Амбициозные планы нацелены на создание инфраструктуры и установление стандартов развития по всему миру.
ЕС и Япония заключили амбициозную сделку по созданию инфраструктуры и установлению стандартов развития в рамках реализации совместных проектов по всему миру. Соглашение в своём роде является парированием далеко идущей инициативы Китая «Один пояс и один путь» (一帯一路, One Belt One Road или Belt and Road Initiative).
Так называемое партнёрство взаимосвязанности (connectivity partnership) охватит все сектора от транспорта до цифровой промышленности и ложится в рамки глобальных усилий по возрождению многостороннего сотрудничества в условиях, когда США вышли из международных соглашений, таких как ядерная сделка с Ираном и Парижское соглашение об изменении климата.
Соглашение было подписано 27 сентября в Брюсселе премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером. Оно согласуется с планами ЕС выделить €60 миллиардов для привлечения инвестиций, многократно превышающих данную первоначальную сумму, направленных на улучшение коммуникаций между Европой и Азией.
Абэ назвал растущее сотрудничество Брюсселя и Токио, включающее в себя экономическое и стратегическое партнерство, «громкой декларацией» во времена, когда «ценности и принципы, которыми мы дорожили, могут поколебаться или измениться». В одновременно выпущенной Белой книге по обороне Токио обвинил Пекин в том, что его амбиции «несовместимы с существующим международным порядком».
Выступая на посвященном подписанию мероприятии, премьер-министр Японии сказал: «Будь то одна дорога или один порт — когда ЕС и Япония за что-то берутся вместе, мы в состоянии создать устойчивую, основанную на правилах структурную общность взаимодействий от Индо-Тихоокеанского региона до Западных Балкан и Африки».
Хотя в соглашении не упоминается Китай, основной посыл и используемый язык для продвижения проекта точно скорректированы с учетом инициативы Пекина по созданию инфраструктуры в рамках BRI («Один пояс и один путь»), и явно выражают озабоченности Брюсселя и Токио растущим китайским влиянием.
В рамках BRI c 2013 года Китай запустил строительство инфраструктурных проектов в более чем 60 странах и преследует цель установления сети сухопутных и морских связей между Юго-Восточной Азией, Центральной Азией, Ближним Востоком, Европой и Африкой.
«Морской маршрут, ведущий к Средиземному морю и Атлантике, должен быть открыт», — заявил Абэ, ссылаясь на необходимость препятствования проектам, финансируемых Пекином и из его огромных иностранных валютных резервов, с целью доминирования на транспортных маршрутах.
BRI был уже одобрен более чем 150 странами и международными организациями, включая более чем половиной стран-членов ЕС (всего 28). Но инициатива вызвала международную критику за свою крайнюю непрозрачность, несоблюдение экологических стандартов, а также тот факт, что она приводит страны-участники в состояние крайней задолженности, которую они не в состоянии обслуживать. Китай же яростно защищает используемые им подходы.
Соглашение между ЕС и Японией однозначно подчеркивает важность экологической и бюджетной устойчивости совместных проектов и предусматривает «обеспечение прозрачной практики закупок, приемлемого уровня задолженности и высокие стандарты экономической, фискальной, финансовой, социальной и экологической устойчивости».
По словам Юнкера, существует потребность в инфраструктуре, которая была бы создана без образования «горы долгов» или зависимости от «одной страны».
Один из европейских дипломатов предположил, что примером сотрудничества может быть финансирование со стороны ЕС японских компаний, которые бы использовали беспилотники для картографирования нуждающихся в ремонте дорог в африканских странах. Японские инвесторы в свою очередь финансировали бы расширение на юго-восток Азии европейских компаний, занимающихся возобновляемыми источниками энергии.
Инфраструктурное направление является частью всеобъемлющего плана ЕС трансформироваться из «плательщика в игрока», чтобы лучше использовать экономический вес блока в торговле, гуманитарной помощи и инвестициях для достижения стратегических целей внешней политики.
В последнее время блок стал более жёстко относиться к экспансии Китая. В начале этого года он сделал поворотное заявление, сказав, что Пекин является «системным конкурентом» в некоторых областях, а в других конкурентом или потенциальным партнером.
Следующий президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в ноябре заменит Юнкера и клянется превратить ЕС в более значимого геополитического игрока.
Ссылка