50 лет на Луне. Факты.Техника. Юбилей
437,908 2,673
 

  Пикейный жилет ( Слушатель )
13 ноя 2019 23:36:27

АПОЛЛОН 12. Юбилей. 50 лет.

новая дискуссия Дискуссия  369

АПОЛЛОН 12. Юбилей. 50 лет.
Как это было.
........................................
Миссия «Аполлон-12»
Слева направо: Чарльз Конрад, Ричард Гордон, Алан Бин
«Аполлон-12» (Apollo 12) — пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», в ходе полёта которого в 1969 году люди второй раз в истории совершили посадку на поверхность другого небесного тела — Луны.
Экипаж
  • Командир — Чарльз Конрад (3-й полёт);

  • Пилот командного модуля — Ричард Гордон (2-й полёт);

  • Пилот лунного модуля — Алан Бин (1-й полёт)


Конрад и Гордон — опытные астронавты, прошедшие программу «Джемини». Изначально с ними в тройке тренировался Клифтон Уильямс, однако он погиб в авиакатастрофе. По личному предложению Конрада, начиная с экипажа-дублёра Аполлон-9, Уильямса заменил ранее не летавший Алан Бин (Конрад хорошо знал Бина с начала 60-х, когда работал инструктором в школе лётчиков-испытателей, а Бин был его учеником). Все члены экипажа были офицерами ВМС США, что оказало влияние на название корабля и символику миссии.
Общие сведения

Аполлон-12
  • Корабль включал в себя командный модуль (образец 108) и лунный модуль (образец LM-6).

  • Для командного модуля астронавты выбрали позывной «Янки Клипер», для лунного модуля — «Интрепид» — названия кораблей американского военно-морского флота, отличившихся в боях.

  • Эмблема полёта — парусник (клипер) на фоне Луны. Четвёртая звезда в эмблеме полёта была добавлена в память о Клифтоне Уильямсе.

  • Масса корабля 43,9 т.

  • Для запуска использовалась ракета «Сатурн-5» (образец AS-507).

  • Цель полёта — высадка на Луне с проведением исследований по более широкой программе, чем при полёте корабля «Аполлон-11».


Задачи полёта
Предусматривали посадку на Луну в Океане Бурь примерно в 1540 км к западу от места посадки корабля «Аполлон-11», сбор образцов лунного грунта, фотографирование на поверхности Луны, установку на Луне научных приборов, фотографированиеповерхности Луны с селеноцентрической орбиты (в частности- некоторых участков, выбранных для последующих посадок кораблей серии «Аполлон», поиск автоматического космического аппарата «Сервейер-3» (совершил посадку на Луну 20 апреля 1967 года), демонтаж некоторых деталей указанного аппарата и доставка их на Землю для изучения влияния длительного пребывания в лунных условиях, проведение телевизионных сеансов с борта корабля и с поверхности Луны.
  • +0.15 / 9
  • АУ
ОТВЕТЫ (19)
 
 
  normalized_ ( Слушатель )
14 ноя 2019 08:25:22

Про Алана Бина, Чарльза Конрада, Ричарда Гордона в 7-й серии:
С Земли на Луну / From the Earth to the Moon
https://gidfilm.ru/video/393233-S_Zemli_na_Lunu-7_seriya
  • +0.15 / 9
  • АУ
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
14 ноя 2019 23:40:10

Предстартовая подготовка и старт


Старт РН Сатурн-5 с «Аполлоном-12»
Предстартовая подготовка протекала нормально до 12 ноября, когда была обнаружена течь в бачке с жидким водородом для топливных элементов. 13 ноября неисправный бачок был заменён другим, демонтированным с корабля «Аполлон-13», который в это время проходил проверку в здании для вертикальной сборки. После замены бачка предстартовая подготовка проходила нормально.
В Центре управления запуском среди почётных гостей присутствовал президент Никсон. На космодроме и в прилегающих районах старт наблюдали около 300 тысяч человек.
Несмотря на метеорологические условия (дождь, низкая грозовая облачность) — запуск решили не откладывать, поскольку при следующей возможной дате запуска пришлось бы отказаться от посадки в районе аппарата «Сервейер-3».
Корабль «Аполлон-12» стартовал 14 ноября 1969 года в 16 часов 22 минуты GMT на 670 мкс. позже расчётного времени.
На первой минуте полёта возникла аварийная ситуация вследствие двух атмосферных электрических разрядов (на 37-й и 53-й секундах полёта). Разряды вызвали аварийное отключение топливных элементов корабля (Бин снова включил их вручную на второй минуте полёта) и вывели из строя некоторые датчики корабля. Второй разряд привёл к тому, что гироскопы системы наведения и навигации корабля встали на упоры. Гироплатформа системы наведения и навигации была вновь настроена позже по наблюдениям звёзд. На работе системы наведения ракеты-носителя электрические разряды не отразились, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчётной.
  • +0.14 / 8
  • АУ
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
15 ноя 2019 00:05:52

