Цитата: Пикейный жилет от 16.02.2019 22:10:36АПОЛЛОН 9
В окончательном виде LM (букву E убрали «за несерьезность») съел весь резерв, выданный ракетчиками. И началось: все тоньше и меньше – стенки, опоры, трубы, стекла... Пошли замены: металл на пластик, пластик на пленку, пленка на ткань, ткань на сетку, сетка на липучку и т.д. Про конфигурацию БЦВМ один из конструкторов сказал: «Представьте себе носорога после хорошей вечеринки, забравшегося в малолитражку и несущегося в час пик через центр города, в надежде успеть к закрытию зоопарка...»
|
Том Келли, Джон Гленн и Вернер фон Браун рассматривают макет LM.
|
МИССИЯ "АПОЛЛОН-9"
|
Правда, иногда приходилось отступать: испытатели до сих пор со смехом вспоминают, как астронавты, словно «тарзаны», пытались взобраться в LM по «веревочной» лестнице... Пришлось прикрепить к передней опоре более тяжелый, но жесткий трап. К запуску Apollo 8 пилотируемый образец LM-3 явно не успевал, и Дик Слейтон (Директор операций летных экипажей NASA) предложил командиру экипажа МакДивитту просто слетать вокруг Луны без модуля. Джеймс не поддался искушению. Он подарил великую славу первого полета к Луне Фрэнку Борману, оставив себе не менее важное (с точки зрения программы) дело – готовил к поездке «ужасно скрипучую лунную колесницу».
Последние два года «команда Груммана» работала над модулем 24 часа в сутки, без выходных и праздников. За квартал до отправки LM-3 на Мыс Т.Келли собрал совещание главных инженеров и начал совершенно серьезно: «Если кто-то скажет, что мы не успеваем, я забираю всю наличность из сейфа и улетаю в Южную Америку...» В гробовой тишине прозвучала чья-то осторожная реплика: «Том, я слышал в это время года в Боливии хорошо...»
Келли ответил мрачно: «Дела так плохи, что даже шутить уже не могу...»
Задачи полета
Запускаемый с помощью РН Saturn 5 (АS-504) комплекс Apollo 9 массой 42427 кг включал:
систему аварийного спасения (САС), масса – 4013 кг;
собственно корабль (Командно-служебный модуль CSM (CSM серии Block II, серийный №104 включал отсек экипажа CM (5625 кг) и двигательный отсек SM (16401 кг) с неполным запасом топлива) + Лунный модуль LM (LM серийный №3 включал посадочную (ПС; 10074 кг) и взлетную (ВС; 4451 кг) ступени)), 36551 кг;
переходник между РН и CSM – «ангар» LM, 1863 кг.
|
Модель LM 1962 г. еще с круглым люком выхода
|
МИССИЯ "АПОЛЛОН-9"
|
Комплексные летно-конструкторские испытания (ЛКИ) пилотируемого LM на геоцентрической орбите предусматривали максимально возможную имитацию режимов работы и условий полета с высадкой астронавтов на Луну. Главные операции миссии, намеченной на 3–13 марта 1969 г. (продолжительность – 10 сут 01 час 00 мин 04 сек, 151 виток вокруг Земли):
перестроение отсеков – отделение CSM от третьей ступени РН, разворот на 180° и стыковка с LM;
внекорабельная деятельность астронавтов в открытом космосе (ВКД) и имитация аварийного перехода из LM в CM;
расстыковка LM и CSM, автономный полет LM с удалением от CSM на 175 км, разделение взлетной и посадочной ступеней LM, встреча и стыковка с CSM.
Особое внимание было уделено испытаниям стыковочного механизма (СтМ), систем навигации и наведения, СЖО, электропитания, автоматического и ручного управления LM. Во время выхода астронавты должны были испытать скафандр с автономной ранцевой системой жизнеобеспечения PLSS и аварийным запасом кислорода, предназначенный для выхода на поверхность Луны. Система PLSS рассчитана на 4 часа, аварийный запас кислорода (30 мин) размещен в двух баллонах на ранце PLSS. Хотя при полете Apollo 9 ВКД планировалась только для пилота LM, командир корабля тоже имел систему PLSS на случай необходимости оказания помощи. Командир экипажа Джеймс МакДивитт сказал перед стартом: «Когда я впервые увидел LM, я подумал, что это шутка. Если мы выполним хотя бы половину задач миссии, это уже будет удача».
На ВС Лунного модуля был установлен проблесковый огонь (вспышки длительностью 0.02 сек с интервалом 1 сек). По расчетам, его сигналы астронавты CSM могут засечь на расстоянии до 740 км (с использованием секстанта) и до 240 км (невооруженным глазом). На LM имеются также «причальные огни», подобно бортовым огням самолета, – два желтых спереди, белый сзади, красный по левому борту и зеленый по правому. Причальные огни видны из CSM с расстояния 300 м.
(Продолжение следует)