Второй раз в этом году российское федеральное космическое агентство Роскосмос запустило трех новых членов экипажа на Международную космическую станцию на космическом корабле «Союз МС-13». Старт произошел в 12:28:20 ПО ВОСТОЧНОМУ ВРЕМЕНИ (16:28:20 UTC) в субботу, 20 июля 2019 года, с площадки №5 на космодроме Байконур в Казахстане. Корабль пришвартовался к МКС после 6-часового полета в 18:48 ПО ВОСТОЧНОМУ ВРЕМЕНИ (22:48 UTC). Эта миссия будет предпоследним полетом ракеты «Союз-ФГ», которая была разработана как переходная модификация между «Союз-У» и «Союз-2». «Союз-ФГ» - готовится к пенсии: В середине 90-х годов Роскосмос понял, что ему необходимо модернизировать ракету «Союз», чтобы обеспечить постоянную конкуренцию на мировом коммерческом рынке в XXI веке. В то время космическое агентство использовало «Союз-У» , разработанный в основном в 1960-х годах и совершивший первый полет 18 мая 1973 года. В то время он был передовым, и «Союз-У» установил несколько рекордов, включая наивысший темп запуска в год с 47 полетами в 1979 году и общим числом полетов в количестве 786 миссий к моменту выхода на пенсию в 2018. Более того, ракета-носитель имела надежность в 97,3%.
Но по мере совершенствования технологий и повышения способности других ракет, «Союз-У» потребовалась модернизация из-за его возраста. Например, компьютерные системы были аналоговыми, что серьезно ограничивало возможности модернизации ракеты. Из-за аналоговой системы управления полетом ракета была неспособна маневрировать по нужному азимуту после подъема со стартовых площадок. Поэтому сами стартовые площадки должны были быть буквально развернуты и установлены в правильном направлении, чтобы ракета могла после старта лечь на правильный курс для вывода на целевую орбиту. Роскосмос осознал, что им нужна модернизированная версия ракеты-носителя «Союз» для 21-го века, и начал разработку того, что в конечном итоге станет ракета-носителем «Союз-2» . Но обеспокоенность, высказанная международными партнерами Международной космической станции в связи с использованием нового и не отработанного ракета-носителя «Союз-2» для доставки экипажа на станцию, связанная с финансовыми проблемами и задержками в разработке новых цифровых систем управления полетом для «Союз-2», привел Роскосмос к созданию нового варианта ракеты «Союз», предназначенного исключительно для преодоления разрыва между модификациями «Союз-У» и «Союз-2», и демонстрации летных характеристик некоторых новых систем и двигателей, предназначенных для ракета-носителя « Союз-2». Промежуточным вариантом стала ракета «Союз-ФГ» , которая впервые стартовала 20 мая 2001 года с площадки № 1/5 космодрома Байконур в Казахстане.
Эта миссия успешно доставила корабль снабжения «Прогресс М1-6» на Международную космическую станцию. В рамках поэтапного обновления ракета «Союз-ФГ» использовала новые, более мощные двигатели для боковых блоков и первой ступени, оснащенные двигателями РД-107A для боковых блоков и двигателем РД-108A для базовой ступени. В то время как новые двигатели обеспечивали такую же тягу, что и более старые двигатели, используемые на «Союз-У», они включали в себя несколько новых улучшений безопасности и производительности, которые повышали их безопасность и надежность. Новый «Союз-ФГ» продолжал использовать двигатель РД-0110 для своей второй ступени, такой же, как «Союз-У». С модернизированными двигателями на первой ступени и множеством других улучшений по сравнению с «Союзом-У», «Союз-ФГ» был разработан в основном для того, чтобы взять на себя обязанности по транспортировке экипажа космического корабля «Союз» на Международную космическую станцию, роль, которую он начал выполнять 30 октября 2002 года с запуском нового корабля «Союз ТМА-1». После первого полета экипажа это была единственная российская ракета, которая в течение последних 17 лет запускала людей на Международную космическую станцию, а после выхода на пенсию американского космического корабля "Шаттл" в июле 2011 года она была единственной ракетой, способная доставлять людей на Международную космическую станцию. Но, несмотря на его модернизацию, он все еще имеет аналоговую систему управления полетом и не способен маневрировать по курсу, а это означает, что его стартовые площадки все еще должны поворачиваться в надлежащий азимут (выравнивание) для старта транспортного средства. По этой причине «Союз-ФГ» всегда был временной ракетой, которую в конечном итоге заменит «Союз-2». В субботу стартовал 69-й и предпоследний оставшийся «Союз-ФГ». Из 69 миссий ракеты на сегодняшний день 68 были успешными с единственной неудачей - запуском корабля «Союз-10» в октябре 2018 года . Во время этого полета проблема с разделением ступеней привела к разрушению ракеты. Система аварийного спасения на верхней части корабля «Союз» прекрасно отработала, надежно отведя корабль с двумя членами экипажа космического корабля «Союз МС-10» от аварийной ракеты и вернула их на Землю. Те же два члена экипажа поднялись на борт другой ракеты «Союз-ФГ» всего шесть месяцев спустя и успешно выполнили миссию на Международную космическую станцию. После запуска экипажа корабля «Союз МС-13» в субботу у ракеты «Союз-ФГ» остался только один полет - полет корабля «Союз МС-15» в сентябре, когда он доставит еще трех человек на Международную космическую станцию. Этим последним сентябрьским рейсом «Союз-ФГ» закончит полеты с 70-ю миссиями. Операции по запуску экипажа для Международной космической станции будут затем перенесены на «Союз-2.1а», имеющим цифровые системы управления полетом и дополнительные усовершенствования и улучшения безопасности. Экипаж корабля «Союз МС-13»: В день 50-летия посадки человека на Луну «Аполлона-11», космический корабль «Союз МС-13» доставляет на космическую станцию трех международных членов экипажа, в том числе Александра Скворцова из Роскосмоса, Люка Пармитано из Европейского космического агентства (ЕКА) и доктора Эндрю Моргана из НАСА.