Программа полета Apollo-12.
1. В качестве основной задачи управления и навигации в полете Apollo-12 было осуществление точной посадки лунного корабля в заданную расчетную точку на поверхности Луны с координатами 2°56' ю. ш., 23°27' з. д. (участок посадки № 7; место, где находится Surveyor юго-восточнее кратера Лансберг и северо-западнее кратера Фра Мауро в Океане Бурь). С этой целью были проведены подробные исследования посадки на Луну Apollo-11 и установлено, что небольшие, но накапливающиеся движения лунного корабля привели к изменению первоначально известной орбиты перед запуском ЖРД посадочной ступени. Это было причиной посадки Apollo-11 с ошибкой по дальности 7 км и по боковому отклонению около 1200 м. Изучались вентиляционные характеристики корабля Apollo, вследствие которых появляются небольшие моменты тяги. Отверстия, сбрасывающие газ из системы охлаждения электронного оборудования, были снабжены экранами, пропускавшими часть газа, а часть ударялась об экран. Такая система должна была свести на нет действие сил вентиляционной системы. Однако, конфигурация экранов была недостаточно эффективной и возникал импульс тяги, по подсчетам равный 0,091 кг.ч. Конструкция деталей корабля Apollo-12 была изменена, чтобы исключить появление даже небольших импульсов тяги.
Для обеспечения точной посадки лунного корабля впервые в полете Apollo-12 был применен наземный блок обработки информации.
На лунном корабле имеется основная система управления и навигации и аварийная система управления, являющаяся резервной по отношению к основной системе. В полете данные от этих двух источников информации сравниваются и в нормальных условиях находятся в близком соответствии один к другому. Если возникает большое расхождение между показателями двух систем, возникает проблема выявления неисправной системы. Она может быть решена только с помощью третьего, независимого источника информации о состоянии лунного корабля. Таким источником могут служить данные слежения за лунным кораблем в S-диапазоне. Данные слежения включают совокупность допплеровских измерений от трех-четырех наземных станций слежения и выдают скорость изменения дальности вдоль каждой линии визирования от наземной станции к лунному кораблю. После интегрирования они дают изменение дальности. Допплеровские измерения весьма точны. Хотя расстояние между Землей и Луной большое, с. к. о. случайной ошибки измерения дальности всего около 0,2 cм. Систематическая ошибка по скорости, обусловленная дрейфом осцилляторов на станциях слежения, не превосходит 0,003 м/сек. Из-за, того, что расстояния от станции до лунного корабля значительно превосходят удаление одной станции от другой, точность определения нормальных составляющих скорости, получаемых непосредственно из допплеровских измерений, значительно ниже. Для получения требуемой точности по всем составляющим вектора скорости лунного корабля в наземном блоке обработки информации был применен дискретный фильтр Калмана.
Наземный блок обработки информации использовался для компенсации ошибки оценки продольной составляющей положения лунного корабля. В полете Apollo-12 по данным, полученным в течение 5 мин, предшествующих моменту начала активного участка спуска лунного корабля, с помощью основной системы управления и навигации и наземного блока обработки информации оценки ошибки измерения дальности составила +1300 м. Эта величина была сообщена по радио экипажу лунного корабля через 2 мин после начала спуска и введена в основную систему управления и навигации для изменения хранящейся в запоминающем устройстве информации о положении цели, чтобы избежать промаха. В результате такой коррекции полета лунного корабля, Apollo-12 удалось посадить очень близко к КА Surveyor.
2. Сбор 50 кг образцов лунного грунта.
3. Установку на поверхности Луны научных приборов общим весом около 77 кг: трехосевого магнитометра, ионного детектора, ионизационного манометра для регистрации лунной атмосферы или газовых выделений из недр Луны, спектрометра частиц в солнечном ветре, пассивного сейсмометра. Кроме перечисленных приборов в состав комплекта научного оборудования входит телеметрическая система для передачи данных на Землю и радиоизотопный термоэлектрический генератор SNAP-27 для питания приборов энергией в течение 1,5 лет.
4. Демонтаж с КА Surveyor-3 телекамеры, куска стеклянной облицовки, куска кабеля, алюминиевой трубки с микроорганизмами.
5. Сброс взлетной ступени после ее встречи и стыковки с основным блоком на поверхность Луны примерно в 30 км от пассивного сейсмометра. Зарегистрированный сигнал будет использоваться в качестве эталонного при анализе колебаний лунной поверхности.
6. Фотографирование участков поверхности Луны с орбиты ИСЛ для выбора мест посадки последующих кораблей Apollo.
Общая продолжительность полета по программе 244 ч 35 мин.
......................................................................................................................................................................
Кто знает, что сообщалось по исследованию этих микроорганизмов. И какие входили в состав, как я понимаю, при запуске сервейера?
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
  Vist ( Слушатель )
15 ноя 2019 01:30:23
Nov 14, 1969:
  • +0.14 / 8
  • АУ
 
 
 
 
  Technik ( Слушатель )
15 ноя 2019 03:56:48


Что такое реинкарнация, всем известно.

А там, на заднем плане, в белой шапочке "пред-карнация" ФотоВлада сидит... Или Просто_русского. Или Вьюера - плохо видно... 

