Цитата: Dobryаk от 01.03.2019 10:26:44Я знаю стандартный термин пимокат и что в Сибири валенки называт пим. С другой стороны, именно в Сибири слышал "валяльщик". В переводе на русский с родного языка будет "валяли" — до сего дня даже не задумывался, что "валяли" и "валенки" созвучны. У нас обложенные шерстью разборные колодки валенок мастера выдерживали в парной бане — именно так шерсть слеживалась и получалась нужная плотность. Деревенские валенки были всегда мягче, чем фабричные, которые были крайне жесткими и заметно толще.
Скажу, как лингвист лингвисту.
В конце 16 века за Камень в Сибирь стали проникать те, которые говорили по русски. Сначала искатели приключений, такие как Ермак с ватагой, но не далеко и на мало. Потом началось плановое изучение тех мест, а главное освоение. Первые 30 крестьянских семей Соли Вычегодского уезда отправили по указу еще Федора Иоановича. В 1648 году Семейка Ивнов сын Дежнев огибает на Чукотке мыс Дежнева.В 1639 году Иван Юрьев сын Москвитин вышел на берег Ламы (Охотское море). В 1651 году Ерофей Павлов сын Хабаров - Святской был на реке Амур. Всё. Дальше идти было некуда. Нужно было изучать и осваивать эти территории. Что объединяет этих людей, записавшихся в казаки на вечную службу к царю? Родина их, а также их сотоварищей было Заволочье, или Двинские земли. Или они были рождены уже в Сибири,но от переселенцев из Двинских земель.Исход в Сибирь с тех земель был массовым. По разрешению и без разрешения. Если посмотреть документы того времени, часто встречаются слова: ушед, сбрёл, утек в Сибирские городы. Один мой далёкий родственник в средине 17 века ушед в Иркутск и там поставлен на учёт в налоговую инспекцию, о чем есть запись. А в других переписных документах встречаются записи "Двор пуст". Что значит, что хозяева тоже ушли куда-то, но в основном, в Сибирь.В некоторых местах до половины населения деревень уходило.
Но это преамбула.
Ушедший народ уносил в Сибирь свой язык. Первоначально, это был язык Заволочья. Конечно, это был русский язык, но со своими диалектическими словами, которые в Заволочье законсервировались еще со средневековья. Пимы - это не сибирское слово. В Двинских землях слово катаники и слово пимы часто встречаются и до сего времени. В некоторых местах одно слово встречается чаще, в других реже, Но и сейчас в ходу.
Чуть не забыл.
Совершенно русское слово пимы, которое существовало до контактов русских с северными аборигенами, нынче перешло на меховую обувь из оленьих шкур. У аборигенов были свои названия этой обуви. В связи со значительным уменьшением такой обуви, как валенки.