«Разведка. «Нелегалы» наоборот: Сотрудничество спецслужб Лондона и Москвы времен Второй мировой» написана на основе ранее засекреченных британских и советских архивов и рассказывает историю трех десятков советских разведчиков, которые были заброшены в качестве агентов на территорию оккупированной Европы с помощью британских спецслужб.
фото: архив МК
Алекс - Юстасу
Его соавтором стал историк Бернард О’Коннор. Для обоих авторов эта книга – не первый опыт работы с темой спецслужб и рассекреченными документами. В частности, у телеведущего в 2013 году выходила книга «Забытые союзники во Второй мировой войне», которая была посвящена «малым» союзницам, противостоящим фашистской Германии, – странам Латинской Америки, Африки, островам Карибского моря и Океании. К новой теме, по словам Сергея Брилева, он вышел совершенно случайно около полутора лет назад.
- Сергей Нарышкин, нынешний директор Службы внешней разведки России, обратился ко мне с предложением сделать материал к юбилею генерала Фитина. Павел Фитин – начальник советской разведки, прообраз того самого Алекса, которому Юстас – он же Штирлиц – посылал шифровки в фильме «17 мгновений весны». Это человек непростой судьбы: когда было дело Берии, он тоже попал под жернова, хотя умудрился огромное количество людей реабилитировать еще в сталинские времена. В результате после отставки он работал директором фотокомбината Союза советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами – словом, никем. И вот, память о нем решили вернуть. Я с энтузиазмом откликнулся на предложение. Когда начал изучать контекст - ничего, никаких зацепок. Мне дали его мемуары – буквально несколько страничек. И тут я обнаружил фразу, за которой может открыться космос. Там было написано, что они пытались забросить агентов с помощью западных спецслужб, в том числе английской разведки.
По словам Сергея Брилева, поиски материалов в западных источниках привели его к Бернарду О’Коннору, бывшему преподавателю географии, истории, английского языка, а ныне автору ряда книг, связанных с историей Британии ХХ века.
- Я сосредоточился на секретных операциях во время Второй мировой войны, - рассказал Бернард. – У меня появился доступ к секретным британским документам того времени, и я написал книгу о роли женщин – из Англии, Франции, Бельгии, Германии – в работе разведки. В числе прочих я написал и о советской разведчице, которую забросили в Европу с территории Англии – по стечению обстоятельств, ее самолет улетал с аэропорта, рядом с которым я сейчас живу. Я счел необходимым рассказать об этой женщине в своей книге. И когда искал документы, связанные с ней, то открыл, что, кроме нее, было еще четыре женщины и 29 мужчин, которых забросили из СССР в оккупированную Европу для разведывательных операций.
«В прошлом веке Россия и Англия очень здорово друг другу помогали»
Бернард поделился информацией, которой владел, с Сергеем: документы об этих спецоперациях в Британии были рассекречены за последние 15 лет, в отличие от России.
- Когда мы с Бернардом изучали досье этих разведчиков, я посмотрел на их лица и фамилии, и понял, что это не штатные сотрудники НКВД. Это явно Коминтерн. Я стал разыскивать информацию о женщинах из этого списка – и трех мы сразу обнаружили в архиве Коминтерна в Москве, еще двух – чуть позже. Мы поняли, что речь идет о чем-то большем, чем телевизионный сюжет. В результате мы сделали ряд публикаций для академического журнала «Международная жизнь». А в октябре прошлого года меня позвали в штаб-квартиру Службы внешней разведки, где Сергей Нарышкин вручил мне папку с документами – мол, если столько всего найдено, мы решили предать гласности все, что есть на этих людей у нас. В итоге у нас получилась книга об этих разведчиках периода первых двух лет войны.
