![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1585599/pub_5cd69dd15b95f800b0f24878_5cd69e0f5b95f800b0f2487b/scale_1200)
Эта дорога проложена прямо по дну озера. Её полотно омывается крепчайшим раствором поваренной соли, а шпалы лежат прямо на поверхности соляного массива.
Озеро Баскунчак расположено в северном Прикаспии, в лощине между двумя гигантскими подземными соляными куполами. Глубина залегания соли 6 километров.
Баскунчакская солевозная дорога,
построена за четверть века до запуска Транссиба.Каждый год с месторождения вывозится более миллиона тонн соли, но намывает её ещё больше.
![](https://cs8.pikabu.ru/post_img/big/2016/09/08/10/147335269219584829.jpg)
![](http://sigaretam.net/images/photoblog/medium/0244cc135fc6bb0a7ee9ad39fe22e936.jpg)
.История Баскунчакской железной дороги.
Баскунчакская железная дорога была построена в 1881 году для вывоза соли от озера Баскунчак к реке Волге. Движение по Баскунчакской железной дороге производилось только во время навигации на реке Волге, причем во время высоких вод до пристани Мамай на реке Ахтубе, а в остальное время до пристани Владимировской на реке Владимировке. В продолжении навигации бывали перерывы связанные с недостатком грузов или с возможностью судоходства по реке Ахтубе. Вследствие этих перерывов движение на дороге производилось: в 1884 году – 183 дня, в 1885 году – 173 дня, в 1886 году – 157 дней, в 1887 году – 193 дня, в 1888 году – 214 дней.
Длина дороги составляла 72.023 версты или 76.344 км. из них 15.741 верст двухпутного участка. Дорога имела станции: Баскунчак, Кочевая, Солончак, Пристань Мамай, Владимировка, Ахтуба. Дорога имела 10 паровозов (7 серии Т с тендерами и 3 серии ТП без тендеров), 482 вагона (2 цистерны, 30 крытых, 50 платформ, 400 солевозных), 17 мостов, 9 водопропускных труб, 2 каменных паровозных сарая (Баскунчак площадью 368.8 м2 и Ахтуба площадью 750.5 м2).
Паровозы работающие на главной линии и озерных путях станции Баскунчак отапливались дровами, паровозы работающие на станции Владимировка и на перегоне Ахтуба – Владимировка отапливались нефтяными остатками. Водоснабжение паровозов осуществлялось по станциям: Баскунчак, Кочевая, Солончак и Ахтуба паровыми машинами и пульзометрами, на станции Владимировка ручным насосом.
Средняя составность отправленного по дороге грузового поезда с 1884 по 1888 год: 22.45 ваг., 22.16 ваг., 22.04 ваг., 21.95 ваг., 22.18 ваг. Вследствие сезонного характера работы дороги и замкнутости её интенсивность эксплуатации была высокой, так среднесуточный пробег паровоза колебался от 477 верст до 639 верст
Но, пожалуй, главным событием в истории развития механизации на Баскунчаке стало строительство по чертежам инженера Ю.А.Макарова и ввод в эксплуатацию принципиально новой в горном деле машины - солесоса, ставшего прототипом современного солекомбайна - уникального орудия добычи соли в настоящее время. К 1934 г. на озере работают уже три солесоса, ручная добыча соли полностью ликвидируется. К 1940 году добыча соли достигает 1,5 миллиона тонн в сезон, что составляет около 30% всей добываемой в стране соли.
В последующие десятилетия на солепромысле активизируется исследовательская работа по внедрению новых механизмов и технологических процессов добычи и переработки соли, расширению ассортимента выпускаемой продукции, улучшению ее качества.
https://pikabu.ru/st…ga_4461032.
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1658683/pub_5cd69dd15b95f800b0f24878_5cd69eb4c3cffc00b36b7f46/scale_1200)
![](https://s.mediasole.ru/cache/content/data/images/1476/1476693/sol-_12.jpg)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/30884/pub_5cd69dd15b95f800b0f24878_5cd69f5f5b95f800b0f24888/scale_600)
![](https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1706643/pub_5cd69dd15b95f800b0f24878_5cd69fed901a5900b23c7dcf/scale_600)
https://pikabu.ru/st…ga_4461032