Цены на газ резко могут резко подскочить, если Москва, Киев и Еврокомиссия не договорятся по транзиту голубого топлива через территорию Украины после 2019 года. Так считает генеральный директор крупнейшей нефтегазовой компании Wintershall Dea
Марио Мерен. Это обстоятельство вкупе с сокращением поставок по газопроводу Opal, как полагает немецкий бизнесмен, окажет продолжительное негативное влияние на газовый рынок.
Мерен признается, что был крайне удивлен решением суда ЕС по доступу России к газопроводу, принимающему газ «
Северного потока». Если раньше российская компания могла бронировать половину транзитных мощностей трубы, а другую половину получать через аукционы, то теперь, после иска Польши, приходится довольствоваться 50%.
Обоснование принятого судом решения даже для гендиректора Wintershall Dea оказалось неясным и запутанным: как «Газпром» мог нарушить принцип энергетической солидарности, если ни одна компания за последние годы, кроме «Газпрома», не претендовала на получение 50% транзитных мощностей Opal.
Украина, учитывая решение по Opal, придает слишком большое значение своей роли в этом вопросе: якобы Газпрому теперь некуда деваться. И «Нафтогаз» не волнует, что прерывать транзит незаконно даже в случае споров по контракту. Игнорируя экспертные оценки по Европейской энергетической хартии, Киев продолжает утверждать, что в новогоднюю ночь с боем курантов транзит российского топлива превратится в контрабанду.
Россия поставляет газ в ЕС не только через Украину. Кроме того, если крупный украинский маршрут будет перекрыт, то подскочившие на газ цены покроют убытки «Газпрома».
Представим, что переговоры провалились. Что тогда?
Европе по этому сценарию с недостатком газа столкнуться не придется, но цены на топливо неминуемо отразятся на промышленности и населении. Кроме того, Евросоюзу вряд ли удастся полностью заместить выпавшие объемы — даже за счет наличия запасов в подземных хранилищах и поставок из Норвегии.
Кризис, который физически пережить возможно, больше всего скажется в долгосрочной перспективе: репутация Москвы как поставщика будет подорвана, а это, несмотря на последствия, может подтолкнуть ЕС к закупке сжиженного природного газа у США. Цены на СПГ кусаются, да и последствия не радужные, поэтому стоит ожидать, что Европа применит все свои рычаги влияния по отношению к Киеву.
Украина, если не хочет нанести непоправимый ущерб своим позициям транзитера, за пару месяцев должна сделать то, что не делала шесть лет — перейти на правила работы европейского энергорынка. Сделать это за столь короткий промежуток не так уж и просто, поэтому оптимальным вариантом является временное продление действующего контракта: у транзита в таком случае появится юридическая база — и никакой контрабанды!
ист