АВИАЦИЯ и иные...
13,470,698 34,204
 

  В. Вилежаня ( Слушатель )
21 фев 2019 10:55:51

Не только про железки. Жизненные истории про авиаторов.

новая дискуссия Статья  193

В 1981 году в эксплуатацию в Аэрофлот начали поступать самолеты Як-42. Это среднемагистральный самолет по всем параметрам один из лучших для своего времени. Очень экономичные двигатели, навигационное оборудование на базе ЦВМ, малошумный. В авиации получил кличку Электроник. Были демонстрационные полеты за границей, долетел без посадки из Москвы в Хабаровск. Очень хороший перспективный самолет. Для первоначальной эксплуатации самолеты поставили в Быково, Краснодар, в Ленинград. 
В конце июня 82 года, согласно расписания Як-42 Ленинградского ОАО вылетел по маршруту Ленинград - Киев с полной загрузкой пассажиров и даже с "зайцами". После входа в Киевскую зону УВД, экипаж запросил снижение с эшелона. Снижение было разрешено и экипаж доложил  о начале снижения. Больше экипаж на связь не выходил.  Начались поиски самолета. Обломки самолета были обнаружены на большой площади в районе города Мозырь. Судя по площади разлета обломков и их величине, было видно, что разрушение самолета произошло на большой высоте и скорости. Были найдены бортовые самописцы. Записи сохранились до момента отключения питания самописцев, то есть до разрушения конструкции.  Теперь нужно было определить причину катастрофы. 
Расследование провели довольно быстро. Был общеотрядный разбор, на котором присутствовали представители министерства, КБ Якловлева и Ленинградского обкома.
По полученным данным построили траекторию движения самолета и положения органов управления. Автопилот отклонил стабилизатор на снижение, а потом самолет резко начал переходить в пикирование с увеличивающейся отрицательной перегрузкой. Сразу стала понятна причина отсутствия связи. При отрицательных перегрузках гарнитуры сразу слетели с головы и пилоты остались без связи. При анализе траектории стало ясно, что такие перегрузки и такое изменение траектории невозможно создать рулем высоты. Такое можно создать отклонением стабилизатора. Конструктивно, стабилизатор имеет 3 узла крепления. Два задних в виде шарниров и передний управляемый в виде винтовой пары гайка-болт, установленных на киле и стабилизаторе. При вращении болта, гайка изменяет своё положение, тем самым изменяет угол установки стабилизатора. Схема давно известная и опробованная. Но что же произошло, почему стабилизатор вывел самолет на такую траекторию? Когда нашли этот узел, теория подтвердилась. Стабилизатор ушел на максимальный угол пикирования и встал на упор. Элементарно сорвало резьбу. Выяснилось, что винтовая пара была поставлена с перекосом. Это не был брак в работе при сборке, а так получилось конструктивно. Да и смазка узла была подобрано не правильно. При работе получался повышенный износ.  Естественно, все самолеты сразу остановили для проверки. Износ разной степени обнаружили на всех самолетах. Самолеты остановили примерно на 2 года. За это время внесли изменения в конструкцию узла, заменили старые и приступили вновь к серийному выпуску. Самолет благополучно летает до сих пор. 
Так происходит извечный путь познания методом проб и ошибок.
  • +0.51 / 28
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!