Цитата: Slav Rus от 29.09.2019 23:02:03В Санкт - Петербурге очень многое связано с историей развития трамвая. Это сейчас он занимает 4 место в мире по протяженности трамвайных линий, а ещё совсем недавно в конце 1980-х годов, Санкт - Петербург был мировой столицей трамвая, и общая протяженность путей трамвайных линий достигла почти 700 километров.
Но самое интересное то, что Санкт - Петербург является "родиной" трамвая, да это так.
Именно в "Городе на Неве" 3 сентября 1880 г. был испытан первый в мире электрический трамвай.
Безусловно, Санкт-Петербург занимает очень важное место в истории российского и мирового трамвая.
Пироцкий запустил свой опытный вагон в 1880 году, через год после демонстрации микро-электропоезда Эрнста фон Сименса, который он использовал в 1879 на промышленной выставке в Берлине:
В 1881 году первый трамвай, построенный компанией Siemens & Halske, (использовавший данные Пироцкого и некоторые его решения) прошёл по железной дороге между Берлином и Лихтерфельдом, тем самым открыв эпоху регулярного трамвайного движения. В 1885 году трамвай появился в Великобритании в английском городе-курорте Блэкпуле.
ЦитатаРусский изобретатель в области электротехники Пироцкий Фёдор Аполлонович родился 17 февраля 1845 в семье военных врачей в Лохвицком уезде Полтавской губернии. В 1866 году окончил Константиновский Кадетный Корпус и Михайловскую Военную Артиллерийскую Академию и проходил службу в артиллерийских войсках в Киеве. Здесь он подружился со знаменитым электротехником Павлом Николаевичем Яблочковым, что видимо и сыграло главную роль в возникновении интереса у молодого Федора Апполоновича к электричеству.
Всё лето 1880-го года Пироцкий переоборудовал обыкновенный коночный вагон, история сохранила его номер — 114. На территории Рождественского вагонного парка изобретатель построил электростанцию и переделал участок пути длиной 85 м. Наконец, 22 августа 1880, впервые во всем мире пошел электромоторный вагон трамвая. Он двигался со скоростью конной рыси (8-12 км/ч), делал крутой поворот, останавливался и двигался назад.
Результаты этих экспериментов были опубликованы в «Российском инженерном журнале», журнале «Электричество», «Журнале Русского физико-химического общества». Газета «Новое время» сообщила своим читателям: «..... в 1880 году 22 августа в 12 часов дня в Санкт-Петербурге на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущий по рельсам, по которым катятся колеса вагона...» В пятом номере журнала «Электричество» за 1880 год сообщалось: «22 августа в 12 часов дня в С.-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».
К сожалению, в России изобретение Пироцкого не привлекло внимание властей, да и владельцы компаний конных трамваев испугались потерять доход, поэтому тему с электрическим трамваем замяли.
Первую в Российской Империи трамвайную линию запустили в Киеве в 1892, через 7 лет в Москве, а в Санкт-Петербург трамвай пришёл лишь в 1907-м году, 27-м по счету среди российских городов:
ЦитатаПостоянная эксплуатация электрического трамвая в Российской империи была впервые начата 1 июня (по старому стилю) 1892 года в Киеве. Строитель — фирма Siemens.
В течение десятилетия были пущены следующие трамвайные линии:
1895 — в Кёнигсберге
1896 — в Нижнем Новгороде
1897 — в Екатеринославе и Елисаветграде
1898 — в Курске, Витебске, Севастополе и Орле
1899 — в Москве, Житомире, Либаве, Казани и Кременчуге
1900 — в Астрахани, Ярославле и Екатеринодаре
1901 — в Риге, Ростове-на-Дону, Твери и Смоленске.
В столице, Санкт-Петербурге, трамвай был пущен лишь 29 сентября 1907 года — 27-м по счёту среди городов империи; это было связано с конкуренцией со стороны самой большой в стране системы конного трамвая и с сильным лобби коночных компаний. В азиатской части России первая трамвайная линия была открыта 9 октября 1912 во Владивостоке.
Такой вот исторический казус - конный трамвай подарил Санкт-Петербургу огромную протяженность трамвайных железных дорог, но в то же время именно лобби коночных компаний изо всех сих тормозило появление в городе электрического трамвая.
Первый трамвай в Питере, 1907:
...
По протяженность сети нашёл вот такую статистику:
То есть изменение с 1990 по 2015 произошло не такое уж и большое, с 303 до 239 км. А на 2019 год - 228 км (по другим данным - 231 км). При этом количество трамваев в Санкт-Петербурге за последние 10 лет
выросло с 782 до 828 и продолжит расти и дальше. Думаю к 2025 в Питере будет порядка 950-1000 трамваев, из них 600 новые, низкопольные трехсекционные.
С 2017 года в Санкт-Петербург идут преимущественно большие низкопольные трехсекционные трамваи "Витязь-М" и "Метелица", а до этого были только высокопольные односекционные и двухсекционные. То есть совокупная вместимость трамваев в Питере за последние 10 лет значительно выросла.