Просочилась из далекого будущего, и готовит порцию опровергунского яда...
Кавычки
  • +0.10 / 10
  • АУ
 
 
 
  Vist ( Слушатель )
15 ноя 2019 13:10:01

Какая-то не корректная формулировка получилась. Неокрашенную алюминиевую трубку снимали конкретно с целью изучения солнечной радиации.
А на микроорганизмы изучались "потаённые места" телекамеры и жгутов проводки. Насколько я понял, (а это не точно Улыбающийся ), только в изоляционной пене обнаружили культуру Streptococcus mitis, способную к росту. Подробнее - Analysis of Surveyor III material ad photoffraphs returned by Apollo 12 .
  • +0.13 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
15 ноя 2019 15:33:43

Я думал, что на сервейере были специально отправлены микроорганизмы для пребывания на Луне и последующего изучения.
Интересно, что на израильском Берешите, по моему была отправлена партия микроорганизмов. Правда непонятно для чего. Когда еще к этому аппарату пришли бы люди.
........................................................................
Занес в Архив на первой странице.
Аполлон 12-Анализ материалов Сервейер 3
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
 
 
  OlegK ( Слушатель )
15 ноя 2019 17:36:21

Там немного не так было.  Первоначальное обнаружение бактерий наделало немало шума.  Нет, никто ессно не считал, что на Луне нашли жизнь, но первоначальное мнение было, что Сервейер "заразился" перед полетом на Луну и находка доказывает, что бактерии способны три года пережить в условиях открытого космоса.  И это было мощным аргументом сторонников заселения Земли разными "спорами" извне.  Но ныне наиболее вероятным признано, что микробы были внесены уже после возвращения камеры Сервейера и были "лабораторной ошибкой из-за одного случая нестерильной обработки". Вот заметка по этому поводу:
Apollo 12 Remembered - Lunar Germ Colony Or Lab Anomaly?
http://www.spacedaily.com/news/lunar-04zza.html
  • +0.11 / 7
  • АУ
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
16 ноя 2019 01:18:55

Ракета-носитель Saturn V Apollo-12, в основном такая же, как и ракета-носитель Apollo-11, имела измененную регулировку расхода топлива. У ЖРД F-1 расход топлива был доведен до 13 031,26 кг/сек, что обеспечило увеличение тяги двигательной установки на взлете до 3 459 663,74 кг и на высоте, перед выключением центрального ЖРД, до 4 105 087 кг; тяга двигательной установки ступени S-II увеличена с 499 915 до 527 262 кг; тяга ЖРД S-IVB увеличена с 80 350 до 94 200 кг.
При подготовке к старту в момент времени То-17 ч была обнаружена утечка из бака жидкого водорода, питающего водородо-кислородные топливные элементы служебного отсека. Аналогичный топливный бак был снят с корабля Apollo-13 и поставлен вместо дефектного на корабль Apollo-12. Эта неисправность не потребовала отсрочки старта.
Старт. Непосредственно перед стартом условия погоды на м. Кеннеди были крайне неблагоприятными и имелись основания на отсрочку старта. Однако, отсчет времени продолжался и окончательное разрешение на старт было выдано в Т0-13 мин. директором старта Вальтом Каприян, занимавшим эту должность впервые.
В этот момент скорость ветра у Земли составляла 26 м/сек и был сильный ливень; стояла разорванная грозовая облачность с нижним краем 250-300 м и верхним краем облаков до 3000-6500 м над побережьем. Старт был дан в расчетное время. Как только ракета стала подниматься, дождь усилился и через 15 сек ракета скрылась в облаках.
На 36,5-й сек полета в ракету ударила молния, грозовой разряд из облачности прошел через ракету на Землю, и произвел аварию в электросети. Выключились 3 топливных элемента служебного отсека; в командном отсеке погас свет, включились аварийные сигналы и многие сигнальные лампы, отказало большинство измерительных приборов. Было зарегистрировано прекращение телеметрической связи с кораблем. Второй грозовой разряд произошел через 13,5 сек после первого. Отказала гиростабилизированная платформа управления полетом ракеты и далее должен был произойти автоматический аварийный сброс командного отсека.
Ч. Конрад переключил ракету на аварийную систему управления, получающую питание от аккумуляторов. В то же время А. Бин пытался подключить в электросеть топливные элементы.
ЖРД F-1 первой ступени выключились через 2 мин 42,3 сек ниже расчетной высоты на 185 м, на дальности на 370 м больше и при скорости на 9,2 м/сек меньше расчетной. Выключение двигательной установки второй ступени произошло на 1 сек позже расчетного времени и при скорости на 21,7 м/сек меньше расчетной. Через 5 мин 40 сек после старта экипаж доложил о низкочастотной вибрации с максимальной амплитудой 3,6 g, но ниже предельной величины в 11 g, зарегистрированной на Apollo-9. Двигательная установка J третьей ступени выключилась на 4,5 сек позже расчетного времени, и орбита корабля Apollo-12 оказалась в перигее на 2,2 км ниже, а в апогее на 3,15 км выше расчетной.
Дальше была произведена проверка бортового оборудования корабля. Центр управления полетом обнаружил, что клапан окислителя на воспламенителе Н22 остался открытым после наддува пускового бака для повторного запуска ЖРД J-2 ступени S-IVB. Командой, поданной из Центра управления, удалось клапан закрыть. Высказывались большие опасения, что удар молнии в ракету мог разрушить чувствительную аппаратуру посадочного радиолокатора и неудастся осуществить посадку лунного корабля на Луну,
Однако была проведена обычная подготовка к старту с у орбиты ожидания; в момент времени T0+2 ч 47 мин 20,6 сек был включен ЖРД J-2 ступени S-IVB, он проработал 5 мин 44 сек, сообщил приращение скорости 3210 м/сек и корабль Apollo-12 перешел на траекторию полета к Луне.
В отличие от полета корабля Apollo-11, который был выведен на траекторию свободного возвращения, для корабля Apollo-12 была выбрана гибридная траектория. При полете по такой траектории в случае отказа от перехода на орбиту ИСЛ корабль пройдет на расстоянии 3000 км от поверхности Луны и при возвращении к Земле без коррекции - на расстоянии 82 000 км от поверхности Земли. Коррекция траектории возвращения обеспечивается только ЖРД основного блока или ЖРД взлетной и посадочной ступени лунного корабля. Таким образом, в случае отказа этих двигателей корабль пройдя от Земли на расстоянии 82 000 км должен выйти на гелиоцентрическую орбиту. Полная уверенность в надежности ЖРД и выгоды, обеспечиваемые гибридной траекторией, послужили основанием для NASA осуществить полет Apollo-12 к Луне таким методом.
Гибридная траектория дает возможность осуществить запуск к Луне в дневное время суток; ЖРД J-2 ступени S-IVB в этом случае запускается над Тихим океаном; увеличивается продолжительность полета к Луне, что позволяет произвести посадку лунного корабля в условиях благоприятной освещенности места посадки; экономится топливо, так как исключается корректирующий импульс, равный 19,5 м/сек; оказывается возможным следить за снижением и посадкой лунного корабля со станции в Голдстоуне, имеющей антенну диаметром 64 м.

