстояние-то меньше ста километров). Они даже пытались устроить митинг, который сразу же прервался, когда разнесся слух, что в продмаг завезли апельсины.

Однажды к нам на ЗКП из Берега приехал заместитель А.В.Бурназяна (начальника 3-го Главного управления Минздрава СССР) и решил поговорить с жителями. В Доме офицеров он прочитал лекцию о том, что взрывы неопасны (расстояние большое). Если что и представляет какую-то опасность, то дождь после взрыва.

На следующий, по-моему, день, это и произошло. Фон повысился. Мы одному из молодых лаборантов с шикарной рыжей шевелюрой посоветовали постричься. В городке паники не было. Народ дисциплинированный: "Если Родине надо, значит надо!".

Первые пуски

Осенью 1958 года в ангаре, где производилось снаряжение атомных бомб, которые затем сбрасывали с самолётов на ядерном полигоне, был проведен физический пуск атомного реактора. Руководил пусковой бригадой Н.В.Звонов, я - оператор, приборное хозяйство для физического пуска - Г.Г.Малкин (также мой однокурсник). Присутствовали академик А.П.Александров (зам. директора ЛИПАН) и генерал Петров от ЛИИ (летно-испытательного института).

В 1959 году был полностью смонтирован наземный стенд (Рис.3-4), проведен полномасштабный пуск реактора и началась нормальная, напряженная работа.
Рис.3 Наземный стенд ТУ-95ЛАЛ.
На переднем плане - реакторный отсек, за ним - макет кабины экипажа.





Рис.4. Реактор, опущенный из реакторного отсека ТУ-95ЛАЛ.





Работали чаще по ночам, чтобы не превышать допустимую температуру воды-теплоносителя. Выполнили наземные эксперименты программы Мадеева-Королева, но, в основном, облучали животных, оборудование, проводили другие, вроде бы второстепенные исследования, набирались опыта.

Я обеспечивал работу реактора и готовил операторов. По-моему, их было человек пять - из КБ Туполева и ЛИИ. Один из них - майор А.Гиталов, воевал лётчиком под командованием Н.П.Каманина.

Реактор и система его управления оказались на удивление удачными. Пульт управления компактный и удобный, реактор послушный. Электрический нагреватель и система автоматического поддержания температуры теплоносителя позволили мне в последующем измерить абсолютную тепловую мощность реактора и по показаниям тока штатных ионизационных камер оценивать тепловую мощность как работающего, так и остановленного реактора. Последнее было важно для принятия оперативных решений о работе и хранении реактора в условиях заморозков.

Не обошлось без казусов. Вдруг в реакторе обнаружилась пена. Причину так и не выяснили - то ли что-то было в монжусах, из которых в реактор закачивался и сливался дистиллят, то ли дистиллят, полученный с Семипалатинского мясокомбината, был с органикой - неясно.
В.И.Меркин, к ужасу многих, пробовавший пену из реактора на вкус, также не смог придти к какому-либо выводу, кроме того, что возможно образование гремучки. Простейшие эксперименты гремучего газа не обнаружили, но меры надо было принимать.

Ведущий инженер Н.П.Леонов (брат известного артиста) с начальником из КБ Туполева решили, что надреакторное пространство под крышкой реактора объёмом 30 литров, где может скапливаться гремучий газ, следует заполнить кольцами Рашига.

Из подмосковного Чкаловска на "Половинку" на транспортном самолёте я летел с Леоновым, убивая время, играли в карты. "Николай Павлович, кольца Рашига везёте?", - спросил я. "Конечно", - указал он на мешочек. "Их же не хватит". "Как не хватит?".

Оказалось, что, решив нарезать кольца из сантиметровой трубки, начали считать, сколько надо колец, но оба забыли, сколько кубических сантиметров в литре. Спросили в коридоре первого встречного, тот не задумываясь, сказал: "Сто".

Но нет худа без добра. После того как использовали для промывки контура реактора пятьсот литров спирта, пена пропала и больше не появлялась. А совать в реактор лишние детали - дело неполезное.

В работах на наземном стенде прошёл и 1960 год. В 1961 году после ухода Н.Е.Кухаркина на "Ромашку" я стал техническим руководителем наземного стенда, забот прибавилось, и из "Половинки" я практически не уезжал.
  • +5.05 / 104
  • АУ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  • Загрузить
 
 
 
  Свой ( Практикант )
16 фев 2019 18:23:39

У вас есть уверенность, что маршевый двигатель и БЧ – это не одно и то же? В очках
Выдернуть замедлители, обжать – и "бу-ум"...
  • -0.27 / 9
  • АУ
 
  Don Paule ( Слушатель )
16 фев 2019 19:32:15
А если на базе Буревестника создать тяжелый ударный беспилотник с неограниченной дальностью? Такие возможности открываются... 
  • +0.71 / 14
  • АУ
 
 
  Удаленный пользователь
16 фев 2019 19:35:52

А если присовокупить еще и неограниченный запас боеприпасов и режим бессмертия, то возможности будут просто сказочными. 
  • +0.86 / 13
  • АУ
 
 
 
  idioten test ( Профессионал )
16 фев 2019 19:44:24
Сообщение удалено
idioten test
16 фев 2019 20:56:14
Отредактировано: idioten test - 16 фев 2019 20:56:14

  • +0.97
 
 
  Радонеж ( Практикант )
16 фев 2019 19:36:27

Стратосферный разведчик на случай ядерной войны.
  • +0.26 / 4
  • АУ