Поскольку на данном этапе капитализм – доминирующая общественно-экономическая формация, а его трансформация в постиндустриальную форму является естественным эволюционным шагом, связанные с ней драматические процессы на международной арене неизбежны. Важно, какую форму примет постиндустриальный капитализм, кто будет его движущей силой – глобальные мегакорпорации подмявшие под себя государство (американский вариант), или государство, контролирующее капитал в своих интересах (китайский, российский вариант).
Результатом развития постиндустриального капитализма в западных странах является возникновение и усиление влияния псевдолиберальных элит. Их идеологическое давление на общества со временем будет нарастать. Цель – установление мягкого тоталитаризма, при котором управляемое через современные информационные платформы население обслуживает интересы верхушки общества.
Трансформация западных демократий в формат мягкого тоталитаризма неизбежно приведет к росту сопротивления консервативной части населения, готовой отстаивать свои свободы и традиционные ценности. Существует возможность того, что общественное недовольство перерастет в открытые конфликты высокой интенсивности внутри некоторых западных государств вплоть до гражданской войны. Однако, учитывая мощный репрессивный аппарат, имеющийся у большинства стран, и готовность его использовать, шанс революционного развития событий невелик. Более вероятно, что управляющим массовым сознанием через информационные потоки элитам удастся мелкими экономическими и политическими уступками удержать контроль над населением.
При благоприятном для западных элит развитии ситуации через десять лет по естественным причинам процент старшего консервативно настроенного протестного населения сократится. Ему на смену придет воспитанная на псевдолиберальных ценностях молодежь. С этого момента процесс формирования управляемого общества с функцией поддержки и обслуживания постиндустриальных элит в США и Европе можно будет считать завершенным. Следующим этапом будет полное подчинение государственных структур мегакорпорациям и сокращение их функций до минимума необходимого, чтобы обеспечить безопасную экспансию постиндустриального капитала.
Из-за того, что США находятся на наиболее продвинутом этапе перехода к постиндустриальному капитализму, вашингтонская политическая элита уже подчинена корпорациям и открыто проводит в их интересах интервенционистскую политику. Являясь самой мощной в мире державой в экономическом и военном плане, Америка будет агрессивно отстаивать свое право на мировое доминирование, используя для этого все имеющиеся ресурсы и влияние вплоть до развязывания глобального конфликта.
Американские политические псевдолиберальная и неоконсервативная элиты являются основным источником и катализатором нарастающей в мире конфликтности. Они всеми силами пытаются остановить сползание США с позиции единоличного мирового лидера. Понимая, что Америка быстро теряет доминирующее положение в мировой политике, Вашингтон предпримет шаги для резкого обострения международной напряженности вплоть до полномасштабной войны. Целью такой конфронтации является сохранение гегемонии США и обеспечение глобальной экспансии американских корпораций.
Страны Европейского союза не обладают суверенитетом во внешней политике, находятся в вассальном положении по отношению к США и в большинстве своем готовы в ущерб своим интересам следовать конфронтационным курсом Вашингтона. Из-за отсутствия самостоятельности в принятии решений, а также из-за нарастающих внутренних проблем ЕС стремительно теряет влияние на мировой арене. При усилении существующих противоречий ослабление (вплоть до распада или полного экономического подчинения США) Евросоюза неизбежно. Вашингтон, видя в ЕС экономического конкурента, будут этому способствовать. «Либеральные» политические элиты Евросоюза и дальше готовы жертвовать интересами своих народов, проводя разрушительную для Европы внешнюю политику, навязываемую США.
Следование агрессивной политике Америки может превратить Европу в театр военных действий конфликта США – Россия. Ситуацию способен изменить приход к власти в ключевых странах консервативных национально-ориентированных правительств, способных отстаивать интересы своих государств и проживающих в них коренных народов. Несмотря на нарастающее недовольство действиями США, вероятность того, что стоящие сегодня у власти либо претендующие на нее европейские лидеры предпримут радикальный разворот в сторону проведения самостоятельной политики, невелика.
На данный момент разрушение России является для США внешнеполитическим приоритетом. В то же время в Вашингтоне наблюдается постепенное осознание того, что главной угрозой является Китай, отрыто заявляющий о своих амбициях на роль глобального экономического лидера.
Несмотря на возросшую в последнее время взаимозависимость американской и китайской экономик, США в случае неудачи политики торговых ограничений применят против Пекина стратегию сдерживания, аналогичную той, что используется против России. Учитывая зависимость экономики от экспорта, вероятность того, что Китай выдержит жесткое внешнее давление, не используя силовые методы для поддержания внутренней стабильности, очень мала.
Даже при сохранении существующей относительно спокойной внешнеполитической ситуации, нарастающие внутренние дисбалансы в финансовой системе Китая, подталкиваемые экономическим давлением США, с большой вероятностью приведут к падению темпов роста экономики. С замедлением экономического роста возрастет социальная напряженность, справиться с которой без применения тоталитарных методов правления Пекину будет очень сложно.
