Сравниваем танки
21,451,004 47,380
 

  addi ( Слушатель )
11 май 2019 16:13:57

Кардинальная модернизация Т72/Т90... Возможно?

новая дискуссия Дискуссия  285

Не сочтите за занудство, но я все таки вернусь к нашим моим бананам ...Улыбающийся

ЦитатаТанк с экипажем из двух человек: возможен ли такой проект?
Вопрос создания танка с экипажем из двух человек всегда волновал танкостроителей. Попытки создания такого танка предпринимались. Рассматривал эту возможность в 1970-е гг. один из создателей танка Т-34 Александр Морозов при разработке концепции следующего за Т-64 поколения танков. Такую же попытку предпринимал и его сын Евгений Морозов в 1980-м году при выборе концепции танка «Боксер».

При выборе варианта танка «Боксер» с экипажем из двух или трёх человек мне (автору статьи) пришлось заниматься оценкой и обоснованием возможности создания танка с двумя членами экипажа. Такую работу до нас никто не проводил, и при обсуждениях этого вопроса с Евгением Морозовым он основной упор делал на существенном уменьшении забронированного объема при сокращении экипажа танка. При этом как-то в стороне оставалась оценка возможности экипажа выполнять свои функциональные обязанности.

Меня этот вопрос заинтересовал, и я решил провести работу в двух направлениях: оценить загруженность экипажа серийного танка Т-64Б и проанализировать функциональные обязанности членов экипажа. Я поручил одному из своих подразделений провести сбор и анализ информации по профильным отделам КБ об органах управления и функциональной загрузке членов экипажа. Впоследствии выбор варианта компоновки танка с двумя или тремя членами экипажа базировался на выводах этой работы.


ЦитатаСобрав все органы управления танка и разложив действия экипажа на элементарные операции, мы получили информацию, которая всех нас и руководство КБ удивила. Никто не ожидал, что органов управления в танке окажется так много. К тому времени мы начали получать закрытую информацию по эргономике в военной технике, в том числе и о загрузке экипажа космического корабля «Союз». Оказалось, что на танке органов управления было несколько сотен, и их больше, чем на космическом корабле!


Если для полетов на нем много лет готовят офицеров в звании полковника, то экипаж танка состоит в основном из 18-20-летних солдат, и это в дальнейшей работе заставило меня очень серьезно относиться к разработке пультов управления.
Получив информацию о загруженности экипажа, мы произвели оценку их функциональных обязанностей в различных ситуациях: марш, оборона, наступление, эксплуатация (обслуживание и текущий ремонт). Самая напряженная загрузка, естественно, была при ведении боевых действий в стрессовых условиях.


Функциональные обязанности экипажа направлены на решение четырех задач: управление огнем, движением, защитой танка и обеспечение взаимодействия танка в танковом подразделении и с приданными частями. Этот же подход был применен при создании танковой информационно-управляющей системы, объединяющей систему управления огнем — СУО, движением — СУД, защитой — СУЗ и взаимодействием — СУВ.
При выполнении экипажем этих задач часть функциональных обязанностей можно возложить на технические средства танка. Задачи по управлению защитой (противопожарная, противоатомная, оптико-электронного подавления, активная и т.п.) в основном решаются техническими средствами и участия экипажа практически не требуют.

Управление движением по максимуму можно автоматизировать, но полностью исключить человека из этого процесса пока еще невозможно. На сегодня, да и в ближайшей перспективе, нет технических средств, позволяющих в автоматическом режиме вести танк. Механик-водитель сосредоточен на управлении движением танка, отвлекаться для выполнения других обязанностей он не имеет возможности. 


Он может только выполнять несвойственную ему вспомогательную операцию по обнаружению целей на поле боя, корректированию огня и сделать доклад командиру танка. То есть один член экипажа необходим для управления движением.

Управление огнем требует решения задач по поиску целей, целеуказанию, наведению оружия на цель, заряжанию оружия, прицеливанию, ведению и оценке результатов огня. Ранее все эти задачи реализовывали командир, наводчик и заряжающий танка. На начальном этапе разработки танка Т-64 экипаж состоял из четырёх человек, затем заряжающего заменили механизмом заряжания, и экипаж сократили до трёх человек.



Совместить функции поиска целей и ведения огня на одном человеке очень сложно. При поиске целей человек не может сосредоточиться на ведении огня, а при ведении огня невозможно вести поиск целей. У наводчика поле зрения через прицел очень ограничено, а при прицеливании он повышает кратность увеличения, и поле зрения резко уменьшается до небольшого сектора обзора.

