Обсуждение космических программ
8,793,191 39,580
 

  Аладдин ( Слушатель )
09 июл 2019 14:02:59

Гендиректор ФПИ рассказал о первом полете возвращаемой космической ступени "Крыло-СВ"

новая дискуссия Новость  741

ЦитатаПервый полет российской возвращаемой ступени ракеты-носителя "Крыло-СВ" запланирован на 2021-2022 годы. Об этом в интервью ТАСС рассказал во вторник генеральный директор Фонда перспективных исследований (ФПИ) Андрей Григорьев.

"На первом демонстраторе с массо-габаритным макетом ракетного двигателя будет отрабатываться управляемый спуск ступени на дозвуковом режиме. Его полеты запланированы на 2021-2022 годы", - сказал он.

По словам Григорьева, планируется создать несколько демонстраторов возвращаемой ступени. Во время полета по траектории возвращаемая ступень в управляемом режиме сначала ускорится от нулевой до гиперзвуковой скорости, а потом произведет торможение в атмосфере и завершит полет посадкой на аэродром.

Техническое задание на возвращаемую ступень уже подготовлено. Разработана математическая модель полета "Крыла-СВ", определены ключевые конструктивно-компоновочные решения, оптимальный тип и характеристики ракетного двигателя.

Аванпроект возвращаемой ступени "Крыло-СВ" был подготовлен и защищен в ФПИ 29 мая 2018 года. Разработкой занималось КБ имени В. М. Мясищева. В журнале Объединенной авиастроительной корпорации "Горизонт" уточнялось, что после выхода ракеты на заданную высоту проект предполагает раскрытие крыла и включение реактивного двигателя. Это позволит вернуть первую ступень.


https://tass.ru/kosmos/6644506
Все хорошо, но не понял, на какой РН будет применяться эта технология - на "Союз-5", или на "Енисее"?
  • +0.10 / 5
  • АУ
ОТВЕТЫ (19)
 
 
  Slav Rus ( Слушатель )
09 июл 2019 15:54:48

За основу взят проект "Байкал". Это демонстратор возвращаемой первой ступени РН лёгкого класса, условное название "Крыло - СВ" 
Срок реализации проекта 2022 год
  • +0.16 / 9
  • АУ
 
  caSmith ( Слушатель )
09 июл 2019 16:37:50

да ни на какой. это Байкал пилят. Продолжают. Вдруг реально полезно. А пока концепция пластиковых стаканчиков рулит. Зачем мыть? Проще выкинуть. И может даже дешевле.
  • +0.01 / 6
  • АУ
 
 
  normalized_ ( Слушатель )
09 июл 2019 17:18:09

"Байкал"  был  собственным проектом Хруничева, под Ангару, который он пытался пролоббировать.
"Крыло-Ступень Возвращаемая" , проект порученный Роскосмосом на обоснование в  ФПИ (первый этап). Далее, возможно, передается в ОКБ Мячищева на создание прототипа и дальнейшую отработку.
Использоваться будет или самостоятельно, как легкий РН  или, возможно, в Енисее. По результатам.
  • +0.29 / 17
  • АУ
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
10 июл 2019 13:40:15

Вы о концепции одноразовых универсальных модулей Ангары? Так Байкал под нее же и делался, как альтернативная концепция.
  • +0.03 / 2
  • АУ
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2019 17:13:36

то то и оно, что альтернативная.  за двумя зайцами... 
  • -0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
10 июл 2019 19:47:39

Зависит от наличия свободных ресурсов (в первую очередь кадровых), если они есть, то почему бы и нет?
  • +0.04 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
11 июл 2019 04:14:33

"Движение - все, цель - ничто"?
Отчего вы думаете, что ресурсы есть? Очень похоже на их распыление. Россия относительно бедная страна с проблемами. Выбирая две концепции средств выведения в космос не слишком ли мы широко шагаем? Не порвутся ли штаны?
  • -0.09 / 11
  • АУ
 
 
 
 
 
 
  Foxhound ( Слушатель )
11 июл 2019 09:17:21

Ни вы ни я этого достоверно сказать не можем.

