Суперджет-100 и авиапром России вообще
4,332,984 16,301
 

  бардак с идеями ( Слушатель )
13 май 2019 11:16:57

Главный урок катастрофы «Суперджета»

новая дискуссия Статья  858

Относительно рядовой инцидент с попаданием молнии в самолет вылился в тяжелую катастрофу с многочисленными жертвами. Уже ясно, что в катастрофе виноват экипаж. Главный вывод, который можно сделать: российская авиация тяжело больна.
Предварительные данные о катастрофе «Суперджета» в аэропорту «Шереметьево» говорят о том, что она могла произойти в результате череды ошибочных (если говорить мягко) действий экипажа воздушного судна, когда летчики перевели управление в ручной режим «direct mode», а затем не справились с достаточно рутинной посадкой в этом режиме. Ошибка экипажа в качестве основной причины катастрофы сама по себе не является чем-то из ряда вон выходящим - если бы речь не шла о своего рода системе в отечественной гражданской авиации. 
В Соединенных Штатах не было ни одной авиакатастрофы со значительными жертвами на больших регулярных пассажирских линиях с 2001 года, в КНР - с 2010 года. В России почти каждый год происходит одна крупная катастрофа пассажирского авиалайнера со значительными человеческими жертвами. И это при гораздо меньшем налете и объеме воздушных перевозок. Достаточно указать, что в 2017 году в США по воздуху было перевезено 841 млн пассажиров (1,552 млрд коммерческих пассажиро-километров), в Китае - 549 млн пассажиров (1,105 млрд коммерческих пассажиро-километров), в то время как в России - 105 млн пассажиров (205 млн коммерческих пассажиро-километров).
Неудивительно, что по статистике Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), уровень безопасности авиационных перевозок (число авиационных происшествий к человеческих жертв применительно к объему перевозок) в России и СНГ в последние десятилетия является одним из наихудших в мире, а в 2018 году стал вообще худшим в мире. Уже хуже Африки, где за последние годы, наоборот, наблюдается существенный прогресс в сфере авиационной безопасности. В 2018 году в СНГ на миллион полетов разбивался в среднем 1,19 реактивный гражданский самолет и 7,48 турбовинтовых пассажирских самолетов. В Северной Америке этот показатель составил всего 0,1 для реактивных гражданских самолетов и полный ноль для турбовинтовых самолетов. А в регионе Северной Азии (куда отнесен и Китай) потерь самолетов обоих классов не было вовсе.
И что самое  плохое - практически все катастрофы гражданских воздушных судов в России и СНГ происходят исключительно по вине летного состава. С 2010 года из 12 падений пассажирских самолетов в России (включая Ту-154М ВКС под Сочи) только в одном случае причиной был чисто технический отказ - вынужденная посадка древнего Ан-24 на Обь из-за остановки двигателя в 2011 году. Все остальные крушения со значительными жертвами происходили, согласно данным расследований, вследствие неправильных действий летного состава (десять катастроф) или наземного технического персонала (катастрофа ATR 72 в 2012 году). Еще несколько крупных авиационных инцидентов, вызванных всецело «человеческим фактором», по счастью, обошлись без жертв.
Примечательно, что реакция российских СМИ на все эти катастрофы была и остается удивительно стереотипной и начинается с прославления «геройских экипажей», которые были «исключительно опытными», «высочайшими профессионалами» и «не могли допустить» катастрофы. Обычно к этому подверстывается целый хор бывших и действующих пилотов и деятелей авиационной отрасли. «Мужики были настоящими героями. За авиацию!» Собственно, и в отношении последней катастрофы SSJ-100 в «Шереметьево» мы уже успели прослушать осанны «героическим летчикам, спасшим людей» (до того, как выяснилось, что большая часть пассажиров как раз погибла). Зато виноватыми были объявлены «пассажиры с чемоданами».
И только потом, как правило, начинаются вскрываться неприятные обстоятельства катастроф - по результатам расследований Межгосударственного авиационного комитета. Однако обнаруживающиеся при этом истории о том, как пилоты роняют самолеты на ровном месте, летят ниже безопасной высоты, взлетают или садятся со скоростью сваливания, устраивают разбег с нажатыми тормозами, включают после касания земли газ вместо реверса, промахиваются мимо полосы, выкатываются при посадке в прекрасно знакомых больших аэропортах, виражат в нетрезвом состоянии и т.д. и т.п. - как правило, оказываются в СМИ уже на второстепенных местах.
