13 мая 1940 года совершил первый полёт дальний бомбардировщик ДБ-240 (Ер-2) конструкции В.Г.Ермолаева.
новая дискуссия
Статья
245
Создание ДБ-240 фактически явилось результатом влияния трёх факторов.
Первый и самый важный заключался в целенаправленной деятельности коллектива конструкторского бюро, которое поначалу возглавлял талантливый итальянский авиационный инженер, перебравшийся в СССР, Р.Л.Бартини. Именно им была разработана на ряде образцов пассажирских самолётов схема двухмоторного скоростного моноплана с крылом «обратная чайка», реализованная на ДБ-240 и Ер-2.
Вторым фактором был недостаточный рост характеристик дальнего скоростного бомбардировщика ДБ-3 конструкции С.В.Ильюшина, который в немалой степени был связан с трудностями модернизации моторов серии М-85 и М-86 в вариантах М-87 и М-88, выпускавшихся в Запорожье.
Третьим фактором оказалась информация, изложенная в докладе советского военно-воздушного атташе в Великобритании комбрига Чёрного, согласно которой в составе Королевских ВВС уже имеют
«бомбардировщик "Веллингтон" дальность полёта с полной нагрузке - 3240 миль».
Хотя в 1938 году Р.Л.Бартини вместе со своим ближайшим окружением был арестован, но до разгрома конструкторского бюро дело не дошло, и вскоре его возглавил В.Г.Ермолаев, который и был одним из основных инициаторов переделки скоростного пассажирского самолёта «Сталь-7» в дальний бомбардировщик.
Доводка планируемых к установке на новый дальний бомбардировщик перспективных двигателей М-106, развивавших 1350 л.с., явно буксовала и на испытания первый опытный образец ДБ-240 вышел с моторами М-105Р мощностью лишь 1100 л.с. Тем не менее и с этими "движками" опытный вариант дальнего бомбардировщика, совершивший Первый полёт под управлением лётчика-испытателя Н.П.Шебанова машина совершила 13 мая 1940 года. В ходе испытаний самолёт показал дальность полёта свыше 5 тыс. км и максимальную скорость 445 км/ч. Последняя величина мало отличалась от аналогичного показателя недавно запущенного в серийное производство ильюшинского ДБ-3Ф, а по характеристикам дальности ермолаевская машина обладала внушительным превосходством в 1200-1300 км. Причём эта величина на ДБ-240 достигалась на заметной меньшей высоте, чем ДБ-3Ф.
Существенно выгоднее на Ер-2 была организована и подвеска бомб. Если в бомбоотсеке всех без исключения вариантов ДБ-3 можно было разместить лишь десяток «соток» ФАБ-100, то в Ер-2 – четыре ФАБ-500! Достаточно мощным было и оборонительное вооружение, включавшее верхнюю экранированную установку с 12,7-мм пулемётом Березина.
В общем, не удивительно, что бомбардировщик с такими характеристиками был очень быстро запущен в серийное производство на авиазаводе №18 в Воронеже и вскоре, после принятия на вооружение, этот самолёт получил обозначение Ер-2.
Однако неудачное начало войны спутало все планы.
И хотя эти самолёты успели поучаствовать в первых ночных налётах на Германию, но основной их работой в 1941 году стали удары по рвавшимся вглубь страны колоннам немецких подвижных соединений. Надо признать, что немецкие лётчики-истребители очень быстро оценили оборонительные возможности «неизвестного русского чайкокрылого бомбардировщика». В рекомендациях для лётного состава указывалось, что атаковать из сзади-сверху не стоит.
Между тем, последовавшая вскоре эвакуация 18-го авиазавода из Воронежа и его переориентация на выпуск штурмовиков Ил-2 негативно сказались на судьбе Ер-2.
Но этот самолёт не был забыт. ОКБ продолжало улучшать проект и в 1943 году его производство возобновили, но теперь уже с дизельными авиадвигателями АЧ-31. Эти машины успели поучаствовать в заключительных операциях на советско-германском фронте и, в частности, в бомбардировках Кёнигсберга.
Отредактировано: ФЦСО - 01 янв 1970