Судоходная коммуникация СССР в Арктике - Северный морской путь - начала интенсивно осваиваться после знаменитого сквозного перехода ледокольного парохода “Александр Сибиряков” в 1932 г. К началу Второй мировой войны уже был накоплен значительный опыт плавания транспортных судов в Арктике, началось строительство полярных портов Диксон, Дудинка, Тикси, Певек.Накануне войны на побережье Карского моря, не считая дальних островов, работало 18 полярных станций, самыми крупными среди которых были: гидрометеорологическая полярная станция “Амдерма”, созданная в декабре 1933 г., гидрометеостанция “Белый Нос” (организованная в 1938 г.), полярная станция “Югорский Шар” (с 1914 г.), полярная станция Усть-Кара (первоначально называлась “Кара-Губа”), действовавшая с 1933 г. Эти комплексные научные базы занимались сбором геофизических сведений для обслуживания морских и воздушных транспортных операций и исследовательских работ. Непосредственного военного значения полярные станции не имели.
И хотя боевые действия на трассе Северного морского пути в начальный период войны (сентябрь 1939- май 1941) не велись, Арктика и СМП оказались вовлеченными в сферу интересов противоборствующих сторон. Достаточно вспомнить при этом проводку Северным морским путем на восток советскими ледоколами “Ленин”, “И.Сталин” и “Л.Каганович” германского рейдера “Комет” в августе 1940 г. В результате были нарушены коммуникации англичан на тихоокеанском ТВД; девять транспортов союзников были потоплены или захвачены. Известны и перевозки транспортных грузов в 1940 г. для советско-финской войны, пребывание нацистского военного судна в порту Полярный, а подводных лодок Кригсмарине - в Баренцевом море, удар нацистских военных кораблей, базировавшихся в Мурманске по портам Норвегии.
https://studfiles.net/preview/3113893/