Цитата: Мармадюк от 27.07.2019 01:18:03Вы не понимаете. Там не три-четыре слова, там вся страница. Символ Веры - это основа христианства. "За единый аз умру" говорил Аввакум потому что Символ Веры новой церкви от староверов отличался именно на одну букву "а".
А уж "слабо-доказуемым" это как? Там ясный текст. Или тогда слабо-доказуема вся Повесть.
Это полный переворот. Впрочем, никто из историков на этот вопрос ответить не может. Жаль.
Да, нет, интересовался этим вопросом.
Во первых, ученые уделили этой теме внимание. Во вторых, на некоторых исторических форумах этот вопрос обсуждался.
http://istorya.ru/forum/index.php?showtopic=5888"Объяснение Лихачева (оно довольно простенько, но самое очевидное) - переписчик просто допустил ошибку и неправильно прочел слово όμοόυσιος как όμοιουσιος."Там на одной странице молитвы или святого текста пишется о главенство бога Отца над Христом (что и есть арианство). Что можно трактовать по разному и спорно.
Эти несколько слов в тексте могут быть опиской, ошибкой или неточным переводом.
Возьмите наше время, разве Кирилл не ошибался в своих речах ? На моей памяти такое было. Например, он заявил при встрече с комиссарами ЕС в ХХС, что: "в святом писании нет осуждения смертной казни".
Это утверждение ложное конечно и надуманное. Одна из заповедей гласит - не убий, а казнь Христа безусловно осуждалась ибо он был невиновен.
"... в ПВЛ сохранился ... арианский символ веры. Арианские черты явственно прослеживаются в следующих ее фразах: "Отець, Бог отець, присно сый пребываеть во отчьстве, нерожен, безначален, начало и вина всем, единем пероженьем
старей сый сыну и духови…Сын
подобосущен отцю, роженьем точью, разньствуя Отцу и Духу. Дух есть пресвятый, Отцю и Сыну
подобносущен и присносущен"
[1209].
"О том, что цитированный текст содержит арианские черты, так или иначе говорилось в работах по истории русской церкви еще в XIX в. Но обычно все сводили к ошибкам переписчиков. Лишь в самом начале XX в. П. Заболотский специально подчеркнул эту проблему. Он сопоставил летописный символ веры с "исповеданием веры" Михаила Синкелла, помещенным в "Изборнике Святослава"
[1210], и пришел к выводу, что перед летописцем находился не греческий оригинал и не "Изборник". "В таком важном произведении, как "исповедание веры", где каждое слово имеет значение, - заключал автор, - разумеется можно бы еще было допустить неважные изменения в способе выражения сравнительно с оригиналом, но допустить такие характерные для известного направления искажения, как вместо различения Бога Отца от Сына и Духа - старейшинство Бога Отца, вместо единосущия Сына и Духа с Отцом - подобосущие, или, наконец, последовательный пропуск свидетельства об антипостасности (нерасчлененности. -
А.К.) лиц пр(есвятой) Троицы - всего этого нельзя допустить, как выражения лишь более или менее свободного отношения летописца к оригиналу"
[1211].Публикация П. Заболотского привлекла внимание и А. А. Шахматова, и Н.К. Никольского. Но первому она ничего не давала, так как не укладывалась в его концепцию. Второму давала очень много, поскольку практически решала спорную проблему истоков русского христианства в пользу западнославянской, моравской традиции. Но в летописи было явно позднейшее добавление о семи соборах, на первом из которых осуждалось арианство."
https://profilib.org/chtenie/87098/apollon-kuzmin-nachalo-rusi-123.phpЧто мы видим?
Владимир бесспорно был крещен, как православный, но текст его крещения был написан или с ошибками или с небольшой арианской трактовкой в духе монахов готов в Крыму 8 века или Моравии 9 века, что - весьма спорно и по моему не имеет особого значения.