Экипаж корабля «Союз МС-13». Слева направо: д-р Эндрю Морган (НАСА), Александр Скворцов (Роскосмос), Лука Пармитано (ЕКА). (Фото: ЕКА - С. Корвая)
После запуска с космодрома Байконур в Казахстане с площадки № 1/5, той же, с которой Юрий Гагарин совершил первый космический полет в 1961 году, экипаж совершил 6,5-часовое путешествие с 4-мя орбитальными маневрами и автоматическую стыковку с международной станцией. Учитывая ограничения единственного пускового окна, запуск привел к тому, что экипаж находился в космосе и направлялся на Международную космическую станцию через 50 лет до минуты после того, как когда-то лунный десантный корабль «Орел» отстыковался от командного модуля «Колумбия» «Аполлона-11» и прилунился на «Базе Спокойствия Луна» 20 июля 1969 года в 20:17 UTC (16:17 ПО ВОСТОЧНОМУ ВРЕМЕНИ). Александр Александрович Скворцов (Роскосмос): Александр Скворцов родился 6 мая 1966 года в городе Щелково Московской области Российской Федерации, Советского Союза, у космонавта-стажера, носящего то же имя. В то время как его отец был вынужден оставить курс подготовки космонавтов в 1968 году из-за проблем со здоровьем, Скворцов получил военное образование, и в 1987 году окончил Ставропольское военное авиационное училище летчиков и штурманов в качестве летчика-инженера и Военную академию противовоздушной обороны Красного Знамени в 1997 году. На военной службе он получил звание полковника в ВВС России. За время своей военной карьеры Скворцов управлял самолетами L-39, МиГ-23 и Су-27 в качестве пилота, старшего пилота и командира авиакрыла, отработал более 1000 часов летного времени стал летчиком ВВС 1 класса, а также квалифицированный дайвером и инструктором по парашютному спорту.
Принятый в качестве стажера-космонавта в 1997 году, он завершил базовую подготовку в космическом полете в ноябре 1999 года, получив квалификацию космонавта-испытателя для полетов на борту корабля «Союз» и полетов на Международную космическую станцию. После выполнения технических обязанностей в центрах управления Космонавтов и Астронавтов он был выбран в марте 2008 года в качестве бортинженера резервного экипажа экспедиции 21/22 и резервного командира экспедиции 22. В соответствии с традиционной практикой назначения экипажа, он был назначен в качестве основного бортинженера для экспедиции 23 и командира экспедиции 24. Он совершил свой первый длительный полет в космосе в качестве командира космического корабля «Союз ТМА-18» 2 апреля 2010 года. На борту станции он участвовал в полетах STS-131 и STS-132 «Космические челноки» «Дискавери» и «Атлантида», включая полет «Атлантис» по доставке российского модуля «Рассвет» на МКС. Вернувшись на Землю в сентябре 2010 года, Скворцов быстро вернулся к обучению для следующих миссий и был назначен в экспедиции 39/40, которые должны были состояться в 2014 году. Свой второй длительный космический полет совершил 25 марта 2014 года в качестве командира корабля «Союз ТМА-12М» и оставался на станции чуть менее 6 месяцев, возвратясь на Землю 11 сентября 2014 года. «Союз МС-13» станет его третьим длительным полетом в космос, где он будет работать бортинженером экспедиций 60/61. Лука Пармитано (Европейское космическое агентство): Лука Пармитано, стал самым молодым человеком, когда-либо совершавших длительный космический полет, родился в Патерно, Сицилия, 27 сентября 1976 года, и ему было всего 36 лет и восемь месяцев, когда он совершил свой первый полет в 2013 году.
