07.08.2019Минэкономразвития опубликовало на портале общественных обсуждений проект федерального закона о национальной системе управления данными (НСУД).Законопроект, напомним,
направлен на формирование системы, позволяющей обеспечить единообразный подход к работе с государственными данными, повысить их качество, а также эффективность их использования.Он разработан во исполнение пункта 01.01.009.008.001 плана мероприятий федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» паспорта федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой среды» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», пунктов 4, 5 плана мероприятий («дорожной карты») создания национальной системы управления данными на 2019–2021 годы.
Законопроект формирует специальную терминологию, закрепляя определение таких понятий, как «государственные данные», «обработка государственных данных», «государственный информационный ресурс». В результате потребуется также внести изменения в федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» — чтобы гармонизировать определения «государственный информационный ресурс» и «информационный ресурс», а также обеспечить возможность создания ГИС не только на основе статистической, документированной информации, но и на основе иной информации, определить общий порядок регулирования вопросов, связанных с обеспечением качества данных, говорится в пояснительной записке.
Цитата: Государственные данныеГосударственные, муниципальные данные (далее – государственные данные) – информация, обрабатываемая:
- государственными органами, органами местного самоуправления, органами управления государственных внебюджетных фондов, подведомственными указанным органам организациями, Центральным банком Российской Федерации;
- иными лицами, указанными в настоящем федеральном законе, в рамках их полномочий, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, с применением государственных информационных систем или иных информационных систем, используемых для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами полномочий органов, или на основании соглашения об информационном взаимодействии.
Порядок заключения таких соглашений, в том числе их типовые условия и случаи их заключения, устанавливаются правительством Российской Федерации.
Положения законопроекта не будут распространяться на данные, не подпадающие под определение государственных данных, в том числе на данные, составляющие государственную тайну, а также коммерческую и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию ограниченного доступа.
Ключевые требования к обработке государственных данных будут устанавливаться правительством Российской Федерации.
В соответствии с законопроектом органам власти, Центральному банку Российской Федерации и ряду организаций (государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий и т.п.) предстоит перейти на системную организацию работы в области формирования (сбор, запись, систематизация, исследование, анализ, накопление), изменения, хранения, использования (предоставление (обмен), распространение), удаления, преобразования государственных данных.
Система представляет собой совокупность методологических, правовых, организационно-управленческих и информационно-технологических элементов, обеспечивающих координацию на федеральном, региональном и муниципальном уровнях деятельности по обработке государственных данных.
Реализация законопроекта также должна обеспечить систематизацию и управление объемным потоком создаваемого государством цифрового контента, сопоставление и проверку государственных данных, их мониторинг и контроль посредством инфраструктуры управления данными, предусматривающую в составе наряду с проектируемой федеральной государственной информационной системой «Единая информационная платформа национальной системы управления данными» реестр информационных взаимодействий, федеральную государственную информационную систему «Цифровая аналитическая платформа предоставления статистических данных», а также иные информационные системы.
Положения законопроекта, предусматривающие обязательность поддержки инфраструктурой управления данными взаимодействия с отдельными элементами инфраструктуры электронного правительства, в том числе обеспечивающими межведомственное электронного взаимодействия, единообразное представление нормативной справочной информации, ведение в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также с иными информационными системами органов и организаций, позволят сформировать единую информационно-технологическую среду управления и контроля качества данных.
Таким образом, система позволит органам исключить причины неэффективности государственного управления вследствие снижения количества ошибок, связанных с низким уровнем полноты, достоверности и оперативности получения государственных данных. Организации, присоединившиеся к системе, получат возможность повышения управляемости бизнеса за счет использования оперативных, актуальных и достоверных государственных данных, а также за счет снижения неоправданной и избыточной административной (отчетной) нагрузки на представителей бизнеса и некоммерческого сектора. Граждане, в свою очередь, получат возможность недискриминационного доступа к данным, будут не только знать, какая информация о них известна государству, но и принимать решение относительно ее раскрытия для бизнеса.
Учитывая значительность и масштабность предусмотренных законопроектом нововведений, влекущих необходимость разработки подзаконных нормативных правовых актов, подготовки субъектов законопроекта к его реализации, предлагается установить переходный период его реализации и отлагательный срок вступления в силу отдельных положений законопроекта.Источник