Теоретически возможно создать СУО с автоматическим поиском, сопровождением и поражением цели, но это потребует сложнейших технических средств, неоправданных затрат и невозможности массового производства таких танков. К тому же такие средства так и не появились. Концепция «выстрелил — забыл» в 80-е долго обсуждалась, но дальше разговоров и сейчас, спустя более чем тридцать лет, дело не пошло. К тому же все равно именно человек должен будет определять приоритеты выбираемых целей и принимать решение на открытие огня. 
Взаимодействие танка в танковом подразделении требует решения задач по определению на поле боя положения собственного и подчиненных танков, выявлению целей и осуществлению целераспределения между танками, оценке эффективности ведения огня подразделением, выдаче необходимых команд подчиненным танкам и приданным подразделениям, получению команд от вышестоящих командиров. Командиры линейных танков также должны принимать и исполнять команды. При этом за командиром подразделения остаются задачи по управлению огнем собственного танка.


Технических средств для качественного решения этих задач на танках практически не было, имелась только радиостанция и, на командирском танке, навигационная аппаратура. И это при том, что в танковых войсках каждый третий танк командирский. 

При рассмотрении этой задачи надо иметь в виду, что одной из серьезных и пока не решенных проблем является обзорность из танка. Кто хотя бы раз сидел в танке, отлично знает, что при закрытых люках обзорность резко ухудшается, зачастую невозможно понять, где танк находится, тем более на незнакомой местности. Танку нужны «глаза»!

Мне неоднократно приходилось беседовать по этому поводу с главным конструктором генералом Шоминым, воевавшим в Великую Отечественную на Т-34. Он рассказывал, что для улучшения условий управления танком в экипаж добавили пятого члена — радиста, основной задачей которого являлось наблюдение за полем боя и обеспечение связи. Шомин вспоминал, что танки зачастую шли в бой с открытыми люками на башнях для возможности хотя бы изредка выглянуть и определиться, где находишься, и при поражении танка быстро покинуть его.

При разработке танка «Боксер» для решения этой проблемы рассматривалось несколько вариантов. Для командира разрабатывался многоканальный панорамический прицел, прорабатывались экзотические варианты выдвижных штанг с приборами наверху и применения беспилотников и вертолетов огневой поддержки в качестве источника информации с поля боя на борт танка. Все эти проработки не получили дальнейшего развития, и эта проблема до сих пор не решена.



В рамках этого проекта впервые разрабатывался приемник для работы танка с глобальной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Разработчики приемника долго не могли решить эту проблему, он получался объемом не менее пяти литров, а сейчас это микрочип в мобильном телефоне.

Следует отметить, что даже с появлением таких технических средств решение задач управления подразделением переложить на них невозможно. Решать их придется все равно командиру, а эти средства могут только облегчить ему работу.

Выполнение функциональных задач экипажа танка при его обслуживании и текущем ремонте сегодня выполняются экипажем в три человека без привлечения дополнительного штата. Экипаж из двух человек с трудом может это выполнить, но времени потребуется значительно больше и с потерей качества выполняемых работ.

В итоге рассмотрения и анализа функциональных задач экипажа танка было доказано, что человек должен обеспечивать управление движением, ведением огня, поиском целей и управление подразделением. Переложить эти задачи на технические средства практически невозможно.


Оценивая возможности совмещения функций поиска целей и ведения огня одним членом экипажа при разработке танка «Боксер», мы пришли к выводу, что их совместить невозможно. Также невозможным оказалось возложение функций управления своим и подчиненными танками на наводчика или водителя. Эти функции по своей природе несовместимы, и выполнение одной ведет к прекращению выполнения другой. 

Все попытки найти в этом проекте возможность возложить часть функций на технические средства и сократить численность экипажа до двух человек показали невозможность их реализации. После неоднократных рассмотрений этого вопроса на советах главных конструкторов и в НТК ГБТУ было принято решение разрабатывать танк с экипажем из трёх человек.
Работы в рамках этого проекта еще раз подтвердили, что минимальный состав экипажа танка должен быть не менее трех человек. Два человека не в состоянии качественно управлять танком и обеспечить выполнение возлагаемых на него задач.

Танк с экипажем из двух человек в Советской Армии был: это Т-60 и его преемник Т-70. Они выпускались в 1941-1943 годах. Этот легкий танк выпускался по необходимости, надо было срочно восполнять понесенные потери. Опыт применения Т-60 в боевых действиях в составе танковых подразделений и в качестве танка поддержки пехоты показал низкую эффективность, в том числе и по причине крайней перегруженности командира танка при выполнении многочисленных функциональных и взаимоисключающих задач. После понесенных потерь во время Курской битвы он был снят с производства.