Основные этапы полета Apollo-12

Этапы полета
Время
ч:мин:сек
Старт T0
00:00:00
Выход на траекторию полета к Луне
T0+02:53:00,6
Отделение корабля Apollo от ступени S-IVB
T0+04:13:00
Выход на эллиптическую орбиту ИСЛ
T0+83:25:22
Переход лунного корабля на основную орбиту ИСЛ
T0+87:48:47
Расстыковка лунного корабля и основного блока
T0 + 108:24:42
Включение ЖРД посадочной ступени,
начало снижения лунного корабля с орбиты ИСЛ
T0 +109:23:39
Лунный корабль совершил посадку
T0 +110:32:35
Первый выход на поверхность Луны
T0 +115:10:37
Возвращение в лунный корабль
T0 + 119:06:40
Второй выход на поверхность Луны
T0 +131:32:00
Возвращение в лунный корабль
T0 +135:22:00
Старт взлетной ступени лунного корабля с Луны
T0 +142:03:47
Стыковка взлетной ступени с основным блоком
T0 +145:35:34
Отделение взлетной ступени
T0 +147:59:30
Падение взлетной ступени на Луну
T0 +149:55:21
Изменение плоскости орбиты основного блока
T0 +159:04:00
Включение ЖРД служебного отсека для перевода
корабля на траекторию возвращения к Земле
T0 +172:27:16
Посадка командного отсека в Тихом океане
T0 +244:36:24
  • +0.11 / 7
  • АУ
 
 
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
19 ноя 2019 00:17:54
АПОЛЛОН 12.
Юбилей. 50 лет.

Как это было.
.............................................

Второй старт и полёт к Луне
После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблём на начальную геоцентрическую орбиту экипаж в течение примерно двух часов производил проверку бортовых систем, обращая особое внимание на поиск возможных повреждений в результате электрических разрядов. Проверка не обнаружила никаких существенных неисправностей.
На третьем часу полёта двигатель последней ступени был включён вторично и вывел ступень с кораблём на траекторию полёта к Луне.
После манёвра перестроения отсеков корабль был уведён на безопасное расстояние от последней ступени ракеты-носителя и начал самостоятельный полёт к Луне.
В ходе полёта была проведена не предусмотренная первоначальной программой проверка систем лунного модуля (в частности опасались повреждения электрическим разрядом при старте электронной системы радиолокатора). Проверка показала, что бортовые системы лунного модуля исправны.
Посадка на Луну

Лунный модуль Аполлона-12 «Интрепид» начинает спуск на лунную поверхность. Фотография НАСА.
Конрад и Бин перешли в лунный модуль примерно за четыре часа до расстыковки модуля с командным. Расстыковка произошла на сто восьмом часу полёта. Модули были отведены друг от друга на расстояние около пяти километров.
На сто десятом часу полёта был включён двигатель посадочной ступени лунного модуля, и началась отработка автоматической программы посадки.
На высоте 162 метра над поверхностью Луны началась отработка полуавтоматической программы посадки. Бортовое оборудование лунного модуля работало исключительно эффективно (в частности Конрад доложил, что если бы продолжала отрабатываться автоматическая программа посадки (такая возможность предусматривалась), то лунный модуль опустился бы прямо на аппарат «Сервейер-3»).
Конрад решил перелететь через аппарат «Сервейер-3» и посадить лунный модуль у противоположного края кратера, в котором стоял аппарат. Конрад наблюдал местность через иллюминатор, а Бин в это время считывал вслух показания приборов. На высоте примерно 40 метров (чуть больше 130 футов) струя двигателя начала поднимать облако пыли с поверхности Луны, затем поднятая пыль почти скрыла поверхность, и в результате Конрад посадил модуль ближе к краю кратера, чем намеревался.
Посадка на Луну произошла 19 ноября 1969 года в 6 часов 54 минуты 43 секунды GMT. Бортовое время посадки 110 часов 32 минуты 43 секунды. Лунный модуль опустился в сорока пяти метрах от края кратера на расстоянии примерно двухсот метров от аппарата «Сервейер-3».
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
19 ноя 2019 00:21:30

