СМИ уже оттрубили про прекращение полетов национального перевозчика Словении Adria Airways. Казалось бы, что нам до этого?
Однако в России эта авиакомпания очень даже известна своим несостоявшимся контрактом с «Гражданскими самолетами Сухого» (ГСС) на покупку 15 самолетов Superjet 100 (SSJ100), скандал вокруг которого широко освещался отечественными средствами массовой информации.
.
По сути,
разорвав контракт с Adria Airways, руководство ГСС спасло компанию от финансовых потерь. Очевидно же, что и в самой авиакомпании в тот момент прекрасно понимали свои перспективы. Зачем же было вести переговоры о контракте на приобретение сразу 15 самолетов, который, в итоге, так и не был бы исполнен?
Дело в том, что нередко единственным шансом удержаться на рынке и успокоить кредиторов, является «раздувание щек». Авиакомпания начинает «рисовать на бумаге» потрясающие перспективы развития, под которое подписывает контракты на приобретение самолетов, всячески демонстрируя свою уверенность в завтрашнем дне и получении большой прибыли. И какое-то время это работает.
Так, на заре становления проекта Superjet 100, целый ряд западных авиакомпаний, находящихся в предбанкротном состоянии, заключили контракты с ГСС на приобретение значительного количества самолетов еще до выхода воздушного судна в серию. Среди них были и индонезийская Kartika и венгерская Malev, которые заказали по 30 машин, и Sky Aviation, заключившая твердый контракт на 12 воздушных судов, и другие.
Невзирая на то, что отраслевым специалистам было понятно, что эти контракты не будут реализованы, разработчик самолета пошел на сделку с совестью, поскольку сам был заинтересован в подобном «раздувании щек» перед финансирующим проект правительством России. В ГСС хотели показать, какие потрясающие перспективы у проекта и как много самолетов законтрактовано. В итоге, к моменту выхода лайнера в серию часть из этих авиакомпаний посто обанкротилась, а другая, само собой, отказалась от приобретения самолета, что и следовало ожидать.
.
Вся эта история показательна тем, что когда руководство ГСС осознанно шло на заключение псевдоконтрактов и вводило в заблуждение руководство страны, его за это «гладили по головке» и продолжали баловать «вкусными пряниками» . А когда обновлённой командой руководителей во главу угла был поставлен коммерческий прагматизм и принципиальность, его отходили «кнутом». Однако время всегда расставляет все на свои места. И теперь мы видим, кто же был тогда прав в этой истории..
https://www.aex.ru/adocs/1/2019/9/26/25/