Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,109,134 7,860
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
27 апр 2019 08:27:04

На злобу дня, или про ВПР

новая дискуссия Дискуссия  120

В блоге Мысли директора сельской школы
наткнулся на две очень актуальные заметки,
прямо по ключевой теме апреля ВПР, и о том для чего это за чудовище на образование свалилсь
1. Ключевое выделил жирным
Ещё раз про ВПР и их странности
Ещё немного и триумфальное шествие ВПР по нашим школам закончится. Вопросов, как всегда, больше, чем ответов.
ЦитатаНикто так и не понял, зачем они нужны – секрет. Намекают, что на результаты ВПР будут ориентироваться при создании новых вариантов ЕГЭ (по ФГОС), но официально этого никто не подтверждает.

Совершенно непонятно, зачем тогда проводят ВПР в 10 и особенно в 11 классах? У одиннадцатиклассников «на носу» ЕГЭ, который и так всё покажет.

Совсем запутали администрации школ, а те, в свою очередь, учителей. Вроде бы результаты ВПР ни на что не влияют, но Рособрнадзор грозится увольнением директоров за необъективные результаты. А что такое «объективные»? Как не попасть в пресловутый чёрный список? Вот и подстраивают результаты под средний показатель – на всякий случай.
Я уже не говорю про тонны бумаги и чернил, которые пошли на распечатку многостраничных заданий.

Про сами задания тоже можно много интересного рассказать. Встречаются очень неоднозначные критерии.

Например, случай по биологии с баклажаном: нарисован томат, а в ответе написано «баклажан». Смелые педагоги зачли правильный ответ по своему усмотрению, некоторые написали на форум ВПР. Но есть и те, кто, запуганные «точному соответствию критериям», зачли неправильный ответ.

В вопросе про микроскоп (биология) тоже есть неясности. Во-первых, на рисунке не очень понятно, куда указывает стрелка. А во-вторых, в учебнике 5 класса на схеме микроскопа написано «зрительная трубка», а в ответе – однозначно «тубус».

В вариантах по географии сам смотрел вместе с учителем: нужно определить координаты точки на схеме (широта вроде бы), точка стоит явно не посередине между делениями, но в ответе – 0,5. Я сказал учителю засчитывать ответ по факту.

Есть вопросы и к заданиям по текстам: там, где нужно определить главную мысль и т.д. уж очень однозначные варианты даны в критериях. Я думаю, не бывает так всё просто в работе с хорошими текстами.

Всё это – пример, как сложно на самом деле организовать и провести что-то очень масштабное в рамках огромной страны. И уроки сорваны, и учителя на нервах. Дети тоже. А ещё эти всякие «косяки». И всё это за большие деньги.

Сами КИМы, насколько я знаю, составлялись не министерскими людьми, а заказаны в каком-то специализированном учреждении. Думаю, недёшево.

Новый портал тоже немало стоит. А к нему тоже есть претензии: зависает в период массового «скачивания», критерии не всегда вовремя выкладываются

В общем, как всегда.

Теперь ждём следующую волну: анализ этих самих работ. И боюсь, что главным будет не предметный результат, а выяснение, кто был объективен, а кто нет. Это всегда для чиновников важнее: найти виноватых и наказать.

2. 
ВПР против 11-классников: наши побеждают!
Всероссийские проверочные работы в самом разгаре. Результаты разные: где-то неожиданно хорошие, где-то – провал (у нас совершенно «не пошёл» русский язык в 7-м классе). Но уроки смещаем, мероприятия отменяем… Апрель можно выкинуть из запланированной работы школы.
ЦитатаВсероссийские проверочные работы в самом разгаре. Результаты разные: где-то неожиданно хорошие, где-то – провал (у нас совершенно «не пошёл» русский язык в 7-м классе). Но уроки смещаем, мероприятия отменяем… Апрель можно выкинуть из запланированной работы школы.

Но речь пойдёт о ВПР именно в 11 классе. В прошлом году 11-классники очень удивили нас на ВПР по английскому языку. В этом предмете они, мягко говоря, не блистали. Я переживал за результат, учительница вообще похудела, а дети… были спокойны, как удавы.

Списывали это их спокойствие на то, что им-то, по сути, эти ВПР вообще до лампочки. ЕГЭ – это важно, а всё остальное – ерунда.
Пришёл день ВПР. Дети наши сели и всё быстро и правильно написали. Мы были в шоке. Несколько минут. Потом поняли: списали! Но как? Откуда? Ответы же пришли только в 14-00?

Дети у нас в том классе были действительно умные, поэтому долго «не кололись». Потом всё-таки признались, что ответы они знали заранее из группы в одной популярной соцсети. Точнее, там были выложены варианты работ с ответами. Варианты совпали.
Вроде бы даже был некоторый шум по этому поводу в интернете, но потом всё быстро успокоилось.

В этом году, после всех строгих заявлений г-на Кравцова, таких утечек ждать не приходилось. Но…Картина повторилась. 11-классники опять спокойны, как те же самые удавы. Работы пишут быстро и почти правильно.