Расстыковка лунного корабля и основного блока Apollo-12 производилась по специально разработанной методике, обеспечивающей минимальные изменения первоначально известной орбиты.
Р. Гордон осторожно открыл 12 замков, обеспечивающих стыковку лунного корабля и основного блока, и лунный корабль остался висеть на стыковочном штыре основнго блока, удерживаемый тремя защелками на конце штыря, затем был медленно выдвинут штырь и освобождены защелки и корабли отделились. Маневр выполнялся при вертикальной ориентации корабля Apollo-12 вдоль лунного радиуса и движение расстыковки было направлено по радиусу, а не по вектору или против вектора орбитальной скорости, чтобы не изменилась орбита. Расстыковка была произведена в момент времени T0 +108 ч 24 мин 42 сек. После группового полета Р. Гордон включил ЖРД РСУ и, сообщив импульс 0,75 м/сек, отвел основной блок на 4,6 км от лунного корабля. В момент времени T0 +109 ч 23 мин 38 сек ЦАП включил ЖРД посадочной ступени корабля на 28,2 сек, орбитальная скорость, равная 1620 м/сек, уменьшилась на 22 м/сек, и корабль перешел на эллиптическую орбиту снижения с высотой в периселении 15 км над поверхностью Луны.
Сложность посадки Apollo-12 заключалась в дополнительных маневрах, не применявшихся в предыдущих полетах: и специально разработанных, чтобы обеспечить посадку лунного корабля в расчетную точку.
Еще до расстыковки начальная орбита корабля Apollo-12 была смещена на 9,25 км к северу от номинальной плоскости посадки; предполагалось, что во время 13 оборотов по орбите ИСЛ особенности гравитационного поля Луны и ее геометрия сместят первоначальную орбиту на 9,25 км к югу перед спуском на поверхность Луны. Однако Центр управления полетом обнаружил еще во время движения корабля по орбите ИСЛ, что расчеты о смещении орбиты к югу не оправдываются. Было решено боковое смещение свести на нет на активном участке торможения при посадке корабля.
Впервые при посадке Apollo-12 была применена специальная программа, исключающая ошибку по дальности. Эта ошибка накапливалась во время орбитальных полетов и к моменту начала этапа торможения составляла 1280 м.
Так как наблюдаемая с Земли траектория Apollo-12 почти на 1540 км длиннее траектории Apollo-11, Центр управления полетом имел достаточно времени для слежения за траекторией и смог рассчитать ошибку по дальности до начала этапа торможения. Новая программа для автоматической коррекции дальности была передана на корабль за 2 мин до этапа торможения.
Р. Гордон из командного отсека отслеживал орбиту спуска лунного корабля и установил, что место посадки на 732 м выше, чем было принято в предполетных расчетах. Эти данные были переданы на лунный корабль и была введена поправка на траекторию, скорректировавшая первоначальную иформацию.
В момент времени T0 +110 ч 20 мин 36 сек на высоте 16 250 м над поверхностью Луны ЦАП включил ЖРД посадочной ступени лунного корабля. В отличие от посадки Apollo-11 лунный корабль Apollo-12 был ориентирован окнами вверх, астронавты находились в горизонтальном положении лицом вверх, ногами по направлению полета и Луны не видели. В процессе торможения корабль начал переходить в вертикальное положение и астронавты увидели лунный горизонт.
А. Бин считывал показания экрана индикатора бортовой ЭЦВМ, указывавшие, где должна появиться цель. Когда кратер-цель появился в окне точно, как было запланировано, у Ч. Конрада отпали сомнения в расчетах траектории посадки. На высоте 150 м над поверхностью Луны Ч. Конрад перевел ЦАП на программу Р-66 автоматического управления вертикальной скоростью снижения, которую при желании можно-корректировать с помощью рукояток управления кораблем. В дополнение к этому на панели управления был установлен тумблер, переключаемый щелчком вверх и вниз и дающий возможность точно увеличить или уменьшить вертикальную скорость на 0,3 м/сек. А. Бин непрерывно сообщал данные о снижении: высоту, вертикальную скорость снижения и остаток топлива в процентах. Сообщения А. Бина:
«58 м, снижаемся, 55 м, 9% [остаток топлива], идете хоро-
шо, поднимается пыль, 40 м, 38 м, 36,5 м, 1,83 [м/cек],
9% [топлива], 8% [топлива] идете хорошо 29,3 м, 1,83 [м/сек],
уменьшение скорости снижения, 24,4 м, 1,22 [м/сек], идете
действительно хорошо, 19,3 м, 18,3 м, 0,915 [м/сек], 15,25 м,
снижаемся, ожидайте пыль, около 14 м нижний предел, 12,8 м,
1,22 [м/сек], снижаемся 0,61 [м/сек] хорошо, пускаю часы, вни-
мание пыль, 9,75 м, 9,15 м, скорость снижения 0,61 [м/сек],
у Вас избыток газа, садитесь здесь, 8,5 м, скорость снижения
0,61 [м/сек], снижаемся здесь, контакт! световой сигнал!».