Показательно, что в остальном мире практически все значимые авиационные катастрофы последнего времени (исключая злой умысел) происходили или происходят главным образом по вине техники, или, по крайней мере, именно техника выступает главной предпосылкой к летным происшествиям - достаточно вспомнить хотя бы бурно обсуждаемые катастрофы двух Boeing 737 MAX.
Не надо говорить про отказ на шереметьевском SSJ - в гражданской авиации США и КНР летные происшествия с отказами за последние годы не становятся катастрофами, и именно благодаря летному составу. В России же летный состав гражданской авиации регулярно делает из предпосылки к авиационному происшествию катастрофу.
Таким образом, можно сказать, что советская и российская авиационная техника демонстрирует феноменальные чудеса надежности. Особенно учитывая общий уровень культуры в нашей гражданской авиации – и летного состава, и наземных служб. Но российская (вернее, вся постсоветская) гражданская авиация тяжело больна - и больна в первую очередь угрожающе низким уровнем подготовки, дисциплины и самодисциплины летного состава.
Такого уровня некомпетентности, неумения и раздолбайства в гражданской авиации нет нигде в мире. При этом наш летный состав получает за это огромные по российским меркам деньги. Российские же СМИ, вместо того, чтобы бить тревогу по поводу кризиса отрасли, по сути, превратились в сообщников и покрывателей этой некомпетентности, неумения и раздолбайства, публикуя истории про «героев», губящих десятки и сотни человеческих жизней.
Зато в СМИ в изобилии снова начали тиражироваться подогреваемые лоббистами рассказы про «ненадежный» «Суперджет» и плохого Михаила Погосяна (главного создателя этого самолета). Видимо, это Погосян виноват в том, что из трех потерянных за историю эксплуатации SSJ-100 один был самым тупым образом вогнан «летчиком-асом-испытателем» в гору в Индонезии в 2012 году, другой был разбит летчиками в их родном и знакомом наизусть аэропорту Якутска, и теперь третий был приложен и сожжен вместе с пассажирами в главном аэропорту столицы. Но, вообще-то, точно так же - из-за грубых ошибок экипажа при посадках - с 2008 года в России были разбиты четыре самолета Boeing 737 (в том числе два со всеми пассажирами).
Чрезмерная самоуверенность, зазнайство и недостаточный уровень самоорганизации и самодисциплины - хорошо узнаваемые негативные черты нашего менталитета, вообще. И они вполне свойственны и многим нашим «профессионалам», в том числе в авиации. Систему гражданской авиации нужно выстраивать с необходимостью учета этих национальных особенностей и их преодоления. Еще Герцен, долгое время живший в Европе, писал, что главное отличие русского человека от западного состоит именно в недостаточной самодисциплине – «у каждого западного человека жандарм в голове сидит, в то время как русскому внешний жандарм нужен».
Техника - что российская, что западная, какой бы совершенной она ни была - бессильна перед негативными чертами культуры, к тому же в ряде случаев еще и нахально пропагандируемыми и выдаваемыми чуть ли не за добродетель. Показательно, что после дикой истории 2008 года, когда летчики Boeing 737 авиакомпании «KD-авиа» банально забыли выпустить шасси при посадке в Калининграде, тогдашний губернатор Калининградской области Георгий Боос при поддержке хора СМИ вещал, что «благодаря мастерству лётчиков не пострадал ни один человек».
Мировой опыт свидетельствует, что жесткие меры по наведению порядка в сфере авиационных перевозок вполне приносят действенный результат. Показателен пример Китая, где длительное время тоже была высокая аварийность в гражданской авиации, но комплексное, решительное и беспощадное наведение порядка, начатое в середине 2000-х годов, в итоге превратило гражданскую авиацию КНР в одну из самых безопасных в мире. Характерно и многократное улучшение ситуации с авиационной безопасностью всего за несколько лет и во многих странах Африки.
В России мы имеем вполне позитивный опыт поддержания достаточно высокого уровня безопасности на наших железных дорогах. Длившееся почти полтора века насаждение жесткой дисциплины, организованности и централизованного контроля в железнодорожной сфере привели к тому, что порядок твердо въелся в плоть и кровь отечественных железнодорожников, а русские расхлябанность и разгильдяйство сведены к минимуму.
В российской гражданской авиации проблемы вполне решаемы - важно лишь осознать само их наличие и сделать правильные выводы, а не культивировать и не пропагандировать «героев», губящих своим непрофессионализмом человеческие жизни и подрывающих репутацию страны и ее авиации. Хотелось бы надеяться, что трагедия с «Суперджетом» станет в этом отношении переломной.

