Сегодня мы связываем глобализацию с морским контейнером, изобретением 1950-х годов, которое повысило эффективность и снизило стоимость мировой торговли товарами. Или с аутсорсингом рабочих мест в странах с развитой экономикой и возрождением великих торговых экономик, таких как китайская. Но мы вступаем в новую эру, в которой данные являются новым контейнером для транспортировки, и в мировой экономике действуют гораздо более разрушительные силы, чем тарифы Трампа. Новые технологии производства как печатание 3D и автоматизация фабрик уменьшают хозяйственные стимулы к оффшорной продукции. Смартфоны, которые мы носим с собой, — это не просто продукты глобализации, а ее ускорители. Хорошо это или плохо, но мы более подвержены влиянию глобальной культуры идей, чем когда-либо. И в результате мы становимся все более глобальными.
Трамп может полагать, что более слабый доллар повысит экспорт США. Но такие продукты, как смартфоны, теперь включают в себя части со всего мира и могут эффективно воплощать четыре или пять разных валют, делая любое воздействие более диффузным и сложным.
Несколько лет назад Хэл Вариан, главный экономист Google, сделал расчет на основе того, что произойдет, если торговые потоки зафиксируют истинную ценность операционных систем американского производства, установленных на смартфонах, собранных в Азии. Его ответ: это уменьшило бы дефицит торгового баланса США в $500 миллиардов более чем на $120 миллиардов одним махом.
...
Американские компании все еще хотят продавать Китаю, который во многих случаях становится более значимым источником дохода и прибыли, чем США, пока американские корпоративные чемпионы, такие как Apple и Tesla, по-прежнему считают Китай рынком, жизненно важным для их долгосрочного успеха. ... Европейский Союз и другие крупные страны заключают торговые соглашения, снижающие тарифы и другие барьеры. Европейский пакт с Японией вступил в силу в начале этого года. Один с Канадой вступил в силу в прошлом году. Япония и 10 других тихоокеанских экономик продолжили Транстихоокеанское партнерство, согласованное администрацией Обамы, несмотря на то, что Трамп вышел из него в свой первый рабочий день в офисе. В Африке страны продолжают заключать соглашение о континентальной свободной торговле.
Другими словами, даже когда Трамп ставит новые торговые барьеры в США, остальной мир реагирует на это, снижая их друг с другом.
Одним из ответов Китая на тарифы Трампа было снижение собственных тарифов для других стран на такие продукты, как автомобили. Это поставило американские компании в еще одно невыгодное положение по сравнению с конкурентами в Азии и Европе.
По данным исследователей из Института международной экономики Петерсона, еще в начале 2018 года Китай применил средний тариф 8% на импорт. Для американских компаний средняя ставка сейчас составляет более 20%. Для всех остальных экспортеров в Китай она упала до 7%.
Инновации стали более глобальными, чем когда-то. Это одна из причин, почему технологические компании и университеты беспокоятся о перспективах американо-китайских торговых сражений, переходящих в более широкую технологическую холодную войну. Существует риск того, что такая война оставит США изолированными и неспособными воспользоваться преимуществами инноваций, которые все больше пересекают границу.