Посадка произведена в момент времени T0 +110 ч 32 мин 35 сек в точке с координатами 3,036° ю. ш. и 23,416° з. д. Surveyor-3 находился в точке с координатами 3,04° ю. ш. и 23,411° з. д. Место посадки лунного корабля Apollo-12 находилось в 180 м западнее Surveyor-3.
Первый выход на поверхность Луны был посвящен сбору образцов лунных пород и установке на поверхности Луны комплекта научных приборов. Ч. Конрад находился на поверхности Луны 3 ч 52 мин, А. Бин на 30 мин меньше. Во время выполнения работы на Луне пульс у Ч. Конрада доходил до 150 ударов в 1 мин, у А. Бина до 151. После 5 ч сна и отдыха астронавты снова вышли на поверхность Луны; по просьбе Ч. Конрада примерно на 90 мин раньше, чем планировалось. Астронавты отправились к Surveyor-3. По дороге изучали окружающую местность и сообщали в Центр ynpавления полетом, собирали образцы различных пород у кромок кратеров. Центр управления полетом часто обращался с просьбой к астронавтам остановиться и отдохнуть несколько минут.
Первым в кратер, где находился Surveyor-3, начал спускаться Ч. Конрад, связанный с А. Бином страховочным тросом. Убедившись, что грунт не скользкий, а склон достаточно пологий, астронавты сняли страховочный трос и вместе продолжили спуск к Surveyor-3. Достигнув цели, они произвели фотографирование, отрезали кусок кабеля, сняли трубку с микроорганизмами, кусок стеклянной облицовки, и телевизионную камеру. Затем астронавты вернулись к лунному кораблю пройдя в общей сложности по Луне около 2 км.
  • +0.06 / 4
  • АУ
 
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
19 ноя 2019 22:06:59

Пребывание на Луне

Место посадки Аполлона-12, сфотографированное Lunar Reconnaissance Orbiter
После посадки астронавты в течение нескольких минут находились в готовности совершить аварийный старт с Луны. Поскольку обстановка аварийного старта не требовала, астронавты получили разрешение Центра управления и начали готовиться к своему первому выходу на Луну.
Первым на поверхность Луны в бортовое время 115 часов 22 минуты спустился Конрад. От него ждали исторической фразы, подобной той, которую произнёс Нил Армстронг («Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества»), однако Конрад, вспоминая слова Армстронга и намекая на свой небольшой рост, сказал:
Возможно, для Нила он был маленький, но для меня — большой.

Чарльз Конрад выходит из лунного модуля.
Позже, уже на Земле, он признался, что поспорил на 500$ с Орианой Фаллачи, что произнесёт именно это, чтобы доказать ей, что фраза Армстронга не была навязана ему заранее и что руководство НАСА не программирует астронавтов, когда и что говорить. Он добавил, что деньги брать вовсе не собирался. Но если совсем точно, то фраза Армстронга относилась именно к первому шагу, а Конрад свои слова произнёс, спрыгнув с последней ступени (бортовое время — 115:22:16), ступенька при этом оказалась на уровне его пояса (слово «шаг» он не говорил). Когда же он сделал шаг (115:22:24), он добавил: «О, она мягкая и нежная».
Конрад собрал первые образцы лунного грунта. Его ноги глубоко проваливались в лунную пыль, и ему приходилось высоко поднимать их при ходьбе. Пыль оседала на скафандр и все предметы, которыми пользовались астронавты. По их оценкам, глубина слоя пыли была значительно большей, чем на месте посадки корабля «Аполлон-11».

Алан Бин выходит из лунного модуля.
Бин спустился на поверхность Луны примерно через полчаса после Конрада и приступил к переносу камеры цветного телевидения для установки на штативе. При этом камера вышла из строя (проработав до этого примерно полчаса). Все попытки исправить камеру успехом не увенчались. Один из астронавтов даже слегка ударил по камере молотком, что вызвало появление на экране цветных полос, но затем изображение снова пропало.
Специалисты на Земле предполагали, что пострадал светочувствительный слой трубки в результате того, что камера в течение 10-15 секунд была случайно направлена на Солнце или на корпус лунного модуля, отражавший солнечные лучи. Попытки исправить камеру продолжались и во время второго выхода астронавтов на поверхность Луны, но успеха также не принесли. Камера была возвращена на Землю для анализа причин неисправности (для этого астронавты впоследствии вынуждены были оставить на Луне около шести килограммов лунного грунта, собранного во время первого выхода).
Бин и Конрад установили на поверхности Луны научные приборы, собрали дополнительный комплект образцов лунного грунта, Бин из озорства подбросил пенопластовую укупорку одного из приборов (по его словам, она достигла высоты примерно ста метров).
Первый выход астронавтов на поверхность Луны продолжался около четырёх часов. При этом запасы автономной ранцевой системы жизнеобеспечения были израсходованы далеко не полностью.
Возвратившись в лунный модуль после первого выхода, астронавты произвели подзарядку водой и кислородом автономных ранцевых систем жизнеобеспечения.
После приёма пищи, сна (Конрад спал в скафандре, боясь, снимая его, распространить лунную пыль по кабине) и ещё одного приёма пищи астронавты начали готовиться ко второму выходу на поверхность Луны.
Люк был открыт в 131 час 32 минуты 00 секунд бортового времени. Конрад спустился на поверхность Луны, примерно через восемь минут, Бин — через пятнадцать.
Астронавты поправили один из научных приборов (упавший ионизационный манометр) и начали сбор образцов грунта, одновременно комментируя характер местности. Конрад дважды скатил в кратеры небольшие камни, что было зарегистрировано сейсмометром, установленным астронавтами во время первого выхода.

