Беседа о фильме “Аpollo 11”https://www.svoboda.org/a/30045700.html...........................................
Александр Генис:Как и следовало ожидать, юбилей лунной эпопеи встречается в Америке взрывом интереса к этой экспедиции. Как и следовало ожидать, воспоминание об этом достижении сумело пусть и ненадолго объединить резко разделенную страну в порыве энтузиазма. Как и следовало ожидать, взгляд с Луны дает иную перспективу нашим домашним - земным - распрям, помогая посмотреть на них свысока.
Казалось, что иначе и быть не может, но на самом деле - и могло, и было. В вышедшей к годовщине книги “Наследие “Аполлона”, ее написал историк НАСА Роджер Лауниус, ярко описано массовое недовольство американцев лунной программой. Согласно подсчетам экономистов, она стоила налогоплательщикам около 25 миллиардов долларов, по нашим деньгам это 180 миллиардов. В то время это была самая большая государственная трата после войны во Вьетнаме. Не удивительно, что в бурные 60-е многие борцы за гражданские права считали расходы неоправданными и предпочли бы потрать эти средства на борьбу с бедностью.
Однако успех в одночасье и навсегда изменил общественное мнение. Высадка космического корабля на Луне, американский флаг на нашем спутнике, след астронавта на поверхности чужого мира - все это произвело радостный шок - и не только в Америке. Хотя вся космическая программа США задумывалась как аргумент в Холодной войне (без нее, говорили, в Сенате “мы дождемся, что русские будут сбрасывать на нас бомбы из космоса”), фантастическая картинка на экране каждого телевизора говорила о триумфе духа и воли человека как такового, и это придавало исторической лунной эпопее еще и иное - метафизическое - измерение.
Интересно, что оглядываясь назад, историк Дуглас Бринкли пришел к выводу, что казалось бы непомерные затраты федерального правительства многократно окупились за счет связанных с полетом исследований в области биомедицинского оборудования, легких материалов, компьютерных разработок и всего того, что потребовалось ученым, чтобы доставить людей на Луну и вернуть их на Землю. Но конечно не прагматическое, а символическое значение этой миссии придало ей статус эпохального события, меняющего наши представления о человеке и его возможностях.
Ярче всего это ощущение передает немедленно признанный шедевром фильм с деловым названием и психоделическим содержанием “Аполлон 11”. Откликнувшись на его весеннюю премьеру, мы подробно обсудили эту картину с Андреем Загданским. Сегодня - в дни юбилейных торжеств - имеет смысл вернуться к этому разговору.
Андрей Загданский:Новый документальный фильм режиссера Тодда Дугласа Миллера называется "Аполлон-11". Название очень непримечательное: именно так называлась миссия программы “Аполло”, та самая, которая увенчалась успехом и высадкой первых астронавтов на Луне. Это было в 1969 году, 20 июля, и весь мир завороженно смотрел, как это происходило. И вот спустя 50 лет фильм об этой миссии вышел на экраны. Я побежал сразу смотреть, потому что слышал от друзей, работающих в документальном кино, что это замечательная, уникальная, неповторимая картина.
Александр Генис: Критика сходит с ума и говорит, что это опыт, который не имеет ничего общего со всем, что было сделано в кино до сих пор.
Андрей Загданский: Совершенно верно. Причем, в этом есть определенная загадка: вроде бы многое я уже видел на экране, но все в целом складывается в удивительную волнующую картину, близкую к языческому переживанию..................................................................................................................