https://vz.ru/opinions/2019/5/13/977298.html
p.s

От себя: Пожалуй полностью на стороне автора, что уровень подготовки лётсостава оставляет желать лучшего.
  • -0.16 / 17
  • АУ
ОТВЕТЫ (17)
 
 
  small__virus ( Слушатель )
13 май 2019 15:34:21

Отнюдь не ясно.
Экипаж не сверхчеловеки, которые знают и все умеют. Надо понимать, что экипаж делает не то, что надо тут и сейчас, а то, чему его учили. Причем еще немаловажно, как учили.
А отсюда, если экипаж все делал по инструкциям и правилам - он не виновен.
Если им недодали опыта и тренировок - опять же, это не вина экипажа.
Так что, не спешите поперед расследования.
  • +0.02 / 11
  • АУ
 
 
  бардак с идеями ( Слушатель )
13 май 2019 16:02:11

запись камеры, «козление» самолёта смотрите.
  • -0.03 / 1
  • АУ
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
13 май 2019 18:07:11

эт вы зря ... экипаж не просто должен, а обязан знать и уметь то, что нужно в каждый момент управления воздушным судном ... в том числе и в обсуждаемой ситуации ... их этому специально учат в сертифицированных учебных центрах и выдают сертификаты ... разумеется это очень сложно, ну так им не зря платят сильно больше средней зарплаты по стране ... именно ввиду высоких требований, ответственности и потребной квалификации ... самолет находился во вполне себе летной конфигурации ... и вполне годной посадочной конфигурации ... с работающими движками ... с массой доступных аэропортов и приоритетом на посадку ... могли совершить хоть десяток заходов на посадку ... если не получалось ... если ответственному человеку ... а в данном случае экипажу ... недодали опыта, то они не соглашаются выполнять ответственную работу выше их квалитета отвественности и требуют доквалификации ... а если соглашаются, то они безответственные люди ... и песни, что им нужно семью кормить здесь не катят ... тоже и в отношении менеджмента авиакомпании и учебного центра ...
  • +0.29 / 21
  • АУ
 
 
 
  small__virus ( Слушатель )
13 май 2019 18:10:27

С написанным не спорю от слова "совсем".
Вопрос заключается в том, не наэкономили ли на обучении и чему их вообще учили?
А каковы инструкции авиакомпании на подобные происшествия?
И вот это надо проверить.
  • +0.09 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  pps ( Слушатель )
13 май 2019 18:55:49

Безотносительно к обучению в определенных авиакомпаниях и что раньше вода была мокрее. На картинке 3D модель полета самолета Embraer 190 в прошлом году. Португальцы на техобслуживании накосячили чего-то, самолет стало колдыбать по всему небу над Португалией. Летчики собрались уже даже на море садиться, но приспособились к странному поведению самолета и сели, правда не с первого раза. Слава богу не было пассажиров - они перегоняли самолет в Казахстан. Перегрузки в воздухе были больше 5g. 