Не думаю, потому что себестоимость исключительно низкая, относительная разумеется. Я думаю, что даже будут прорабатывать два вида возвращаемых ступеней - как у Маска и тот вариант.
  • +0.11 / 6
  • АУ
 
 
 
 
 
  Фёдор144 ( Слушатель )
11 июл 2019 09:05:12

ну вы же знаете, что их нет ... не достаточно ... свободных ... зачем тогда тень на плетень?
  • +0.04 / 3
  • АУ
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
09 июл 2019 23:43:54

.......А разница между "Союзом-5" и "Енисеем" в чём? Это вроде как одно и тоже.
  • +0.02 / 4
  • АУ
 
 
  Аладдин ( Слушатель )
10 июл 2019 00:43:49

"Енисей", как было объявлено, название сверхтяжелой ракеты, а "Союз-5" - это еще и "Иртыш", и "Феникс". 
  • +0.05 / 2
  • АУ
 
 
 
  сапёрный танк ( Слушатель )
10 июл 2019 13:22:02

........Значит попутал с "Иртышом".
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
 
  caSmith ( Слушатель )
10 июл 2019 17:22:39

все эти игры с переназванием, все эти анонсы не от хорошей жизни, а вернее - нехорошие признаки. Всякие Сункары, Союзы 5, Иртыши и Енисеи,  Руси и Федерации в мужском роде... Фениксы и Протоны лайт... Все это очень дурно пахнет.
  • +0.11 / 13
  • АУ
 
  Skubbid ( Слушатель )
11 июл 2019 09:51:39

На той ракете которая возит космонавтов на российскую лунную базу, с 2015 года кстати. Ну нам ее тоже обещали к 2015.
Все что касается отечественного космоса пора уж привыкнуть мыслить не обещалками должностных лиц, а реальными свершениями.
Обещалок много, в реальности нифига.
  • -0.08 / 12
  • АУ
 
 
  Mirotvorets ( Слушатель )
11 июл 2019 10:52:39

Лягнуть именно наш Роскосмос конечно может любой.
Это так приятно для собственного самолюбия.
Но как говорится - все позноется в сравнении.
Последняя авария Шаттла произошла в 2003 году.
С того момента идет отсчет времени по созданию КА для пилотируемой программы в США.
Уже 2019 год а приходится договариваться с Батутычем и летать на " древних Королевских семерках".
Бывают в жизни ситуации когда остаться при своих- уже победа.
А Роскосмос у нас еще наполовину военный.
И если учесть эту составляющую приоритетную для нас и вспомнить некоторые откровения Президента на эту тему то Ваши слова  мягко говоря не соответствуют действительности.
Добавлю.
Лететь на Луну ради флаговтыка сегодня никто не будет.
Организовывать космическую станцию на окололунной орбите или поверхности Луны дело на порядок более затратное чем МКС и скорее всего это будет международный проект с посильным техническим и финансовым участием многих стран.
А по реализации его еще конь не валялся и никто этот вопрос форсировать не будет.
Будет постепенное наращивание компетенций различных потенциальных участников.
Так что нада набраться терпения
  • +0.28 / 19
  • АУ
 
 
 
  Skubbid ( Слушатель )
11 июл 2019 16:34:17

Осталось только обьяснить какое отношение "древние Королевские семерки" имеют к достижению Роскосмоса? То что до сих пор не просрали их технологию производства? Они вообще то в СССР разработаны, и достались России по наследству. Ничего нового на замену Батутычи кроме коррупции, развала, дырок в КА,и с ракетами с которыми "что то пошло не так" родить не смогли.
Да и при своих не получается, Батутычи жи созидать ничего не умеют, Батутычи довели то что спутники практически состоят из иностранных комплектующих. Хотя при том же царе Борисе летали вполне на своей электронике.Ты видишь тут где то при своих? Я нет. Я вижу деградацию и утрату компетенции по многим вопросам.
Если бы слова президента соответсвовали действительности то мы бы давно уже совершали полеты к Альфа Центавры. Нужны не слова, которые мы слышим от президента уже на протяжении последних 20 лет. Нужны конкретные свершения.
То что Россия не будет, вернее не может посылать куда то что то, устраивать "флаговтык" я прекрасно знаю. Пока что флаговтык устраивают американцы,европейцы, китайцы. Японцы засрали своими спутниками исследователями все окрестные астероиды. 
Впрочем Россия уже один флаговтык в Фобус Грунт уже устроила. Собрав(вернее сначала Батутычи разворовали) а потом то что осталось пустили на закупку, в результате чего хватило лишь на микросхемы из бытовой техники. Миссия импосибл.
Вот только России в этом международном окололунном проекте не будет, ибо зачем брать в компанию к себе "соображать на троих" того кто не сможет построить ни одного модуля будущей станции. Не напомнишь, когда там долгожданные российские модули прибудут к МКС? А то российским космонавтам надоело кроссворды разгадывать когда другие члены экипажа проводят опыты.
Да да терпеть, подождать. Так уж терпим и ждем уже 30 лет, однако ничего за 30 лет так родить и не смогли нового, ни одного достижения. А только и слышно потерпите, потерпите пока Батутычам надоест пилить. А им эжто дело никогда не надоест
Украл миллиарды при строительстве Восточного. С этих миллиардов заплатил штраф 200 000 рублей. Получил условный срок в 5 лет. И вышел на свободу, с чистой совестью, с миллиардами в кармане. Разве это может надоесть? А о правнуках ты подумал? А вот они думают, что неплохо бы еще правнукам радостную безбедную жизнь обеспечить. Какой уж тут русский космос, какие тут достижения?!
  • -0.16 / 10
  • АУ
 
  GreenJeen ( Слушатель )
27 авг 2019 05:25:35

Уточнение. Возможно первый полёт состоятися на год раньше.

