Обсуждение космических программ
9,290,235 41,652
 

  kot45 ( Слушатель )
03 авг 2019 09:07:08

Куда идем мы с пятачком ( СТК, Союз-5, метан или керосин, и пр.)

новая дискуссия Дискуссия  115

Вопросы . Для кого, для чего  мы делаем новые РН? Нужны ли России многоразовые РН? Метан или керосин на первой ступени РН?
Начну с движков. В настоящее время Россия располагает линейкой движков замкнутой схемы для первых ступеней РН на паре керосин-кислород на базе одной неизменной КС РД-170/171 в 4-х, 2-х, однокамерном исполнении. Достоинства - высокий УИ, относительно высокая надежность ( особенно у РД-180, подтвержденная летной статистикой). Недостатки : высоко напряженная конструкция ( Рк 250-263 ата), склонность к возгоранию при попадании посторонних частиц в магистрали с газифицированным окислителем, высокая стоимость и существенно снизить едва удастся . Для внутреннего потребления подходит для вывода на орбиту грузов, для пилотируемых едва ли (за исключением может РД-180). Для коммерческих проектов дорого. Для сравнения - Маск оценивал Раптор в 2 млн вечнозеленых ( пока), 
Метан.   Для ориентации. РД0162 разработки КБХА УИ 321/356 сек при Рк=160 ата, земная тяга 203,9 тс против 309.5/ 332 сек у РД-170 при Рк=250 ата, меньше масса ДУ. Конструктивные особенности : закрытая схема, газ-газ, с одним ТНА , на валу дополнительная турбина под газифицированный метан из рубашки . Данная схема позволяет не синхронизировать работу 2-х ТНА, снизить температуру кислого генераторного газа, тем самым повысить надежность движка. Чуть не забыл. коэффициент форсирования 1,33 - позволяет успешно продолжить вывод ПН при отключении одного из четырех двигателей.
Достоинства метана давно известны разработчикам ДУ Энергомаша, как и схема с дополнительной турбиной, есть и публикации на эту тему, и аж докторская диссертация в 2007 году. Но решения в Энергомаше принимают эффективные менеджеры....
В настоящее время по договору с Роскосмосом КБХА испытали метановый 4-х камерник с земной тягой 42,5 тс, в стадии разработки 85-тонник. Однако скудное финансирование и выход опытного образца запланирован на 2023 год.
А ведь если форсировать работу, можно просто скопировать не мудрствуя схему F9, поставить 9 85-тонников на первую ступень в мидель диаметром 4,1 м, один с насадком из УУКМ на вторую, и конкуренция Маску будет не хилая, особенно если он подольше будет кувыркаться с лунными и марсианскими проектами.
Тайм аут.
  • +0.07 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!