Мы заподозрили неладное после второго (второй? вторых?) ВПР (биология). Учительница наша сразу заявила, что она ожидала неплохие результаты, но были вопросы, на которые некоторые конкретные ученики никак не могли ответить правильно. А они ответили.

Первые ВПР не следует брать в расчёт: задания по истории были неприлично лёгкие, набрать нужное количество баллов можно было довольно легко. Но, как оказалось потом, по истории тоже ответы были доступны.

Так получилось, что как раз после первых ВПР была у нас встреча с одним важным чиновником из регионального министерства. Он был в курсе, что 11-классники знали ответы. И первым делом обвинил… школы. Мы хором ему рассказали порядок этих самых ВПРов: мы получаем ответы только после 14-00 часов, и никак не моги их знать заранее! Он, к его чети, согласился с нашими доводами сказал, что, видимо, утечка «в другом месте» и пообещал сообщить в федеральный рособрнадзор.

Не знаю, сообщал или нет, но на следующих работах ситуация повторялась. Дети на вопрос, знают ли они ответы, загадочно улыбались и продолжали хорошо писать проверочные. Иногда, правда, система «ломалась»: не с того варианта ответы списывали!
Говоря «списывали», я не имею ввиду, что они прямо на ВПР куда-то заглядывали, нет! Мы строго за этим следили. Так что от выпускников требовалось только найти ответы, запомнить их и не перепутать варианты!

А что сказать? Молодцы! Научились за 11 лет учёбы выкручиваться из сложных ситуаций. И грозному рособрнадзору в очередной раз нос утёрли. А то там только способны всех обвинять в подтасовках, а сами опять информацию защитить не смогли.


что тут сказать, молодцы одиннадцатиклассники и их здоровый дух., 
а ведомство Кравцова давно пора на заготовки леса отправить, пусть ввп страны повышают.Подмигивающий
  • +0.02 / 2
  • АУ
ОТВЕТЫ (1)
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
28 апр 2019 21:00:15

Из того же источника, концептуальное по теме
Мы начинаем ВПР! Для кого? Для чего?...
Если когда-то лозунг образования был «учиться, учиться и учиться!», то сейчас, однозначно: «проверять, проверять и проверять!»

ЕГЭ и ОГЭ оказалось недостаточно, появилось итоговое сочинение (тоже мероприятие неоднозначное) – мало! Добавили итоговое собеседование – ещё более спорное мероприятие – мало!

И вот уже несколько лет набирает силу новое явление – ВПР. Нам часто указывают на опыт зарубежных стран, где по итогам разных рейтингов высокий уровень образования. Но я не уверен, что в этих же странах возможно такое количество проверочных мероприятий.
Учителей и администрацию обложили проверками, теперь и с детьми делают то же самое. Я не плачусь в жилетку, но учить совсем некогда стало. Если кто ещё помнит, обучение – процесс планомерный и непрерывный. Это обязательное дидактическое условие.

В последние годы этот принцип просто уничтожен. Ни о какой непрерывности речь просто не идёт. И откуда тогда возьмётся высокое качество образования, которое упорно пытаются найти всеми этими способами контроля?

От количества проверок качество не повысится.

Мы в школе относимся к ВПР без фанатизма. Никаких авральных подготовок, закупок всевозможных сборников и т.д. Мы знаем, на что наши ученики способны, отметки не завышаем, поэтому и сюрпризов не ждём. А ведь г-н Кравцов утверждает, что главное в ВПР – объективность! А мы верим. А то, что итоги ВПР (точнее школы, директоров и учителей) начинают разбирать и «склонять» на всех уровнях сразу же после их проведения – совпадение.

Я не исключаю, что такие централизованные проверочные работы нужны для общей координации. Но они должны быть вписаны в общую систему образования, которая пока похожа на лоскутное одеяло. Ну и должны быть мера и логика.

Про меру: в 7 классе работы проводятся 2, 4, 9, 11, 16, 18, 23, 25 апреля. Это нормально? Где Онищенко с нормами СанПин? Кравцов может говорить, что угодно, но для ребёнка каждая такая работа – стресс. Особенно для детей ответственных.

А теперь про логику. Откуда составители работ могут знать, какую тему я прохожу и в каком классе? Ориентируются на УМК? Тогда напомню, что согласно действующему ФГОС рабочую программу на СТУПЕНЬ составляет учитель! И он имеет полное право расставлять темы, как ему заблагорассудится. Таков закон, который само же министерство долго и упорно отстаивает.

Или у нас, как всегда: одна рука пишет красивые законы, а другая делает так, как удобно.

Одна из причин «чистки» перечня учебников и предстоящее внесение во ФГОС содержания образования по годам – сделать удобным написание заданий и проверку ВПР. Это дико, но у нас образование подгоняют под проверку, а не наоборот!

Недавно один авторитетный в сфере образования человек из столицы сказал в узком кругу, что ВПР собственно к образованию не имеют никакого отношения. Это только бизнес. И «там» все это понимают.
И это не первоапрельская шутка.

.
Добавлю от себя, и ЕГЭ давно стал бизнесом, притом высокодоходным.
  • +0.03 / 3
  • АУ