Летные испытания возвращаемой ступени "Крыло-СВ" могут начаться в 2020 году
Цитата13:50 26.08.2019
849
 
МОСКВА, 26 авг - РИА Новости. Летные испытания первой российской многоразовой крылатой ракеты-носителя сверхлегкого класса в рамках проекта "Крыло-СВ" могут начаться в 2020 году, заявил советник управляющего директора Экспериментального машиностроительного завода Мясищева Олег Роскин.

"По нашим планам, мы хотим пойти в горизонтальный полет в следующем году", - сказал он на евразийском аэрокосмическом конгрессе в Москве в понедельник.
   
Речь идёт не о вертикальном старте с космодрома, а сбросе ракеты в воздухе для испытаний ее авиационного полета. Ракета размерами шесть метров в длину и 0,8 метра в диаметре будет перемещаться на гиперзвуковых скоростях - до 6 чисел Маха.

По его словам, пуски будут проводиться с полигона Капустин Яр в сторону Каспийского моря. Первый полноценный полет со стартом с космодрома и возвращение на землю планируется через четыре года. "Мы планируем такой полет в 2023 году", - добавил Роскин.
Он напомнил, что предшественник "Крыла-СВ" крылатая ракета "Байкал" демонстрировалась в Ле-Бурже в 2001 году. "Байкал" на 20 лет опередил свое время, и мы, по сути, возвращаемся к нему", - сказал Роскин.
В 2018 году в Фонде перспективных исследований РИА Новости сообщали, что полнофункциональный дозвуковой демонстратор возвращаемой ступени ракеты-носителя "Крыло-СВ" будет создан в России в течение четырех лет. Там уточнили, что сначала будут проведены его испытания и необходимая корректировка для того, чтобы к следующему этапу подойти с минимальными рисками. Итогом исследований должен стать полнофункциональный демонстратор с ракетным двигателем, который будет выполнять весь цикл испытаний, начиная со старта и выхода на необходимую высоту и заканчивая возвращением с посадкой.
"Крыло-СВ" - это многоразовая крылатая ступень ракеты легкого класса, аванпроект которой был подготовлен и защищен 29 мая в ФПИ с положительной оценкой. Он выполнялся рабочей группой, где головным предприятием выступил АО "ЭМЗ имени В.М. Мясищева".
  • +0.15 / 9
  • АУ
 
 
  MikeGin1968 ( Слушатель )
27 авг 2019 08:09:14

Статья на тему интересная
https://topcor.ru/5751-raketa-ili-samolet-kakim-dolzhen-byt-mnogorazovyj-nositel.html
Крылатый «Байкал»: какой должна быть многоразовая ракета-носитель

Успехи компании SpaceX породили особый интерес к многоразовой тематике в ракетостроении и заставили многих вынуть из пыльных ящиков проекты прошлых лет. При этом далеко не всегда людей интересуют причины, по которым они (эти проекты) не реализовались. А ведь причины на то могли быть самые серьезные.







Поговорим о «крылатых» носителях. Здесь, впрочем, нужно сделать некоторое разграничение. Применение в космической индустрии крыла, создающего подъемную силу, имеет долгую историю. Во-первых, это не оправдавший себя в плане соотношения цена/эффективность американский шаттл, эксплуатировать который закончили в 2011-м, а также советский «Буран» — его близкий родственник. Во-вторых, так называемая концепция воздушного старта, при которой для запуска ракеты-носителя используют поднявшийся в небо самолет, выступающий своего рода первой ступенью. Наконец, в-третьих, речь идет о возвращении первой ступени носителя в самолетном режиме. Говоря простым языком, представьте себе, если многоразовая ступень «Falcon 9» на обратном пути совершала посадку на аэродром, примерно так же, как в свое время это делал «Спейс шаттл». Или же просто любая крылатая машина. 




Концепция очень заманчивая, ведь посадить аппарат в самолетном режиме кажется более простой задачей, чем возвращение первой ступени в духе SpaceX. Однако оправдана ли такая схема? По мнению Алексея Рогозина — сына Дмитрия Рогозина, да. Напомним, сейчас Рогозин-младший возглавляет Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина и, судя по всему, видит организацию одним из главных (если не главным) проектировщиков российских многоразовых ракет. Именно «самолетный» принцип возвращения сейчас продвигают в компании «Ил». «Это то решение, которое мы реализуем на уровне аванпроекта. Сдали эту работу в "Роскосмос"», — заявил Алексей Рогозин в августе прошлого года. Здесь нужно отметить сразу несколько важных вещей. Во-первых, данное заявление было сделано относительно давно по меркам российского ракетостроения, где планы меняются со скоростью полета зонда «Вояджер». Однако с другой стороны не будем забывать, что Дмитрий Рогозин уже освоился на посту руководителя «Роскосмос» — можно сказать, что именно он определяет развитие всей космической индустрии РФ.

