АВИАЦИЯ и иные...
13,049,329 33,399
 

  Барристер ( Слушатель )
15 авг 2019 21:13:00

Народ у нас конечно, золотой.

новая дискуссия Дискуссия  116

"В самолет загрузили 210 призывников из Дагестана, 11 офицеров из частей, где предстояло служить новобранцам. Командиром вылетал уже Зеленко.
Пока в Астрахани заправляли самолет, призывников всех высадили и построили на поле. На борт взяли около 60 тонн топлива, рассказывает Андрей Жаннович. Нам долго не давали взлет. Пока ждали, я провел в кабине тренаж экипажа на случай пожара двигателя на взлете. Потренировались, прогрели двигатели, режим взлетный, оторвались от земли. Убрали закрылки, и тут речевой информатор женским голосом сообщает: Скорость превышена. Проверьте механизацию. А такого быть не могло, механизация была уже убрана. Пошла какая-то ненормальная работа самолета. Предкрылки убрали, пошли в набор высоты. Бортинженер докладывает: Командир, отказывают насосы подачи топлива из баков левого крыла. На каждом двигателе есть два подкачивающих насоса. А показывающие их работу зеленые лампочки вдруг взяли и погасли. Но когда авиаконструктор Генрих Новожилов проектировал свой Ил-76, он расположил двигатель на крыле ниже баков с топливом. То есть топливо под своим весом могло поступать в двигатель. Высота была около полутора тысяч метров. При повышенном внимании полет можно было продолжать. Наш родной аэродром Оренбурга был по дороге, мы думали приземлимся, пересадим пассажиров на другой самолет, а свой будем ремонтировать. И тут мне доложили: По левому борту отказывает все электричество. Самолет стало потряхивать. Речевой информатор сообщил о нарушении в электроснабжении. Пошли короткие замыкания. Стала расти температура в гидравлической системе по левому борту. Вышла из строя одна сторона приборной панели. Надо было экстренно садиться. Гражданский диспетчер предложил нам вернуться на аэродром вылета, рассказывает Зеленко. Я до сих пор помню его имя и фамилию Андрей Горбачев. Я развернул самолет, согласовал все с землей. Астрахань готова была принять аварийный самолет. Стали снижаться, ветра не было, полный штиль. Попробовали выпустить механизацию, правый закрылок начал выпускаться, а левый так и остался на месте. Самолет начал крениться. Быстро убрали правый закрылок, дали взлетный режим. В грузовой кабине между тем началась паника. В иллюминатор призывники увидели дым в районе левого двигателя, из-под обшивки вырывалось пламя Все начали кричать, вскакивать с мест. Чтобы успокоить ребят, старшему воздушному радисту, мастеру спорта по боксу Александру Горбунову, пришлось применить ненормативную лексику. Резервный экипаж начал готовить пассажиров к эвакуации. Еще в воздухе были открыты все четыре аварийных люка и грузовая рампа. У 18-летних мальчишек, только утром надевших военную форму, могли сдать нервы. Поэтому около каждого из открытых люков встали по два члена экипажа и офицеры из числа сопровождающих. Были распущены аварийные канаты. Ил-76 с ревом несся к земле… Бортмеханик, старший лейтенант Павел Стацюк, доложил командиру корабля: На левом крыле хорошо горит. Через открытые люки дым повалил в грузовую кабину. Старший команды призывников, капитан Гончаров, дал команду новобранцам: Голову прижать к коленям, с места не вставать. Диспетчер тем временем сообщил: Пожарные и санитарные машины готовы. Тряска самолета усилилась, топливо вырабатывать времени не было. У самолета могло попросту отвалиться крыло. Говорю: Все, сажусь, продолжает вспоминать командир корабля Андрей Зеленко. А самолет тяжелый, топлива тонн 70, да еще и пассажиры. Передние, главные ноги шасси не выпустились, потому что не работала гидравлическая система. Но те, кто делает самолеты, умные люди. Они предусмотрели аварийный выпуск шасси. Бортинженер выпустил их вручную. Но при неисправных закрылках скорость должна была оставаться высокой. Нам нужно было лететь быстро, чтобы не упасть. Обычно самолет садится на скорости 230 250 километров в час, нам пришлось сохранять скорость на уровне 380 390 километров в час, вспоминает полковник. Взлетно-посадочная полоса была 2500 метров. Для тяжелого самолета с отказавшей механизацией этой длины могло не хватить. Предвидя неизбежное выкатывание Ил-76 за пределы ВПП, командир корабля приказал двум штурманам покинуть кабину, которая находится в нижней передней части самолета. Чем спас им жизнь. Зеленко посадил горящую машину на самое начало взлетки. Обычно для торможения при посадке на реверс включается два двигателя, экипаж использовал все четыре. Но и этого не хватило. В конце ВПП, при столкновении с небольшим бруствером, подломилась носовая стойка шасси, самолет упал на нос, пропахал еще 400 метров земли и замер. Через три минуты самолет взорвался Началась срочная эвакуация. Призывники через аварийные люки один за другим покидали самолет. Кто-то выбирался на крыло и уже оттуда спрыгивал на землю. На эвакуацию ушло несколько минут. Командир корабля с бортовым техником еще раз проверили грузовую кабину. Увидели там двух призывников, которые собирали вещи. Не удержались от идиоматических выражений. Эвакуировали пацанов и только тогда сами спустились по канатам на землю. А через три минуты Ил-76 взорвался. Глядя потом на лежащий в степи обгоревший киль самолета, члены комиссии по расследованию ЧП не могли поверить, что при столь сложной аварийной посадке никто не погиб. Ведь экипажу пришлось садиться с большим весом, голым крылом и практически без тормозов. Лишь у 8 призывников медики обнаружили вывихи и растяжения. А через три дня дагестанских призывников все-таки отправили на Дальний Восток. Побороть страх перед высотой им помог муфтий, который вместе с ребятами отправился в дорогу. Комиссией было установлено, что в электрической системе самолета произошло короткое замыкание. Перегорели силовые кабели, что повлекло серию отказов и пожар.
Андрей Зеленко получил Золотую Звезду, стал Героем России. Его экипаж капитан Сергей Люлин, майор Виктор Перепелицын, майор Олег Медведев, капитан Павел Стацюк, старший прапорщик Сергей Кочетов были награждены орденами Мужества. Члены резервного экипажа получили медали Нестерова."
Отредактировано: Барристер - 15 авг 2019 21:14:59
  • +1.06 / 45
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!