Насколько серьезно рассматривался и анализировался вопрос численности экипажа при разработке танка «Армата», я не знаю. По крайней мере, принято обоснованное решение оставить экипаж из трёх человек: на сегодня нет технических средств, способных обеспечить качественное выполнение всех функциональных задач экипажа танка при его сокращении до двух человек.
13 июня 2018 Автор:Юрий Апухтин



Конечно все правильно и многие эти аргументы тут приводили, но все таки статья написана по фактам 70х-80х годов. По моему мнению сейчас уже есть подвижки в автоматизации и частичной разгрузки некоторых функций выполняемых экипажем.  
Отредактировано: addi - 11 май 2019 16:37:38
  • +0.20 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (4)
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
11 май 2019 16:39:45

Угу. Отто Кариус вообще считал, что оптимальный экипаж танка - 5 человек...

В перспективе уже сегодня реально сократить экипаж до мехвода и командира-стрелка при условии, что стрельба сведётся к тыканью пальцем в мфд (выбор цели, боеприпаса, выстрел, да, уверен... нет, не хочу отменить... нет, не хочу проводить дефрагментацию... нет, не хочу ознакомиться с новинками урал вагон завода... календарь от МО? да, скачаю, но потом...), а информированность о поле боя возрастёт за счет камер разных диапазонов, собственных бпла и приданных средств разведки увязанных в общую систему управления войсками в реальном времени.
  • +0.27 / 11
  • АУ
 
 
  addi ( Слушатель )
11 май 2019 17:26:29

Вот в этом я сильно сомневаюсь... Двоим и так скучать не придется, а вы им еще кучу всякой всячины предлагаете подсунуть .... 
Повторю моё мнение - 2 человека при условии  "возможности Арматы по коллективной защите и взаимодействия" и "оператор которому помогают роботизированные системы, а точнее 2 оператора... один едет второй стреляет".
В Армате с 3мя членами экипажа еще может и успеют отслеживать  "общую систему управления войсками в реальном времени"... но даже тут "собственных бпла и приданных средств разведки" на ближайшую перспективу это не реально.
Т.е. в результате дискуссии я укрепился в мысли, что командир на поле боя должен быть, хотя бы один на несколько танков... 
Но с другой стороны, опять вопросы по поводу тактики и боевых уставов? Они то так просто с не меняются... Т.е по логике на Армате нужно отработать эту коллективную защиту и взаимодействие, в том числе и в варианте Арматы с 2мя членами экипажа(думаю о такой возмодности конструктора думали)... и при положительных результатах можно будет принять решения и по тактике и по модернизации и по уставам.... 
ЗЫ. А может так вероятных партнёров пужнуть? Типа - армады полу роботов Т72 во главе с Арматами.... Но для нашего "Ёжика в тумане" точно нормальная тема...Подмигивающий      
  • +0.10 / 7
  • АУ
 
 
 
  Ilya Kaiten ( Слушатель )
11 май 2019 18:32:23

Получать в реальном времени на дисплеи тактическую картинку, обработанную развед информацию и визуализированые команды в 100500 раз удобнее, чем выискивать в прицелы/смотровые приборы и щели цели, отслеживать действия других машин взвода и соседей на флангах... А уж передача приказов и внешнее целеуказание... Вспоминается радио перехват бравых укротанкистов из 14-го года...

"Собственный беспилотник" это совсем необязательно командир с "геймпадом", крутящий пилотаж вокруг танка в очках FPV... Это просто реалтайм картинка с камеры, висящей на заданной высоте над машиной или чуть в стороне от неё...

А никто и не против 3 человек в экипажах командирских танков. Очевидно, что на взводном и ротном нагрузка выше (и поток информации "жирнее").

Для роботизированных машин у 72-ых избыточная защита...
  • +0.06 / 3
  • АУ
 
  BlackShark ( Эксперт )
13 май 2019 00:01:56

Танк с двумя членами экипажа ВОЗМОЖЕН. И такой вариант, скажем, "Арматы" будет защищен куда лучше, чем даже сейчас. Но сложно будет такому экипажу и воевать, и обслуживать (причем воевать-то, с нынешним уровнем автоматизации, еще как-то, сложнее со вторым).
В общем, пока трое. И рядом еще и танки-роботы ("Охра"). А потом - будет суп с котом.
Улыбающийся
Уже сейчас прорабатываются дальнейшие модернизации "Арматы", причем и весьма глубокие. И даже то, что может когда-то ее заменить.
  • +1.02 / 47
  • АУ