Суть «мягкой силы» Поднебесной – в тотальном распространении китайской культуры
Современная «мягкая сила» КНР воплощает в себе традиционные культурные ценности и философские идеи, отмечают в совместной статье эксперты Центра Азии и АТР РИСИ И.Комиссина, В.Сведенцов и К.Кокарев. Инициируя и поддерживая стремление жителей разных стран ближе познакомиться с китайской культурой, узнать историю одной из древнейших мировых цивилизаций, ее «мягкая сила» призвана содействовать формированию благожелательного отношения к КНР в международных связях.
Для этого Пекин старается повысить международное влияние своей культуры, в частности посредством расширения присутствия культурной продукции КНР на мировом рынке. Эксперты РИСИ приводят в пример цитату из книги китайского автора Го Шуюна «Стратегия „мягкой силы“ Китая», которая подтверждает этот тезис. В книге говорится, что «суть стратегии „великой державы“ сводится к тотальному распространению китайской культуры, расширению экономических связей и укреплению политических позиций Китая во всём мире».
Вместе с тем эксперты РИСИ замечают, что приобретённый Китаем статус «все-мирной фабрики», выпускающей продукцию для транснациональных корпораций, не способствует наращиванию потенциала «мягкой силы». Страна импортирует иностранные технологии, научные знания и культурную продукцию, а её собственные достижения в этих сферах оказались под контролем и влиянием иностранной «мягкой силы». На фоне широкого распространения интернета на смену коллективистским ценностям и конфуцианской культурной традиции пришли индивидуальные ценности и элементы западной массовой культуры.
Таким образом, активное продвижение Пекином за рубеж культурной продукции и услуг в рамках «мягкой силы» требует наличия конкурентоспособных предприятий и использования узнаваемых транснациональных брендов. Эксперты резюмируют, что вследствие этого профильным китайским ведомствам предстоит расширять зарубежные инвестиции и привлекать к участию в отрасли частный и зарубежный капитал, а также использовать более разнообразные способы распространения китайской культуры за границей.
Статья из журнала “Проблемы национальной стратегии” №3 (54), страницы 11-67СсылкаЖурнал можно скачать по ссылке.