Вот для понимания.
новая дискуссия
Статья
271
Заметка от Алексея Волынца из его ФБ.
О сибирских первопроходцах и почему они так успешно действовали.
"В чем секрет сравнительно высокой боеспособности первопроходцев?
Боеспособности, позволившей десяткам успешно воевать против сотен, а сотням против тысяч?
Боеспособности, позволившей всего за полвека освоить чудовищные территории от Урала до Тихого океана?
Отвлечёмся от социальных и этнических моментов, сосредоточившись при ответе на данный вопрос чисто на «технике» и «технологиях»…
ВО-ПЕРВЫХ, материально-техническая основа – самое современное и совершенное по тем временам оружие, даже по самым развитым западноевропейским меркам.
Уже к середине XVII века, при первом появлении на Амуре у первопроходцев никаких фитильных, а сплошь кремневые ружья. Протопоп Аввакум в те же годы, описывая свою ссылку с первопроходцами в Забайкалье, упоминает ружья даже с колесцовыми замками – сложнейшая техника по тем временам… Корейский генерал Син Ню, командир лучших «мушкетёров» корейского королевства, одних из самых продвинутых тогда стрелков на Дальнем Востоке, просто с восторгом описывает «сверхестественные» ружья казаков.
А ведь у первопроходцев 2-й половины XVII века нередко уже упоминаются и нарезные винтовки, по несколько на отряд! Это для той эпохи вообще чуть ли не самое высокотехнологичное оружие. А в самом начале XVIII века у первопроходцев при штурмах «острожков» на севере Камчатке и юге Чукотки упоминаются даже разрывные пороховые гранаты… Про небольшие переносные пушки уж не говорим, они само-собой упоминаются часто на речных судах первопроходцев.
И это уже не говоря о всеобщем стальном оружии – всяких «куяках«, кольчугах и саблях. И всё это счастье против противника, который обычно имеет минимум железа и типично описывался как-то так: «А бой у них лучной, у стрел копейца и рогатины все костяные, а железных мало; и лес и дрова секут и юрты рубят каменными и костяными топорками...»
Но даже, как указано выше, при столкновении не только с первобытными племенами Сибири, но и с вполне высокоразвитыми цивилизациями дальневосточного региона (маньчжурами, корейцами, монголами) огнестрельное оружие первопроходцев на поколение лучше.
ВО-ВТОРЫХ, кто такие первопроходцы? Это в большинстве, выражаясь современным языком, профессиональный спецназ.
При том не просто спецназ, а так сказать потомственный спецназ в нескольких поколениях!.. Вспомним три поколения первопроходцев Перфильевых, где дед покорял берега Енисея, отец – Лены и окрестности нынешнего Иркутска, а внуки – Забайкалье и Приамурье.
Так что представьте себе спецназовцев, которых готовят под конкретную войну их родные отцы и деды, посвятившие всю жизнь конкретно такой войне. Впечатляет же? При том вся наша первопроходческая конкиста это ведь не полевые баталии больших армий, а именно война, где оптимальны именно такие «спецназы»…
И В-ТРЕТЬИХ, в массе первопроходцы это очень мотивированные люди. Мотивированные в комплексе сразу идеологически и материально.
Идеологически – они, «православные христиане», подданные великого государя-царя всея Руси, чётко понимают своё отличие от покоряемых, и, главное, своё превосходство над ними. Там в общем то в «наказах» Сибирского приказа первопроходцам вполне сформулированы, выражаясь современным языком, цивилизаторская миссия и большое государственное значение первопроходцев, только выражено всё это словами и понятиями XVII века – «учинена Ихъ Великихъ Государей, Ихъ Царскаго Величества преименитой державе, Россійскому Царствію великая прибыль и по сему слава и хвала…»
И даже те, кто попал на какую-нибудь «государеву Ленскую службу» не по своей воле (вроде пленных «литвинов» или ссыльных «воров»-бунтовщиков), обычно были профессионалами войны или хотя бы с опытом современной им войны, и для них участие и отличие в первопроходческих экспедициях было реальным шансом превратить обидный плен или уголовную ссылку в удачу, карьеру и богатство…
Вот тут и подходим к последнему по месту, но не по значению – материальная мотивировка. Тут просто вспомним, к примеру, Ивана Рубца, привезшего с первого похода на Камчатку личных мехов, ценою минимум под сотню домов в Москве…
НАКОНЕЦ В-ЧЕТВЁРТЫХ, это отношение к противнику или потенциальному противнику – вот вся эпопея первопроходцев свидетельствует, что при всём желании ограбить «неясачных иноземцев», при всей этнической чуждости и странности аборигенов, первопроходцы всегда видят в них людей. Пусть странных, неизвестных, чужих и опасных, но людей – будь то чукчи или китайцы…
А раз так, то этих людей можно при надобности убить, но можно и договориться с ними, а можно, при определенных условиях, инкорпорировать в себя, признать за своих. То есть первопроходцы это еще и спецназ, который может не только хорошо сражаться, но и хорошо умеет манипулировать потенциальным противником и потенциальным союзником…
«Психологическая война», «психологические спецоперации» они ведь и в наказах Сибирского приказа и в практике первопроходцев очень явно заметны, хотя дьяки, атаманы и прочие «приказные люди» таких слов не знают, но тему чувствуют и понимают отлично – одно приравнивание к стратегическому пороху драгоценной там и тогда водки (для агентурных операций) и «одекуя»-бисера (для взяток аборигенам) в «отписках» первопроходцев говорит само за себя…
P.S. В ИТОГЕ вся эпопея первопроходцев это примерно так – в бой против многочисленного на порядок, но хуже вооруженного и организованного противника идут супер-пупер оснащённые по последнему слову той техники потомственные профессионалы спецназа, подготовленные именно для такой войны, при этом прекрасно умеющие в «психологическую войну», отлично мотивированные идеологически и ещё лучше мотивированные материально.
Как-то так."