Киёси ТакенакаOKUMA, Япония, 8 марта (Рейтер). Через восемь лет после ядерного кризиса на Фукусиме новое препятствие угрожает подорвать массовую очистку: 1 миллион тонн загрязненной воды должен храниться, возможно, в течение многих лет, на электростанции.
В прошлом году Tokyo Electric Power Co заявила, что система, предназначенная для очистки загрязненной воды, не смогла удалить опасные радиоактивные загрязнители.
Это означает, что большую часть этой воды, хранящейся в 1000 резервуарах вокруг завода, необходимо будет переработать до того, как она попадет в океан, что является наиболее вероятным сценарием утилизации.
Переработка может занять около двух лет и отвлечь персонал и энергию от демонтажа разрушенных цунами реакторов, а этот проект займет до 40 лет.
Неясно, насколько это задержит вывод из эксплуатации. Но любая задержка может быть дорогой; По оценкам правительства, в 2016 году общая стоимость демонтажа завода, дезактивации пострадавших районов и компенсации составит 21,5 триллиона иен (192,5 миллиарда долларов), что составляет примерно 20 процентов годового бюджета страны.
Tepco уже не хватает места для хранения очищенной воды. Эксперты утверждают, что в случае очередного сильного землетрясения танки могут треснуть, выпуская испорченную жидкость и вымывая высоко радиоактивный мусор в океан.
Рыбаки, изо всех сил пытающиеся вернуть доверие потребителей, категорически против выброса переработанной воды, которую Японский орган по контролю за ядерными ресурсами, Управление по ядерному регулированию (NRA), считает в значительной степени безвредной, в океан.
«Это разрушило бы то, что мы строили за последние восемь лет», - сказал Тецу Нодзаки, глава Федерации кооперативных ассоциаций рыболовства префектуры Фукусима. В прошлом году вылов составил всего 15 процентов от докризисных уровней, отчасти из-за нежелания потребителей есть рыбу, выловленную на Фукусиме.
Медленный прогресс
Во время посещения разрушенного завода Фукусима-дайчи в прошлом месяце над четырьмя реакторными зданиями, которые окружают побережье, нависали огромные краны. На здании № 3 можно было увидеть рабочих, готовящих оборудование для подъема отработавших топливных стержней из хранилища, и этот процесс может начаться в следующем месяце.
В большинстве районов вокруг завода работникам больше не нужно носить лицевые маски и полные костюмы для защиты от радиации. Только реакторные здания или другие ограниченные зоны требуют специального оборудования.
По всему заводу разветвляется достаточно резервуаров, чтобы заполнить 400 бассейнов олимпийских размеров. Машины под названием Advanced Liquid Processing Systems, или ALPS, обрабатывали воду внутри них.
По словам Tepco, оборудование может удалить все радионуклиды, кроме трития, относительно безвредного изотопа водорода, который трудно отделить от воды. Тритиевая вода высвобождается в окружающую среду на ядерных объектах по всему миру.
Но после того, как в прошлом году в газетах появились сомнения в эффективности воды, обработанной ALPS, Tepco признала, что стронций-90 и другие радиоактивные элементы остались во многих резервуарах.
Tepco говорит, что проблемы возникли из-за того, что поглощающие материалы в оборудовании менялись недостаточно часто.
Коммунальное предприятие пообещало повторно очистить воду, если правительство решит, что выпуск ее в океан является лучшим решением. Это самый дешевый из пяти вариантов, которые правительственная целевая группа рассмотрела в 2016 году; другие включали испарение и захоронение.
Tepco и правительство ждут, пока другая группа экспертов вынесет свои рекомендации. Руководитель группы отклонил запрос на собеседование. Срок не установлен.
Руководитель NRA Тойоши Фукета считает, что выбросы в океан после разбавления являются единственным реальным способом решения проблемы с водой. Он предупредил, что откладывание решения на неопределенный срок может сорвать проект снятия с эксплуатации.
ХРАНЕНИЕ НЕОБХОДИМО
Другой вариант - хранить воду в течение десятилетий в огромных резервуарах, обычно используемых для сырой нефти. По словам Ясуро Каваи, инженера завода и члена Гражданской комиссии по атомной энергии, группы, выступающей за отказ от ядерной энергии, танки прошли испытания на прочность.
Каждый резервуар вмещает 100 000 тонн, поэтому 10 таких резервуаров могут хранить примерно 1 миллион тонн воды, обработанной ALPS, сказал он.
Комиссия предлагает хранить в резервуарах тритиевую воду, период полураспада которой составляет 12,3 года, в течение 123 лет. После этого он будет тысячным по радиоактивности, как это было, когда он поступил в хранилище.
Хотя эксперты предупреждают, что танки будут подвержены сильным землетрясениям, министр торговли и промышленности Японии Хиросигэ Секо заявил, что комитет все равно их рассмотрит.
«Долгосрочное хранение ... имеет свои преимущества, так как уровни радиации снижаются, пока оно находится на хранении. Но есть риск утечки », - сказал Секо агентству Рейтер. «Трудно удерживать воду на неопределенный срок, поэтому панель также рассмотрит, как ее следует утилизировать».
Космос также является проблемой, сказал Акира Оно, директор по выводу из эксплуатации Tepco. К 2020 году коммунальное предприятие увеличит вместимость резервуаров на 10 процентов до 1,37 миллиона тонн, и около 95 процентов общей емкости, вероятно, будет использовано к концу этого года, сказал он.
«В настоящее время танки строятся на ровных возвышенных участках в стабильных местах», - сказал Оно. Но такого идеального пространства становится мало, добавил он.
Многие местные жители надеются, что Tepco будет продолжать хранить воду. Если он попадет в океан, «все погрузятся в депрессию», - сказал капитан рыболовного траулера Коичи Мацумото.
Фукусима была когда-то популярна среди серферов. Но молодые люди в этом районе больше не занимаются серфингом, потому что их неоднократно предупреждали о подозрении на радиоактивность в воде, сказал владелец магазина серфинга Юичиро Кобаяши.
Выпуск очищенной воды с завода «может привести к тому, что следующее поколение детей также будет отлучено от моря», - сказал он.
Оно говорит, что работа с загрязненной водой является одной из многих сложных проблем, связанных с выводом из эксплуатации.
Год назад, когда он взял на себя руководство работой, казалось, что проект только что «вступил в тупик», сказал он. «Теперь такое ощущение, что мы действительно начинаем подниматься» (1 доллар = 111,7200 иен) (репортаж Киеси Такенака, редактирование Малкольма Фостера и Джерри Дойла)