«За» и «против»

Постараемся понять, стоит ли вообще развивать это направление. Одной из самых необычных отечественных ракетных систем последних десятилетий стала «Байкал-Ангара». Строго говоря, это всего лишь концепт: ничего подобного пока не реализовали. Как можно догадаться по названию, речь шла об одной из версий ракеты «Ангара», при которой первая ступень должна была получить многоразовый ускоритель «Байкал». Это изделие после отделения от носителя должно было возвращаться к месту старта, и приземляться на обычную взлетно-посадочную полосу, как самолет. В зависимости от класса ракеты-носителя «Ангара» хотели использовать разное количество многоразовых ускорителей: один (легкий класс), два (средний) и четыре (тяжелый). Сухая масса ускорителя при использовании ракеты-носителя легкого класса должна была составлять почти 18 тонн. В качестве двигателя хотели использовать РД-191М. 




Дальность ускорителя могла составлять примерно 380 км: было бы вполне достаточно для того, чтобы долететь до оперативного аэродрома. Однако в целом, как можно увидеть, система выглядела сложной и громоздой, особенно, если говорить о тяжелом варианте носителя с четырьмя ускорителями. Сюда также стоит добавить и хорошо известный тезис о том, что «Ангара», сама по себе, является довольно дорогой и технически сложной ракетой, состоящей из множества модулей. 



А что по этому поводу думают на Западе? Стоит сказать, что многие ракетостроители из Европы и США после успехов SpaceX оказались примерно в той же ситуации, что и российские. То есть, у них были старые ракеты и «далекие планы на светлое будущее». Особняком стоит Airbus, который предложил возврат первой ступени ракеты в «самолетном» режиме. Модуль Adeline (Advanced Expendable Launcher with INnovative engine Economy) предусматривает многоразовое применение двигателей первой ступени ракеты-носителя Ariane 6, которой пока нет. Многоразовым будет только двигательный отсек: его хотят оснастить двумя крыльями и складными пропеллерами, которые будут активироваться при приземлении. Садиться Adeline сможет на обычную полосу. 




К сожалению, новостей про разработку Airbus почти нет: возможно, от нее решили отказаться по причинам, которые хорошо видны на примере выполняющего несколько иные функции «Байкала». 

Постараемся разобраться более детально. Ракета Falcon 9 на пути к многоразовости прошла долгий путь, однако, переделок в сравнении с обычной одноразовой ракетой не так-то много, а садиться первая ступень может практически везде: хоть на наземную платформу, хоть на морскую. Самолетная же посадка ракеты требует работ в несколько другом направлении: придется учитывать не только аэродинамические характеристики ракеты при горизонтальном подъеме/спуске, но и работу крыла, создающего подъемную силу при вхождении многоразовой ступени в атмосферу Земли. Однако еще более важно то, что в этом случае многоразовому компоненту ракеты придется нести «самолетное» снаряжение: скрываемые крылья, элементы шасси, сложную силовую установку (как на Adeline). Все это увеличивает массу носителя и повышает его цену. Мы уже не говорим про трудности повторного использования компонентов, которые сейчас решает SpaceX. Вроде бы успешно. 




То есть, пока что концепция Илона Маска с горизонтальным возвращением первой ступени смотрится предпочтительней, нежели посадка носителя в самолетном режиме. В пользу этого говорит и то, что компания Blue Origin — де-факто главный конкурент SpaceX в обозримом будущем — выбрала такую же схему. В широком смысле, новая ракета от Blue Origin под названием New Glenn будет интерпретацией Falcon 9, пусть и с другими двигателями и другими возможностями по доставке на орбиту грузов. 

Что касается российских ракетостроителей, то им, пожалуй, нужно для начала определиться, чего именно они хотят, обозначив несколько основных проектов, которые и будут развивать в течение последующих десятков лет. Очевидно, что страна просто «не потянет» все озвученные за последние годы идеи, такие как сверхтяжелая ракета «Енисей» или создание национальной орбитальной станции вместо международной.
  • +0.05 / 6
  • АУ
 
 
  Аладдин ( Слушатель )
27 авг 2019 08:14:30

Мне кажется, что в этом репортаже речь идет о сверхлегкой РН по типу "Крыло-СВ". . 
А само "Крыло-СВ" (тот же "Байкал") - это боковушка для "Ангары". 
https://topcor.ru/10066-vozvra…-goda.html
  • +0.11 / 7
  • АУ