№ 20(664) от 30.05.19 [«Аргументы Недели », Юрий Михайлович ЛУЖКОВ, мэр Москвы в 1992–2010 гг. ]
В последнее десятилетие на европейской части России наблюдается выраженная тенденция к засухам и маловодьям. Из-за маловодья на наших реках возник дефицит водных ресурсов для сельского хозяйства и промышленных нужд, обнажились проблемы судоходства из-за недостаточности глубин рек, в том числе туризм стал практически невозможен на отдельных участках Волги, Оки, Дона, Волго-Донском канале, где порой нужно высаживать пассажиров, перегружать суда, для того чтобы проходить обмелевшие участки. Грузоперевозки стали проблемой на многих участках Дона.МАЛОВОДЬЕ наносит большой ущерб рыбному хозяйству из-за
заморов и осушения нерестилищ и уже не первый год приводит к снижению рыбных запасов. Возникли проблемы на волжских водохранилищах, где нарастает
заиление, идёт
обмеление Цимлянского водохранилища. В этих условиях каждый кубометр воды становится практически на вес золота.
Ситуация тревожная, даже опасная с точки зрения продовольственной и экономической безопасности. Эта тема из кабинетов водников и министерств, отвечающих за водное хозяйство, выплеснулась в средства массовой информации.
Всё это происходит в условиях, когда Россия терпит те незаконные действия, которые предприняла украинская власть по водным проблемам.
Нарушив все существующие нормы, правила и
конвенции ООН по международному использованию водных ресурсов,в 2015 г. Украина полностью перекрыла подачу днепровской воды в Крым по Северо-Крымскому каналу, объём которой составлял около
75% всего водопотребления республики, или около
1,3- 1,5 кубических км воды в год, соорудив специально для этих целей
перегораживающее сооружение.
До 2014 г. вода поступала в Крым самотёком из Каховского водохранилища на реке Днепр, поэтому затраты Украины на подачу воды в Крым были минимальны. Они складывались из незначительных сумм по технической эксплуатации головного сооружения на Каховском водохранилище и подводящего участка Северо-Крымского канала на территории Украины.
Решение Украины по
водной блокаде крымчан является абсолютно антигуманным, направлено на то, чтобы вызвать экологическое бедствие и недовольство населения.
Россия, в свою очередь, долго не ставила жёстко вопрос перед Украиной и мировым сообществом, надеясь на здравый смысл. Но опыт общения с Украиной говорит скорее о его отсутствии.
В то же время с территории России на территорию Украины поступает в среднем около
15 куб. км воды в год через реки Днепровского бассейна.
Если власти Украины не образумятся, то может стать реальностью использование части этого стока для пополнения
водных ресурсов Оки,
Волги и Дона, а также нужд населения Крымского полуострова.
Видимо, было бы правильным уже сейчас российской власти принять решение
по компенсации недостатка водных ресурсов европейской части России, тем самым решить проблему дефицита водных ресурсов в бассейне Волги и Дона.
В качестве первого технически простого этапа предлагается изъять на территории России часть стока притока р. Днепр –Десны, объёмом
3–4 куб. км, направить его в бассейн р. Оки, преодолев водоводом пологий водораздел высотой около
30 метров. Сделать это как раз по трассе одного из древних волоков на пути из Днепра в Оку, которым воспользовалось войско
князя Владимира во время его Великого волжского похода. А далее по Жиздре, Оке в Волгу и Дон с последующей перекачкой через Керченский пролив в концевую часть Северо-Крымского канала и реверсной подачей воды по нему на всю территорию Крыма с применением самых современных водосберегающих технологий.
Схема подачи воды из Волги в Дон хорошо проработана и не представляет технических трудностей. Эта вода будет использоваться для водоснабжения Новой Москвы, улучшения водности р. Оки и Волжского каскада ГЭС, пополнит сокращающийся сток р. Дон и Цимлянское водохранилище.
Следует отметить, что забор воды из р. Дон и р. Кубань в настоящее время не представляется возможным без осуществления подпитки из других источников, так как в бассейнах этих рек уже сейчас сложился острый дефицит воды.
Подачу воды из р. Дон в Крым в объёме
1–1, 5 куб. км в год можно было бы осуществить несколькими способами – с помощью трубопровода, проложенного по дну либо берегу Азовского моря, или с предварительной передачей воды из р. Дон в бассейн Кубани, а затем в Крым.
Реализация проекта позволила бы навсегда и независимо от какого-либо другого государства решить проблему водоснабжения Крыма.
Приведёт ли реализация предлагаемого нами проекта к снижению водообеспеченности Киева? А это надо считать. И прежде всего украинским властям, так рьяно стремящимся обезводить и оставить народ полуострова без воды.
http://argumenti.ru/…/05/614997