История, войны, геополитика.
165,095 570
 

  Эдгар Грант ( Слушатель )
11 мар 2019 17:59:58

Агрессивный глобализм – внешнеполитическая платформа американского постиндустриального капитализма

новая дискуссия Аналитика  968

Глобализм – целостная система взаимосвязанных идеологических, политических, экономических, социальных, военных, культурных и других действий, направленных на утверждение в мировом масштабе господства той или иной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной доктрины.
Это немного упрощенное, но вполне приемлемое определение вполне органично вписывается в характеристики постиндустриального капитализма. Но не только... Под это определение можно подогнать любые организованные действия на глобальном уровне, ведущие к созданию доминирующей системы отношений. Отсюда и вытекает несколько применений этого сложного понятия. Например, американский глобализм – агрессивный, основанный на интервенции, грубом давлении и игнорировании международного права. Продвигая экспортную торговлю своими товарами, Китай тоже проводит глобалистскую политику, но при этом действует мягко, стараясь открыто не нарушать международное законодательство. Преимуществами глобализма пользуются и крупные европейские производители, но опять же, стараясь работать по общепринятым правилам. Элементы глобализма есть и в политике России, пытающейся в своих интересах сохранить существующую систему международного права и безопасности и защитить интересы своих ресурсных монополистов.

Наиболее бросающееся в глаза явление – это агрессивный глобализм, всеми методами отстаивающий национальные интересы США, которые, как недавно выяснилось, охватывают весь мир. Поскольку мы говорим о постиндустриальном капитализме, то национальные интересы Америки сводятся к интересам американских корпораций, а именно к увеличению их прибыли через обеспечиваемую политическими (госдеп), экономическими (доллар) и военными (Пентагон) методами глобальную экспансию.

Мы со всей очевидностью наблюдаем, как в течение правления трех бывших до Трампа президентов американские корпорации практически подчинили себе вашингтонский истеблишмент. Образовался органичный симбиоз политической, военной и финансово-промышленной элиты, в котором политики и военные постепенно, незаметно, но вполне добровольно приняли на себя вторичную роль обслуживания и защиты интересов глобальных корпораций. А интерес у глобальных корпораций один – повышение прибыли, и он никак не связан с интересами американского общества. За последние двадцать лет многие крупные компании вывели свои производства из США в страны с более дешевой рабочей силой. Нет ни одной из них, которая бы платила налоги дома в полном объеме. Умело манипулируя законодательством, глобальные корпорации используют оффшорные юрисдикции с минимальным налогообложением, нанося тем самым огромный ущерб бюджету Америки.

Поддерживаемая государством глобальная экспансия, открытие и подчинение новых иностранных рынков – наиболее простой и наименее затратный способ увеличения прибыли корпораций за счет роста объемов производства и сбыта.

Цель корпораций – прибыль. Этой цели подчиняется все. Государственный аппарат, силовые структуры и военные обеспечивают защиту интересов корпораций внутри страны и в любом регионе мира. Отсюда запрос на агрессию и неоколониализм. Корпорации не только расширяют географические границы своего влияния. На подконтрольных территориях они осуществляют идеологическую, психологическую и эмоциональную интервенцию. Псевдолиберальная американская элита через свои СМИ, литературу и «искусство» насаждает систему ложных ценностей, мнимых свобод и навязанных потребностей, воспитывая на внешних рынках послушных, не задающих действительно проблемных вопросов потребителей своих товаров и услуг.

Суть корпораций глубоко тоталитарна. В ее основе лежит жесткая дисциплина, основанная на строгой иерархии и беспрекословном соблюдении внутренних политик и процедур. Они не допускают у себя никаких проявлений свободы. Им чужда реальная демократия. Пусть вас не смущает, расслабленная атмосфера, царящая в офисах Интернет гигантов, где молодые больше похожие на хипстеров разрабы придумывают очередные заманухи для подсаженных на смартфоны потребителей. Это только видимость свободы, бросающаяся в глаза яркая оболочка. На самом деле вся эта высокотехнологичная братия, несмотря на рваные джинсы и нестиранные майки, четко выполняет указания руководства и понимает, что любое отклонение от внутренних правил будет стоить им работы. Современной корпоративной машине на всех уровнях нужны исполнители, как бы красиво и пафосно не назывались их позиции (вроде «креативный директор»).

