Проблемы ЕГЭ и школьного образования
1,109,128 7,860
 

  AndreyK-AV ( Слушатель )
07 авг 2019 20:45:53

Системный кризис отечественного образования

новая дискуссия Дискуссия  192

Системный кризис отечественного образования
Аналитический экспертный доклад группы экспертов под руководством Виктора Слободчикова[1]

Настоящий доклад подготовлен в 2016 году группой экспертов под эгидой Российского института стратегических исследований (РИСИ) (Москва) и фонда «Русский предприниматель» (Екатеринбург). Часть положений доклада была учтена и использована новым министром образования (а теперь просвещения) О.Ю. Васильевой в её работе. Тем не менее базовые установки и предложения, основные аналитические выводы, излагаемые в этой работе, сохраняют актуальность и требуют содержательного решения. Доклад публикуется в сокращённой журнальной редакции.


Введение

1. Анализ ситуации

2. Факторы разрушения образования в России

3. Стратегия и тактика выхода отечественного образования из кризиса
4. Модельные представления о будущем образования в России

Доклад большой, кому интересно по вышеприведённой ссылке,
я же время от времени буду приводить цитаты (возможноВеселый


ЦитатаОднако у процедуры ЕГЭ есть и другая сторона,  благодаря которой она имеет много защитников. Создавая видимость независимой оценки качества образования, он позволяет  формировать технологичные системы с их последующей монополизацией. Этот процесс формирует специфический социальный слой менеджеров в образовании, которые мыслят не педагогическими категориями (главные из которых — человек, его ценности, его достоинство  и качество жизни), а экономическими категориями прибыли, финансовой эффективности и капитализации. Именно этот слой  постепенно  захватывает в свои руки управление отечественным образованием и  подчиняет её развитие своему узко корпоративному интересу, который заключается в том, чтобы получать прибыль в подконтрольной сфере общественного производства.
  • -0.02 / 6
  • АУ
ОТВЕТЫ (3)
 
 
  vsvor ( Слушатель )
08 авг 2019 06:10:20


Мне этот доклад не нравится. Много общих слов, много благоглупостей, вплоть до цитат из Библии и упоминания "православной русской державы", противоречащего Конституции. Если во главу угла ставятся патриотизм, традиционных ценности и духовность, вполне логично ничему толком не учить, тем более, что дети по определению перегружены, а часы на преподавание духовных основ позаимствуют у каких-нибудь других предметов.
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  Timka ( Слушатель )
08 авг 2019 10:37:55

Смотрю  сейчас на учебник 

Цитата"Акустическая  эмиссия"
В.А, Грешников, Ю.Б. Дробот
ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ
МОСКВА 1976


Начинается со слов:

ЦитатаНа современном  этапе развития  народного  хозяйства... Генеральный секретарь  ЦК КПСС... и т. д.


Другими словами, в  зависимости от предполагаемого автором/издателем "заказа от вышесидящих", некоторые ритуальные  фразы  должны  быть вписаны.
Но, в  целом, "Ничто не ново под луной".
— Ну, как дела? — спросил Румата благосклонно. — Одних грамотеев режем, других учим?

    Отец Кин осклабился.

    — Грамотей не есть враг короля, — сказал он. — Враг короля есть грамотей-мечтатель, грамотей усомнившийся, грамотей неверящий! Мы же здесь…

    — Ладно, ладно, — сказал Румата. — Верю. Что пописываешь? Читал я твой трактат — полезная книга, но глупая. Как же это ты? Нехорошо. Прокуратор!..

    — Не умом поразить тщился, — с достоинством ответил отец Кин. — Единственно, чего добивался, успеть в государственной пользе. Умные нам не надобны. Надобны верные. И мы…

    — Ладно, ладно, — сказал Румата. — Верю. Так пишешь что новое или нет?

    — Собираюсь подать на рассмотрение министру рассуждение о новом государстве, образцом коего полагаю Область Святого Ордена.

    — Это что же ты? — удивился Румата. — Всех нас в монахи хочешь?..

    Отец Кин стиснул руки и подался вперед.

    — Разрешите пояснить, благородный дон, — горячо сказал он, облизнув губы. — Суть совсем в ином! Суть в основных установлениях нового государства. Установления просты, и их всего три: слепая вера в непогрешимость законов, беспрекословное оным повиновение, а также неусыпное наблюдение каждого за всеми!
  • +0.00 / 0
  • АУ
 
 
  AndreyK-AV ( Слушатель )
08 авг 2019 19:19:04

Хм.... цитата из Библии и про "православную державу" там как пример для пояснения идеологической сверхзадачи образования в дореволюционной России, и параллельно дан пример  стратегической сверхзадачи советского образования.