Конрад у аппарата «Сервейер-3». На заднем плане виден лунный модуль.
Астронавты нашли, что собирать образцы проще не с помощью инструментов, а руками. Когда один из них нагибался, чтобы взять образец, второй держал его за лямку. Один раз Конрад упал, но, как он отметил, на Луне падение происходит настолько медленно, что нет опасности порвать скафандр о камни.
Подойдя к краю кратера, где находился аппарат «Сервейер-3», астронавты начали спуск. Грунт на склоне оказался прочным и несыпучим, так что подстраховки с помощью верёвки не потребовалось. Подойдя к аппарату, астронавты сообщили, что он имеет не белый цвет, как при старте, а бурый, в то время как грунт вокруг него был серый. Астронавты сфотографировали и осмотрели аппарат, и, как и предусматривалось, демонтировали некоторые его детали, в том числе камеру.
На обратном пути к лунному модулю астронавты продолжали сбор образцов. Во время второго выхода общая протяжённость маршрута астронавтов составила примерно полтора километра, длительность выхода составила 3 часа 54 минуты.
Спустя примерно час после окончания второго выхода астронавты снова разгерметизировали кабину лунного модуля и открыли люк для выбрасывания ставших ненужными предметов. При этом по ошибке была выброшена одна фотоплёнка. Первоначально предполагали, что астронавты выбросили отснятую плёнку, но позже выяснилось, что была выброшена неэкспонированная.
  • +0.10 / 6
  • АУ
 
 
 
 
  Sergey_64 ( Слушатель )
20 ноя 2019 03:50:12
  • +0.03 / 1
  • АУ
 
 
 
 
  Technik ( Слушатель )
20 ноя 2019 04:01:33

Дружище, а нет ли в твоих материалах карты, или схемы, где показана посадочная траектория А-12 перед самой посадкой? Объясняю, в чем дело: на видео посадки, снятого кинокамерой А-12, вроде бы промелькнул Сервейор (яркая точка на склоне кратера). Если да - пересмотрю  еще раз  это видео и уточню этот момент...
  • +0.12 / 8
  • АУ
 
 
 
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
20 ноя 2019 14:47:30

Коллеги, кто может помочь найти схему посадки, траекторию прилунения Аполлона 12?
  • +0.01 / 2
  • АУ
 
 
 
 
 
  Alexxey ( Слушатель )
20 ноя 2019 23:54:10

В Apollo 12 Mission Report раздел 4.

Там же несколько графиков. Высота/дистанция и т.п.
  • +0.07 / 5
  • АУ
 
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
20 ноя 2019 22:28:47

Старт с Луны и возвращение на Землю
Старт с Луны был произведён в 142 час 03 минуты 47 секунд полётного времени. Время пребывания на Луне составило 31 час 31 минуту 04 секунды.
Стыковка взлётной ступени лунного модуля и командного модуля была осуществлена на сто сорок шестом часу полёта. Сближение, снятое из командного модуля Ричардом Гордоном, передавалось по телевидению.
Конрад и Бин после чистки пылесосом скафандров и предметов, переносимых в отсек экипажа, через два часа после стыковки перешли в этот отсек.
Примерно через час командный модуль и взлётная ступень лунного модуля были расстыкованы, командный модуль с помощью вспомогательных двигателей отведён на безопасное расстояние.
Затем по команде с Земли был включён на торможение двигатель взлётной ступени и она, как и предусматривалось, упала на Луну. Падение было зарегистрировано приборами, установленными экипажем на Луне.
На сто семьдесят третьем часу полёта, во время сорок шестого витка командного модуля вокруг Луны, был включён основной двигатель, который перевёл корабль на траекторию полёта к Земле.
Отделение отсека экипажа от служебного отсека командного модуля произошло на двести сорок пятом часу полёта.
  • +0.03 / 3
  • АУ
 
 
 