Сергей Брилев подчеркнул, что не раз звучали в этой истории Уфа и Кушнаренково. Дело в том, что в 1941-1943 годах в Уфе находился в эвакуации Исполком Коминтерна, в который входили видные деятели левого движения того времени. Именно из Уфы вещали антифашистские радиостанции Коминтерна, а в селе Кушнаренково работала знаменитая коминтерновская спецшкола для разведчиков. В частности, лидеры компартий Вальтер Ульбрихт и Морис Торез черпали знания и опыт именно в Башкортостане. Кушнаренково тогда было глушью, без железных и автомобильных дорог. Это и убедило правительство разместить здесь школу диверсантов. В ней учились будущей лидер ГДР Вальтер Ульбрихт, «болгарский Ленин» Георгий Димитров, испанская коммунистка Доллорес Ибарурри и их дети. Немецкий разведчик Маркус Вольф, известный как «человек без лица» и руководитель «Штази», осваивал здесь методы подрывной деятельности.
- Книга называется «Нелегалы» наоборот», потому что речь здесь не столько о русских, которые вжились в образ иностранцев, сколько об иностранцах-коминтерновцах. В основном, это австрийцы, польские евреи, французы, немцы, которые по советским паспортам с русскими именами въезжали в Англию, после чего их забрасывали в Европу. Эта книга – пример того, что, по крайней мере, четыре года в прошлом веке Россия и Англия очень здорово друг другу помогали. Судьба же этих людей очень непростая: кто-то попал в лапы гестапо, кто-то внедрился и продолжил работать после войны, кто-то попал в ГУЛАГ, кто-то смог вернуться на родину, но в большей степени это истории трагические.
«Про Коминтерн будут говорить очень много, но больше плохого»
По словам Сергея Брилева, ценность книги в том, что в ней сконцентрированы реальные судьбы людей. И даже в диалогах есть сноски на архивы, поскольку построены они на реальных словах из найденных документов. А в конце книги воспроизведено тайное – очевидно, теперь уже нет – соглашение между советской и британской разведкой 1941 года о совместной борьбе против Гитлера.
Профессор Санкт-Петербургского госуниверситета Лазарь Хейфиц, крупный специалист по Коминтерну, добавил, что история этих разведчиков – важная веха в истории международной организации.
- Про Коминтерн будут говорить очень много: скорее всего, больше плохого, критического. Хочу сказать одно: вот эти три десятка человек, даже если бы все остальное Коминтерн сделал плохо, с моей точки зрения спасли его имидж. Они прошли через пытки и тюрьмы, погибали в концлагерях - они пожертвовали собой ради простой идеи: спасти страну - в общем-то, чужую для них. Они приехали в Союз, чтобы учиться, работать. Кто-то приехал с родителями, которые были видными деятелями Коминтерна. Они могли отсидеться, но все-таки решили иначе.
Сергей Брилев отметил, что эта книга – первая часть истории о совместной работе британской и советской спецслужб, впереди – работа над второй частью, которая будет посвящена 1943-1944 годам.
- Не все из этих 34 людей, о которых мы написали, обучались в Башкирии. Есть – да, есть – нет, а есть – непонятно. Есть, например, одна фотография, на которой человек снят в немецкой форме на территории СССР, чтобы у него была пачка «семейных документов». Потом ему не дали эту фотографию, потому что на фоне дом, который явно не Германия и Австрия, а где-то у нас. Это точно не Казань и не Куйбышев, может быть, Липецк. Сначала историки говорили, что это точно не в Башкирии, потому что здесь не было аэродрома, а потом выяснилось, что в Уфе в годы войны их было два, просто от них ничего не осталось. Это как раз пример того, что мы будем изучать в дальнейшем.
Бернард О’Коннор рассказал о том, что был очень впечатлен дорогами и вождением в России и в Уфе, в частности.
- В Англии, если у нас лед на дороге, все едут очень медленно. У вас есть специальные зимние шины, которые упрощают процесс вождения. Такие шины в Британии используются только в горных местностях, в Шотландии и северной части Англии.
- Россия и Англия – единственные европейские страны, которые, говоря о Европе, имеют в виду кого угодно, кроме себя, - подытожил Сергей Брилев, отвечая на вопрос, что есть объединяющего у двух, на первый взгляд, не похожих друг на друга стран.
Ссылка