Из телеграмма по мотивам Кастрычницкого Эканамичнага Форума:
Артем Шрайбман, политолог, аналитик.
Цитата![](blob:https://web.telegram.org/fea170c2-61e3-4708-acdd-8570b34ef31a)
9.3K
[6:08:42 PM]Shraibman:
На мой вопрос на КЭФ про то, готова ли Беларусь взять на себя российский налоговый кодекс, чтобы получить компенсацию налогового маневра от Москвы, министр финансов Ермолович ответил:
- Вопрос налогового суверенитета решен, мы от него отказываться не собираемся, - и добавил. - По крайней мере, в одностороннем порядке.
Я так понимаю, эта последняя отсылка - к тому, что одностороннего перенятия российских норм не будет. Только если Россия тоже в каком-то виде откажется от своего "налогового суверенитета".
Не устаю повторять - ничто не ново под луной, господа-читатели. Уже двадцать лет Минск торпедирует некомфортную для себя интеграцию одним простым аргументом: "Россия, а давай равноправно, чтоб и ты наших норм половину взяла, и нам равный голос дала".
А когда Россия ожидаемо отказывает в таком паритете стране, экономика которой в 28 раз меньше, Минск говорит: "Ну вот, мы-то - за, но вот эти вот сами не хотят".
На мой другой вопрос, как же мы тогда будем справляться с выпадающими доходами от налогового маневра, министр тоже ответил. Если коротко - будем меньше кушать (дальше консолидировать бюджет) и повышать цены на бензин внутри страны.
ЦитатаРефлексия и реакция:
С полей "Кастрычніцкага эканамічнага форума" в этом году лишь изредка звучали мантры о проблеме раздутого госсектора, скорее это был некий дежурный ритуал. Обсуждали проблемы агломераций, социальной защиты, трансформации мировой экономики, экспорта и монетарной политики.
Разными словами, госчиновники и эксперты из-за рубежа "в теме" (потому что "в теме" далеко не все), аккуратно обходили главную проблему беларуской экономики. Точнее даже не обходили проблему, а избегали назвать краеугольный камень на шее страны. И это не зависимость от России, не госсектор как таковой, даже не политические факторы, в конце концов так или иначе даже у нас политика определенным образом "зеркалит" общественный запрос (или его отсутствие по тем или иным пунктам). Самая главная проблема Беларуси - низкое и местами ухудшающееся качество человеческого капитала.
Конечно, речь идет не про всех беларусов, а лишь про часть. И речь в данном случае не идет об оценочных суждениях хороший/плохой человек. Есть факты, которые говорят следующее:
- Существует значительная часть населения Беларуси, которая немобильна в плане адаптации к изменениям на рынке труда;
- Эта часть населения также немобильна с точки зрения релокации в места где есть работа;
- Эти люди обитают чаще всего в районе черты бедности, не обязательно за ней, но редко сильно выше;
- Много пьют;
- И самое ужасное: эти люди не мотивируются экономическими стимулами.
По поводу последнего пункта было презентовано несколько исследований, в котором выявили парадоксы поведения этой категории населения. Например, когда у людей падают и без того низкие доходы, беларусы предпочитают не искать более высокооплачиваемую работу, а урезать потребление и переходить на более активный труд на приусадебных участках. При этом доля трат на товары длительного пользования не уменьшается и даже иногда возрастает! По меткому выражению Александра Чубрика, "жрать нечего - так хоть телевизор посмотрим". Ну и в целом, про это довольно подробно писал в своей последней книге Кирилл Рудый (правда он тоже был весьма дипломатичен и максимально обходил острые углы, хоть и книга невероятно смелая для чиновника его уровня в системе РБ).
Возникает вопрос - что делать с этими людьми? Избыточный госсектор, неэффективная часть сельского хозяйства сегодня фактически содержат этих людей. Но какие альтернативы? Платить пособие по безработице имеет смысл когда оно ограничено по времени за которое человек может найти работу. А если человек не ищет работу, что делать? Более порядочным можно щедро раздать земли из тех же колхозов-банкротов, раз уж приусадебные участки кормят. И то, если возьмут.
А что если эти люди пойдут воровать, а затем сидеть? Вопрос перейдет из плоскости экономической в плоскость безопасности, что ударит даже по тем, кого это не касается. С другой стороны содержание заключенных это тоже не самое дешевое дело, а их труд неэффективен, какие бы копейки не платили за его цену.
Каждый мобильный человек, который уезжает за границу, сильно ухудшает ситуацию с человеческим капиталом внутри страны. Потому что уезжают лучшие, а остаются немобильные и незарабатывающие, расходы на их прямое (пенсионеры) либо косвенное (госсектор) содержание ложатся на плечи других. И это все, например, на фоне невероятного роста ПВТ, куда бегут за льготами по ФСЗН все, кто только может подойти под расширенные критерии приёма. То есть туда бегут те, кто не хотят платить за других больше. А те кто не бегут туда - бегут за границу.
Ответом может быть вроде бы незаметная на фоне общей конференции, но весьма важная мысль того же Чубрика, который высказал её даже в каком-то дискуссионном тоне: необходимо менять налоговую базу для расчета ФСЗН. То есть проводить полноценную пенсионную реформу, снимать "налог на молодость". Но это может лишить только половину проблемы.
![](blob:https://web.telegram.org/1c1ba105-03f1-4ea8-8790-e10dd86d4e84)
922
[2:40:29 AM]Рефлексия и реакция:
Как решить вторую половину проблемы - "перекодировать" людей не воспринимающих экономические стимулы повышения эффективности труда - этот вопрос пока остаётся без ответа. Потому что этот вопрос напрямую связан с политической архитектурой государства. Малым утешением может быть то, что Беларусь сегодня далеко не единственное государство, которое не знает как решить этот вопрос. За свой счёт. Но если можно найти способ кормить этих людей за чей-то другой счёт без рисков для безопасности государства и общества - то надо максимально к этому стремиться. И это в Минске отлично усвоили.
Мой прогноз - 8 декабря мало что будет кроме заключения каких-нить экономических прожектов вроде ЖД сообщения Питер-Гамбург.