Пилот в итальянских ВВС, Пармитано окончил школу Liceo Scientifico «Галилео Галилей» в Катании, Италия, в 1995 году, а затем получил степень бакалавра в области политических наук по специальности международное право в Неаполитанском университете в 1999 году. В 2000 году он завершил учебу и подготовку в Академии ВВС Италии и перешел на базовую летную подготовку вместе с ВВС США на учебно-тренировочном комплексе подготовки пилотов реактивных самолетов Евро-НАТО на авиабазе Шеппард, штат Техас. В 2003 году Пармитано получил квалификацию офицера радиоэлектронной борьбы, прежде чем завершить программу тактического лидерства в Бельгии в 2005 году. В течение всего этого времени он служил пилотом самолета AM-X в 13-й группе 32-го крыла в Амендоле, Италия, с 2001 по 2007 год, получив все квалификации воздушных судов, включая Combat Ready, заправку днем и ночью воздух-воздух, лидер четырех кораблей и командир миссии / руководитель пакета. В 2007 году ВВС Италии выбрали Пармитано кандидатом в летчики-испытатели, и он обучался в качестве на летчика-испытателя в EPNER в Истре, Франция. В 2008 году он получил степень магистра по экспериментальному проектированию летных испытаний, а также отправил заявку в ЕКА, чтобы присоединиться к их корпусу космонавтов. В мае 2009 года ЕКА признало Пармитано кандидатом в астронавты. Два месяца спустя он получил степень магистра в области экспериментальных летных испытаний в Институте аэронавтики и воздушного пространства в Тулузе, Франция.
После завершения подготовки кандидатов в астронавты в 2011 году он был немедленно назначен в экспедицию 36 / 37 на борту Международной космической станции. Его первая космическая миссия называлась Volare, что по-итальянски означает «летать». «Пармитано», запущенный 28 мая 2013 года на борту космического корабля «Союз ТМА-09М», стал самым молодым человеком, который когда-либо предпринимал длительные космические полеты. Во время своего первого пребывания на борту Международной космической станции он стал первым итальянцем, совершившим выход в открытый космос, когда он и астронавт НАСА Крис Кэссиди вышли из орбитальной лаборатории, чтобы установить силовые кабели, получить экспериментальный образец исследования материала и выполнять различные задачи по обслуживанию. Часть этих задач была в рамках подготовки к новому российскому многоцелевому модулю «Наука», давно запланированной замене стыковочного отсека «Пирс» в 2013 году. По иронии судьбы, Пармитано вернется на Международную космическую станцию сегодня, в то время как Россия продолжает готовить отсроченный модуль «Наука» к запуску как минимум в следующем году. Позже в той же экспедиции Пармитано совершил второй выход в открытый космос, хотя работа была прервана из-за проникновения воды, которое начало заполнять его скафандр.
После успешной миссии Пармитано вернулся на Землю 11 ноября 2013 года. После этого он служил командиром подводной экспедиции NEEMO 20 для НАСА у южного побережья Флориды в июле 2015 года. В мае 2018 года ESA объявило о выборе Пармитано в качестве бортинженера для экспедиции 60 и в качестве командира миссии экспедиции 61 на Международную космическую станцию. Когда он примет командование станцией в конце этого года, Пармитано станет лишь третьим европейцем, который будет командовать международным форпостом, и первым итальянцем, который сделает это. Его новая миссия называется Beyond. Доктор Эндрю Р. Морган (НАСА): Эндрю Ричард Морган родился 5 февраля 1976 года. Он врач скорой помощи в армии США, специализирующийся в области первичной медицинской помощи. Выпускник Военной академии США в Уэст-Пойнте, где он получил степень бакалавра наук в области инженерии окружающей среды и Университета медицинских наук в Униформе в Бетесде, штат Мэриленд, где он получил докторскую степень по медицине, доктор Морган работал в элитных специальных оперативные подразделения по всему миру для армии США.
Во время выполнения своих заданий в составе сил специальных операций доктор Морган участвовал в развертывании и непосредственной поддержке боевых действий в Ираке, Афганистане и Африке. В настоящее время имея звание полковника, доктор Морган служил членом медицинской группы в Объединенном командовании специальных операций и работал врачом на полставки в армии США по парашютному отряду. Впоследствии он стал батальонным хирургом 1-го батальона 3-й группы специального назначения (воздушно-десантных) «Пустынные орлы». После трех лет службы, на земле, в боевых погружениях и воздушных полетах в составе «пустынных орлов» доктор Морган был выбран для стратегических специальных операций, назначение в Вашингтоне, округ Колумбия В июне 2013 года НАСА выбрало его в качестве одного из восьми членов 21-го класса астронавтов НАСА, а к июлю 2015 года он завершил подготовку кандидатов в астронавты и был назначен в отделение EVA / Robotics в отделе управления экипажей в Космическом центре им. Джонсона в Хьюстоне , Техас. Начиная сегодня с запланированной 8–9-месячной миссией, доктор Морган останется на борту Международной космической станции примерно на три месяца дольше, чем обычный член экипажа экспедиции НАСА, и будет летным инженером в экспедициях 60, 61 и 62, прежде чем вернуться в Земля весной 2020 года на борту корабля «Союз МС-15».
П.С. Три профессиональных военных из армейской элиты, привыкшие рассматривать друг друга как потенциальных противников летят работать вместе в одном экипаже. Удивляет их "прокачанность" в дайвинге.