Динамика ВВП Украины в 2014-18 гг. была следующая (первая цифра – изменение в %, вторая – номинальное значение в млн. долл. США):
Мне лично долгое время был непонятен довольно приличный (2-3%) рост в последние годы. Ну, ладно, какой-то восстановительный рост после падения 2014-15 гг. должен был быть, но он, по моим представлениям, должен был быть затухающим и более скромным. Ответ для себя я нашел в этой картинке:
Это динамика мировых цен на пшеницу и сталь. Что за цены на пшеницу, я не знаю – взял график на «Финаме». Цены на сталь – это цены на условиях FOB Черное, первоисточник – «Металл Эксперт».
Значимость этих цен для Украины иллюстрируется следующими данными по экспорту Украины:
Черные металлы, изделия из черных металлов, зерновые культуры, семена и плоды масличных культур, жиры масла растительного и животного происхождения составляют 50-53% Украинского экспорта, и что важнее, формируют очень значительную часть ВВП. Объем экспорта указанных позиций, как видно из таблицы, эквивалентен примерно 20% ВВП. Изменение экспортных цен на эти позиции может составлять, как видно из графика, десятки процентов в год, что означает изменение экспорта на единицы млрд. долл., т. е. может приводить к увеличению или снижению ВВП Украины на единицы процентов, что называется на ровном месте.
Мы видим весьма благоприятное изменение внешней коньюктуры с конца 2015 г. и до начала-середины 2018 г. Таким образом, динамику ВВП в 2016-18 гг. можно считать в первом приближении объясненной.
Дополнительные соображения. Для сравнения привожу объем российского экспорта минеральных продуктов (всех) в млрд. долл. США и % ВВП. Тут два интересных момента.
Во-первых, доля российского сырьевого экспорта заметно ниже доли украинского экспорта металла и зерна. Украинские и российские данные, выбранные для сравнения, честно говоря, не совсем сопоставимы, но для иллюстрации годятся. Во-вторых, что важнее, Для России наблюдается довольно слабая зависимость между ценами на минеральные продукты и динамикой ВВП. При падении цен существенно снижается объем экспорта в млрд. долл. США и в процентах ВВП, т. е. ВВП не меняется (растет или падает) автоматически вслед за изменением внешнеэкономической коньюктуры. А на Украине наблюдается довольно странное: в процентах ВВП экспорт металла и зерна почти постоянен – 20% ВВП. Это значит, что вслед за падением цен и экспортной выручки автоматически и пропорционально снижается ВВП.
Еще одна картинка, иллюстрирующая зависимость украинской экономики от внешнеэкономической коньюктуры:
На ранее представленный график наложен график индекса промышленного производства (100=среднее значение в 2010 г.). Никакой соразмерности масштабов цен и индекса промышленного производства. Конечно, нет. Наложение двух графиков просто позволяет увидеть момент «разворота» экономической динамики. В 2016 г. рост начался как восстановительный, но в 2017-18 гг. продолжился уже поддержанный благоприятной внешнеэкономической коньюктурой.
============================
ВЫВОД. Чтобы понимать, что будет происходить на Украине, нужно следить за тремя вещами: а) ценами на сталь, б) ценами на зерно, в) прогнозами на урожай зерна и подсолнечника. При ценах на сталь около $200 и зерно около $300 на Украине снова начнется 2015 г. А пока, да, все хорошо…