В соответствии с этими жесткими внутренними принципами глобальные корпорации начали изменять и американское общество, тонко и незаметно насаждая в нем зеркальное отражение своей тоталитарной идеологии – либерал-фашизма. Эта псевдолиберальная идеология, благополучно похоронив американскую мечту, уже прочно засела в головах и душах половины американцев, подготовив их к новой политической реальности – мягкому тоталитаризму, при котором зомбированное СМИ и Интернетом население добровольно выполняет навязываемые элитами функции.

Псевдолиберализм на протяжении уже трех десятков лет успешно разлагает и давно потерявшую культурный суверенитет Европу. Но его расползание по остальному миру процесс нескорый. Необходимо, чтобы на прививаемых Западом материальных «ценностях» вроде айфона, фейсбука, ЛГБТ и дешевых мультяшных, но таких привлекательных голливудских супергероях, выросло целое поколение. А в государствах с глубоким культурным и религиозным кодом, таких как Китай, Россия, Индия, страны Ближнего Востока, и не одно.

Через несколько десятков лет навязанная западными псевдолибералами идеология может заменить исторические, культурные ДНК народов по всему миру. Тогда настанет время либерального фашизма со всеми его прелестями, эпоха постиндустриального капитализма, когда миром будут управлять мегакорпорации планетарного масштаба. К тому моменту ими уже будут созданы надгосударственные структуры глобального управления, а правительствам будет отведена лишь полицейская функция поддержания порядка.

Прототипы подобных структур уже начали появляться в рамках создаваемых США трансатлантического и транстихоокеанского торговых союзов. Имя им Верховные арбитражи. Эти органы предназначены для рассмотрения споров в рамках торговых союзов, но их юрисдикция должна иметь приоритет над национальной, а решения – выполняться вне зависимости от законодательств государств, к которым она применяется.

Процесс создания этих союзов пока приостановлен нынешним американским президентом по внутриполитическим причинам, к которым мы еще вернемся, но сама идея не снята с повестки дня, просто отсрочена для того, чтобы внутри США произошла ребалансировка влияния элит в сторону усиления государственного контроля.

 

Выводы

1. Глобализм – естественный продукт постиндустриального капитализма.

2. Выходя на глобальный уровень, компании становятся наднациональными образованиями, стремящимися вывести капитал в страны с максимально комфортной юрисдикцией, даже в ущерб национальным интересам своих стран.

3. В основе агрессивного глобализма США лежит стремление американских корпораций к мировой экспансии любыми средствами, включая силовое подавление конкурентов.

4. В США глобальным корпорациям удалось подчинить псевдолиберальную политическую элиту своим интересам.

5. Но... В американском обществе и у значительной части консервативно настроенного бизнеса существует запрос на восстановление государственного контроля над процессами глобализации и перенос политического и экономического фокуса внутрь страны.

                                   
            Поскольку глобализм – один из основных принципов постиндустриального капитализма, его дальнейшее развитие в той или иной форме неизбежно. США как ведущая экономика мира были и будут основным его драйвером. Пауза, взятая нынешним президентом, не означает, что Вашингтон отказывается от глобальной экспансии. Несмотря на антиглобалистскую риторику, его агрессивные, интервенционистские (санкции, торговые войны, применение военной силы) действия говорят об обратном. Это объясняется тем, что на этом этапе идет попытка переформатирования внутренней политической системы. Как только она будет завершена, вне зависимости от результата, Америка с новой силой вернется к глобальной экспансии, потому что неоколониализм для нее – самый простой способ, обеспечить экспансию своих корпораций и поддержать уровень жизни населения.

 

(Выдержка из цикла лекций по международному положению)
  • +0.00 / 0
    Комментировать
КОММЕНТАРИИ (0)
 
Комментарии не найдены!