В дальнейшем жесткость внутренней политики КПК будет зависеть от уровня протестных настроений в обществе и степени вмешательства США. В случае если Китай будет чувствовать прямую внешнюю угрозу, он для сброса внутреннего напряжения и поддержания уровня патриотизма может спровоцировать региональный конфликт.
При маловероятном сценарии, когда угрозы, исходящие от США, удастся купировать и сохранить темпы развития экономики, способные поддержать рост уровня жизни, у Китая есть все шансы в течение следующего десятилетия стать новым мировым экономическим, а затем и политическим лидером.
От интервенционистской политики США пока больше всего страдает Россия, открыто выступившая против мировой гегемонии Вашингтона и поэтому ставшая его основной целью. При сохранении существующей динамики с большой вероятностью внешнее давление на Россию и существующие внутренние уязвимости будут нарастать, повышая риск политической нестабильности.
В случае если в краткосрочной перспективе Кремлем не будут предприняты внутренние и внешние меры, отвечающие уровню угроз, к середине следующего десятилетия значительно возрастет вероятность утери контроля над ситуацией в стране. С этого момента события могут развиваться по нескольким сценариям. Большинство из них ведет к потере суверенитета и разрушению российского государства в его нынешнем виде.
Учитывая внутриполитическую динамику ключевых игроков, а также основные тенденции по изменению геополитической обстановки, можно предположить, что развязка накапливающихся противоречий произойдет на горизонте 5–7 лет. В этом временном промежутке с большой вероятностью произойдут следующие события.
1. В США так или иначе разрешатся внутренние противоречия. Это повысит агрессивность Америки на внешнеполитической арене вплоть до провоцирования военного столкновения с Россией или Китаем.
2. Разросшийся в мире долговой пузырь (на Q4 2018 – 247 трлн. долларов, или 318% мирового ВВП) спровоцирует очередной затяжной финансовый кризис, способный подорвать устойчивость традиционных резервных валют.
3. Решится судьба доллара как основной резервной мировой валюты. Опять же для сохранения доминирующего положения в финансовой сфере США могут пойти на развязывание полномасштабного военного конфликта с вовлечением России или Китая, либо на денежную реформу, глобальные экономические последствия которой будут сравнимы с мирововй войной.
4. США либо подтвердят статус России как основного врага, либо перенесут фокус на Китай. И при первом, и при втором варианте вероятна силовая развязка противостояния.
5. США наверстают временное технологическое отставание в области современных систем вооружений. Это усилит презумпцию победной войны и снизит порог применения Америкой военной силы.
7. Произойдет дальнейшее ослабление Евросоюза. По результатам неизбежного финансового кризиса возможен выход из него нескольких стран и/или его раскол на два лагеря: относительно самостоятельная Западная Европа и полностью зависимая от США Восточная Европа, которая может стать театром военных действий с Россией.
8. Станет ясно, сможет ли Китай удержать под контролем свою экономику, а следовательно страну. И если сможет, то какими методами.
9. Китай закончит программу перевооружения. Его вооруженные силы смогут уверенно контролировать регион Юго-Восточной Азии, вытеснив из него американцев. Такая ситуация может спровоцировать открытый военный конфликт с США или одним из их союзников.
10. В Кремле пройдет очередной цикл преемственности власти. В зависимости от его результатов США должны будут сделать выбор в пользу мирного или военного варианта развития отношений с Россией.
Во всем этом крутом замесе хочется обратить внимание на уникальное положение России. Из существующих четырех основных глобальных сил: США, Европы (пусть не самостоятельной, но обладающей огромным экономическим потенциалом), Китая и России – только последняя имеет геополитическую возможность стать органичным партнером любого из игроков. В основе такой геополитической совместимости Москвы лежит географическое положение, отсутствие глобальных амбиций, реалистичность целей и прагматичность проводимой политики. Теоретически возможный близкий альянс Россия – США, или Россия – Европа, или Россия – Китай автоматически станет непреодолимой глобальной суперсилой, способной успешно управлять мировыми процессами. В последних двух вариантах это, конечно, не исключает развязывание Америкой «предсмертной» глобальной войны, но не оставляет ей никакого шанса на выживание в ней даже без применения ядерного оружия.
Не исключено, что в среднесрочной перспективе фактор блока одного из ключевых игроков с Россией станет определяющим в развитии международных отношений. Однако на данный момент Европа и Китай (про США речи не идет, потому что русофобия стала основной платформой их внутренней и внешней политики) не готовы к реальным шагам в этом направлении.
К 2025 году этот сложный геополитический пазл, в котором элементы не просто перемешаны, но каждый из них еще и со временем меняет изображение, должен сложиться в целостную картинку. На данный момент она выглядит довольно мрачно, потому что у основного геополитического игрока США есть два основных варианта развития ситуации. Маловероятный – избавиться от претензий на мировое господство и встроиться в развивающийся многополярный мир как его равноправный участник. В этом случае удастся избежать глобального конфликта и обеспечить мирное развитие человечества на долгосрочную перспективу. И весьма вероятный – использование грубой, в том числе военной, силы для восстановления своего статуса мирового гегемона. В этом случае спланированный или случайно возникший полномасштабный конфликт с Россией или Китаем кажется неизбежным.