Стратегически целевой этап преодоления кризиса

Первый шаг состоит в определении и принятии на высоком государственном уровне стратегии спасения и дальнейшего развития образования в стране. В основе такой стратегии мы видим новый целевой образ отечественного образования как человека, стремящегося к совершенству.
Известно, что для того, чтобы образовательная система функционировала слаженно и исправно, необходимо как минимум, чтобы были предельно ясны: а) образ будущего как стратегическая сверхзадача общества (сообщества), создавшего эту систему; б) антропологический идеал человека, способного осуществить этот образ будущего (кого воспитываем?); в) педагогическая тактика воспитания такого человека как определённая антропопрактика (как воспитываем?); г) образовательная цель системы, складывающаяся из антропологического идеала и педагогической тактики его воспитания. Ясность этих четырёх оснований позволяет безошибочно определять: д) содержание образования и е) его средства.

Так, в дореволюционной России было ясно, что: а) образ будущего как стратегическая сверхзадача— это выстраивание православной русской державы, объединяющей под покровом своим иные народы и иные традиционные конфессии; б) антропологический идеал человека, способного осуществить этот образ будущего, — это человек, стремящийся к «совершенствованию своему во всех отношениях, по слову Спасителя ˮБудите вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен естьˮ (Мф. 5, 48)  (умственно и нравственно) ˮСоздателю нашему во славу, родителям на утешение, Церкви и Отечеству на пользуˮ»[5]; в) педагогическая тактика воспитания такого человека состоит в восстановлении повреждённой грехом природы человека (исцелении от греха) через покаяниеДаже обучение рассматривалось как особый вид покаяния, через который человек избавляется от греха невежества.

Так, в советской системе образования: а) был сформирован образ светлого коммунистического будущего как стратегическая сверхзадача; б) был определён образ всесторонне развитой и гармоничной личности как антропологический идеал; в) была определена педагогическая тактикаформирования человека как антропопрактика. Это всё определило: г) ясную цель системы советского образования — «планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма»[6]. Советский учебник научного коммунизма давал ясное определение и уточнял и цель, и антропологический идеал: «Коммунистическое воспитание — это целенаправленное формирование всесторонне развитых людей, гармонически сочетающих высокую идейность, трудолюбие, организованность, духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство»[7]. Всё это определило: д) фундаментальность и энциклопедизм как принципы формирования содержания образования и положительную героику и высокую нравственность как основу содержания воспитания; е) педагогическое воздействие как главное средствоформирования человека.

А вот цель с которой он приведен.

ЦитатаМожно обсуждать качество целей и идеалов дореволюционного  и советского образования (количество сторон всесторонней личности или утопичность и абстрактность этого идеала) и действенность его средств, но невозможно усомниться в их наличии и продуманности. Мы привели эти примеры дореволюционного и советского устроения системы образования не для того, чтобы брать их (вместе или по отдельности) в качестве идеологических оснований, а для того, чтобы показать образцы методологической стройности системы организации отечественного образования.



А приведённое ниже, И на мой взгляд основа текущих проблем

ЦитатаВ сегодняшней России налицо: а) отсутствие ясного образа будущего страны; б) размытость и противоречивость образовательного идеала выпускника; в) шараханье между педагогическими тактиками. В итоге: г) отсутствие цели образования; д) бесконечное, через каждые 3-4 года изменение содержания и е) хаотичность средств, названная вариативностью.

Если несколько лет назад призыв «Россия, вперёд!» вызывал вопрос о том, с какой стороны перёд, то в последние годы мало-мальски начал вырисовываться образ будущей России: Президентом объявлен курс на возвращение к традиционным ценностям, и эти ценности наконец-то ясно поименованыпатриотизм назван главным стратегическим вектором, робко (пока на уровне школьного стандарта) сформулирован национальный воспитательный идеал, провозглашена необходимость защиты граждан страны от западных псевдоценностей.

Для нормального функционирования системы образования и воспитания страны эти меры, безусловно, необходимы, но явно недостаточны. Неотложные первоочередные шаги по восстановлению образования как стратегически важной для государства сферы блага и служения (а не отрасли потребительских услуг), видимо, должны быть такими.....
....



Кстати, насчёт ничему не учить там нет совсем, скорее наоборот
Цитатасоздания мощного естественнонаучного и математического образования, обеспечивших стране прорыв в космическое пространство, и ряда других
.....
Рассмотреть возможность принятия нового федерального базисного учебного плана, в котором были бы увеличены объёмы часов для изучения естественнонаучных дисциплин, формирующих целостную научную картину мира,  для изучения отечественной истории и литературы, через которые школьник приобщается к образцам высокой нравственности и положительной героики.



И кстати, данный доклад не руководство к действию, а лишь взгляд его авторов на проблему, но взгляд поддержанный экспертным сообщество Изборского клуба, из-за чего я и запостил его здесь. 
На мой взгляд проблемы изложены достаточно подробно, а вот пути решения это поле для обсужденияВеселый
  • +0.01 / 1
  • АУ