 
  Пикейный жилет ( Слушатель )
20 ноя 2019 22:37:14

Старт с Луны был осуществлен в 142 час 3 мин 47 сек, т. е. космонавты пробыли на Луне более 31,5 час. Схема полета по селеноцентрической орбите аналогична схеме полета «Аполлона XI», но имела два отличия: использованную ВС после отделения не переводили на гелиоцентрическую орбиту, и она после торможения упала на Луну в 72 км (10 км) от сейсмометра, который зарегистрировал удар ВС о поверхность; полет ОБК по орбите после отделения ВС продолжался примерно на сутки дольше для съемки лунной поверхности. В 172 час 27 мин 16 сек был включен маршевый двигатель ОБК, и он вышел на траекторию полета к Земле, схема которого в основном аналогична схеме полета «Аполлона XI», но сам полет был более продолжительным.
На трассе Луна - Земля была проведена только одна коррекция траектории (планировалось три). После отделения от ДО ОЭ вошел в атмосферу и приводнился 24 ноября в 20 час 58 мин в Тихом океане в точке с координатами 15°49' ю. ш. и 165°10' з. д. (16° ю. ш. и 165° з. д.). Полет продолжался 244 час 36 мин (244 час 35 мин). На воде ОЭ перевернулся днищем вверх, но с помощью шаров-поплавков был возвращен в нормальное положение. Водолазы подвели под ОЭ понтон, подали космонавтам чистые комбинезоны и маски с респираторами. Вертолет доставил космонавтов на авианосец «Хорнет», где они перешли в карантинный фургон, а 29 ноября были доставлены в лабораторию LRL, где пробыли до 10 декабря.
Основными средствами КИК были 13 земных станций системы MSFN, одна корабельная станция и 4 самолета ARIA. Дополнительно использовались 4 станции системы DSIF. В системе связи с Центром МСС использовались три спутника системы связи INTELSAT. Дислокация средств ПСК такая же, как при полете «Аполлона XI». Руководство NASA считает полет полностью успешным, космонавты выполнили все задачи за исключением проведения телевизионных сеансов с поверхности Луны (отказ телекамеры). Главными достижениями считают: получение новых научных данных о Луне; демонстрацию способности человека выполнять научные исследования и другие операции на Луне (полет «Аполлона XI» продемонстрировал в основном лишь возможность пребывания на Луне); подтверждение надежности ракетно-космического комплекса «Сатурн V - Аполлон» и эффективности бортовых систем корабля, обеспечивших точную посадку на Луну, и высокую квалификацию персонала.
На отдельных этапах возникали трудности и неполадки: прекращение подачи электроэнергии от ТЭ на первой минуте полета; ухудшение видимости на заключительном этапе посадки на Луну; запыление скафандров и приборов на Луне; выход из строя телевизионной камеры; высокая частота пульса и чувство жажды у космонавтов при выходе на Луну. В период полета наблюдалось повышение солнечной активности, но уровень радиации не был опасным, дозы облучения составили ~90 мрад.
Космонавты доставили на Землю 36 кг образцов лунных пород. Предварительный анализ образцов, доставленных из района Океана Бурь, показал, что они по сравнению с образцами, доставленными космонавтами «Аполлона XI» из района Моря Спокойствия, имеют ряд отличий. Карантин для образцов окончился в январе 1970 г., и в феврале началась передача 12,7 кг размельченных образцов американским и иностранным ученым. Демонтированные детали с КА «Сервейер» после карантина направлены на изучение в Лабораторию реактивного движения.
....................................................................................................................
В момент времени T0 +142 ч 03 мин 07 сек, на 2 мая позже расчетного времени, взлетная ступень стартовала с поверхности Луны. ЖРД проработал на 1,5 сек дольше расчетного времени и скорость в конце активного участка траектории была 1680 м/сек на 10 м/сек больше расчетной. Стыковка с основным блоком была успешно выполнена через 3 ч 32 мин 25 сек после старта с Луны. Ч. Конрад и А. Бин возвратились в командный отсек, захватив контейнеры с образцами лунных пород, снятое с Surveyor-3 оборудование и фотопленки. В момент времени T0 +148 ч 04 мин 30 сек основной блок отделился от взлетной ступени, и отошел на безопасное расстояние.
По расчетам, произведенным Центром управления полетом, взлетная ступень лунного корабля весом 2450 кг была сброшена на поверхность Луны и упала на расстоянии 72 км от места посадки Apollo-12. Сейсмометр зарегистрировал в течение первых 7-8 мин интенсивные колебания лунной поверхности с частотой 1-1,5 гц, затем колебания затухали в течение 55 мин.
На 39-ом витке по орбите ИСЛ был включен ЖРД служебного отсека на 19,1 сек и плоскость орбиты сместилась к северу на 3,8°. Затем был произведен цикл фотосъемок участков Луны для посадки будущих кораблей Apollo: вблизи кратера Фра Мауро (3°36' ю. ш., 17°24' з. д.); близ кратера Декарта (8° ю. ш., 15°34' в. д.); и близ кратера Лаланд. (4°55' ю. ш., 8°30' з. д.). Полученные снимки позволяют различить детали на поверхности Луны размером 1,5 м.
На 45-м витке, когда основной блок находился за диском Луны, был включен ЖРД служебного отсека, скорость увеличилась с 1622,6 до 2550,5 м/сек и корабль перешел на траекторию возвращения к Земле. Основной блок находился на орбите ИСЛ 89 ч 2 мин.
На траектории возвращения к Земле была сделана одна коррекция с помощью ЖРД РСУ с импульсом 0,67 м/сек, изменившая угол входа в атмосферу Земли с -7,95 до-6,5°. Командный отсек корабля Apollo-12 вошел в атмосферу в T0 +244 ч 22 мин 18 сек со скоростью 11 015,4 м/сек и в T0 +244 ч 36 мин 24 сек на 14 сек позже расчетного времени произвел посадку в Тихом океане в точке с координатами 15°49' ю. ш. и 165°10' з. д. в 645 км юго-восточнее о. Самоа.
Руководство NASA оценило полет Аро11о-12 как полностью успешный.
  • +0.03 / 3
  • АУ