Фамилии у пилотов: командир Вячеслав Аушев , 2 пилот Бауржан Карашолаков и 2 пилот Сергей Соколов - он и сажал самолет, т.к. не только меньше устал от борьбы с самолетом в воздухе, но и имел большой налет помимо работы в гражданской авиации на самолетике Цесна в Алма-Ате, причем ручной налет. На фото вполне молодые мужики - учились и тренировались явно в новейшие времена.

И вот такой вот самолетик.

Есть и видео как их сопровождали F-16 указывая куда лететь после того как приноровились к управлению неуправляемым самолетом.
  • +0.24 / 18
  • АУ
 
 
 
  Lexx_ ( Слушатель )
13 май 2019 18:27:57

Главный конструктор БЕ-200 с вами не согласен
ЦитатаБазируясь на определении ошибки из РУБП ICАО и доступной информации, включая размещенное в Интернете интервью Дениса Евдокимова, я попытаюсь поставить под сомнение наличие ошибки в действиях пилота в качестве основной версии причины катастрофы.
  • +0.04 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
13 май 2019 21:45:03

а вы еще раз прочтите мой пост ... там ни слова о вине пилотов ... только о требованиях к квалифилации ...
  • +0.01 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  Lexx_ ( Слушатель )
14 май 2019 11:11:13

Я не про вину пилотов. Сходите по ссылке.
  • 0.00 / 2
  • АУ
 
  anonim ( Слушатель )
13 май 2019 21:09:27

Хмм, 
https://ru.wikipedia…од_Буффало
https://ru.wikipedia…ексингтоне
  • +0.19 / 11
  • АУ
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
14 май 2019 08:10:17

   
Зачем тащить сюда безграмотные, пахучие белоленточные набросы?
Рыгающий
  • +0.01 / 10
  • АУ
 
 
  Николаич ( Слушатель )
14 май 2019 09:00:50

А чем это отличается от вашего "творчества"? Ни цветом, ни запахом, знаете ли...
ЗЫ. И обновите методичку, что ли. "Примус, признание Америки, москвошвея, белоленточники, дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку..."
  • -0.03 / 7
  • АУ
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
14 май 2019 09:59:14

   
От Вас, как от типичнейшего белоленточного тролля, ничего другого и не ожидал.
Скучно...
  • +0.02 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Nobody ( Слушатель )
14 май 2019 10:07:14
Сообщение удалено
Nobody
17 май 2019 22:23:55
Отредактировано: Nobody - 17 май 2019 22:23:55

  • +0.03
 
 
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
14 май 2019 10:10:06

Ну ему так проще - отнеситесь с пониманием...
Все, кто задает неудобные вопросы - белоленточники.
Видимо, знакокачественный патриот должен хвалить 24 часа в сутки.
  • -0.04 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  dmitriк62 ( Слушатель )
14 май 2019 10:14:36

  
Вы, видимо, невнимательно читали сообщения этого тролля...
  • +0.02 / 1
  • АУ
 
 
  бардак с идеями ( Слушатель )
14 май 2019 09:16:42

Белоленточные? 
Хи-хи-хи!
Всем не угодишь; скажешь, что самолёт сырой накидают минусов с формулировкой:белоленточник, самолёт отличный! 
Скажешь: самолёт, с пассажирами угробили лётчики... Смеющийся
Посмотрите видео посадки…
  • -0.12 / 16
  • АУ
 
 
 
  Николаич ( Слушатель )
14 май 2019 09:21:34

Да там все просто.
Все, что отличается от хвалебного - белоленточный наброс и т.д.
Инвалид информационной войны...
Хотя если подсчитать, сколько народу доблестный летный состав за последнее время поубивал...
1. Донецк-2006
2. Пермь-2008
3. Ярославль-2011
4. Петрозаводск-2011
5. Внуково-2012
6. Тюмень-2012
7. Казань-2013
8. Домодедово-2018

Не хватит уже?
  • +0.03 / 6
  • АУ