Большой передел мира
267,527,661 522,713
 

  svlg ( Слушатель )
07 май 2019 05:53:42

Система социальных лифтов боливийского народа Аймара

новая дискуссия Дискуссия  174

      Интересная должность - распорядитель праздника.    Человек  должен основательно подготовиться,   встать на ноги и потратить почти все свои накопления.   Во-первых   социальное неравенство исчезает,  ресурсов после праздника немного.   Во-вторых:   если  человек не очень,  то  соплеменники не сильно ему помогут скомпенсировать потери.  Если человек хороший- то да.  
  Дополнительно про аймара(  президент Боливии Эво Моралес- аймара) если  вам  интересно  здесь: https://glav.su/forum/1/1339/m…age5236807
ЦитатаГоворя о социальной организации аймара, мы в основном каса­лись структуры потестарно-политической организации, почти не затрагивая межличностных отношений. Отношения же эти в об­щине аймара характеризуются сложной иерархией социальных статусов. Эта система так называемых достигаемых статусов со­стоит из шести ступеней. Положение в общине каждого ее члена зависит от того, на какой социальной ступени он находится. Каждая такая ступень обусловлена определенным экономиче­ским положением члена общины и его личными качествами: тру­долюбием, коммуникабельностью, организаторскими способно­стями и т.д. Каждый член общины не может занять какую-либо ступень, не побывав на предыдущей и не получив одобрения всей общины.


   Самой первой и самой необходимой ступенью каждого жена­того мужчины (а только женатый человек может считаться пол­ноправным членом общины) является статус cabesilla (исп. кабесилья), или руководителя какой-либо танцевальной группы. Он дол­жен подобрать музыкантов и танцоров для своего ансамбля, определить их репертуар, провести репетиции у себя в доме. Все это, как правило, сопровождается обильным угощением членов этой группы, что также входит в его обязанности. Это самая про­стая и самая доступная ступень, и поэтому считается, что каждый женатый мужчина должен хоть раз занять это место, чтобы по­лучить статус полноправного члена общины.



   Следующая ступень предполагает выполнение обязанно­стей либо младшего организатора праздника, либо altarero (исп. альтареро), который должен следить за состоянием общинного алтаря или общинной святыни. На его плечи ложится обеспече­ние святыни всеми необходимыми предметами, которые вклю­чают 36 зеркал, бумажные цветы, белую драпировочную ткань, флаги, вымпелы, кусочки серебра и другие предметы. В обязан­ности альтареро входит также угощение всех пришедших по­смотреть на святыню в первый день освящения нового алтаря. В третий день праздника он принимает всех желающих у себя дома. Как видим, эта должность более обременительна, чем предыдущая, и требует определенного экономического достат­ка от ее носителя.


   Следующая ступень - статус сатапа (камана). Этимологиче­ски термин этот восходит, вероятно, к аймарскому camani (камани) - “достойный, официальное лицо” (ср. айм. camachita - “упра­влять”). В функции камана входит содержание в порядке общин­ной святыни, исп. calvario (кальварио - “голгофа”, святилище, где устанавливается крест), находящейся где-то в поле за пределами селения, но главная его обязанность - охранять общинные поля от естественных и сверхъестественных врагов. К первой катего­рии относятся дикие и домашние животные, совершающие по­траву посевов, или сами общинники. К врагам “сверхъестествен­ным”, по мнению аймара, относится прежде всего град, против которого камана должен бороться с помощью магических дейст­вий, таких, как чтение заклинаний, возжигание благовоний, так и с помощью петард и ракет. Камана назначается сроком на один полевой сезон, от посадки до урожая. Внешней отличитель­ной чертой камана является черное пончо. Принадлежность к двум предыдущим статусам не маркируется какой-либо особой одеждой.


    Только после того, как член общины прошел названные три ступени, он может занять должность школьного попечителя. Круг его обязанностей очень широк. Прежде всего он должен по­заботиться об учителе для школы, если такой не имеется. Как только этот вопрос решен положительно, ему и его помощнику следует переписать в общине всех детей школьного возраста и представить список учителю, сделать все, чтобы школа не нуж­далась в чем-либо, в случае необходимости организовать ремонт здания школы силами общинников и т.д.


      После того, как он справился с функциями школьного попе­чителя и получил одобрение членов общины, претендент может подумать о том, чтобы занять очень важный пост главного рас­порядителя праздника. Но прежде чем он решится на такой шаг, должно пройти несколько лет, за время которых человек мог бы поправить свои экономические дела и тщательно подготовиться к новой должности. Должность же эта самая обременительная и требует больших денежных затрат, так как предполагает финан­сирование одного из главных религиозных праздников, посвя­щенных святому покровителю данной общины. Во время празд­ника главный распорядитель несколько дней обязан кормить и поить всех желающих, пришедших к нему в дом. Эти обязанности могут сделать бедным даже очень богатого человека, поэтому к п ой роли готовятся несколько лет, но оправиться от нее порой не могут всю жизнь из-за долгов, в которые пришлось влезть, чтобы выполнить правильно все обязанности, накладываемые на человека этой должностью. По-видимому, как эта, так и некото­рые предыдущие должности сформировались в период возникно­вения имущественной дифференциации внутри общины, поэтому они представляют собой одну из форм престижной экономики. Обязанности финансирования праздников и традиции угощения всех участников очень напоминают потлачи североамерикан­ских индейцев.
   С одной стороны, основной их целью являлось перераспределение материальных благ и недопущение имуще­ственной дифференциации членов общины, с другой стороны, они отражали тенденцию экономического использования бо­гатства для создания престижа и достижения определенного статуса.


    Наконец шестой, самой высокой ступенью в иерархии соци­альных отношений аймара, является должность jilacata (айм. хильяката) - старейшины общины. В обязанности хильякаты входит надзор за распределением земельных наделов, организация об­щинных работ, решение спорных вопросов, возникающих между общинниками, и т.д. [Carter 1964: 36-39].

Он также выступает центральной фигурой в некоторых об­щинных ритуалах, связанных с сельскохозяйственной магией, т.е. в тех случаях, когда ритуал совершается в интересах всей общи­ны [LaBarre 1948: 184]. Под его контролем назначенные им об­щинники создают кальварио. Даже если он не участвует в рели­гиозном обряде, требующем особой подготовки, но совершаю­щемся в интересах всей общины, тем не менее, он считается от­ветственным за организацию этого ритуала.

   
      Хотя и эта должность требует определенных материальных затрат в отдельных случаях, однако это единственная долж­ность, которая дает какие-то реальные привилегии помимо сим­волических (например особого почета), как в предыдущих случа­ях. Теперь уже общество обязано взять на себя определенные обязанности по экономическому обеспечению хильякаты. Внеш­ними атрибутами его должности являются жезл и особый шарф и пончо, связанные из шерсти викуньи светло-коричневого цве­та. Лишь камана и хильяката имеют одежду четко фиксирован­ного цвета (первый - черного, второй - светло-коричневого), остальные должности таких отличительных признаков не имеют.


https://www.indiansworld.org/s…ND-vdszbIU
Отредактировано: svlg - 07 май 2019 06:13:58
  • +1.23 / 25
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!