На днях посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбэк обратился к ООН с просьбой заняться вопросом преемственности власти Далай-лам.
Американский чиновник рассказал, что подробно обсуждал этот вопрос непосредственно Его Святейшеством. При этом Браунбэк обеспокоен тем, что Китай, обладая правом вето, может заблокировать рассмотрение подобного вопроса в ООН, но считает, что эту проблему необходимо обсудить заранее на мировом уровне, поскольку Далай-лама также обладает влиянием во всём мире. "По моей оценке Компартия много думает об этом. Поэтому у них есть план мы должны быть столь же агрессивны в отношение плана" - цитирует Браунбэка South China Morning Post.
Далай-лама и Сэм Браунбэк ndtv.comПредставитель МИД КНР Гэн Шуан в ответ рассказал, что Пекин выступает решительно против контактов любых иностранных чиновников с Далай-ламой, поскольку тот долгое время занимается антикитайской деятельностью за рубежом.
Что касается перерождений, или так называемого института "Живых Будд", то, как подчеркнул Гэн Шуан, это - уникальный способ наследования должности, сложившийся в тибетском буддизме, который сейчас регулируется "Положением о делах религии" и "Административными мерами по делам реинкарнации Живых Будд в тибетском буддизме".
Сама система перевоплощений Далай-лам существует сотни лет. Поиск и распознание нынешнего Далай-ламы XIV проводился на основании традиционных обрядов, при этом отправлялся письменный запрос на одобрение наследования центральным правительством.
В этой связи, по мнению МИД КНР, Далай-ламе также нужно следовать истории, религиозным обрядам и перерождаться в соответствии с национальными законами и правилами. Заявления Браунбэка Гэн Шуан счёл попыткой вмешаться во внутренние дела Китая с использованием площадки ООН.
После несколько затянувшегося введения попробую тезисно рассказать о том, что вообще происходит, с чего началось и каким может быть план Пекина.
1. Один из основных законов в буддизме - закон причины и следствия. Окружающий мир является следствием прошлых мыслей, слов и действия каждого существа. Воздаяние, как хорошее так и плохое происходит нелинейно, но и не откладывается на время после условного Страшного суда. С долей условности можно сказать, что каждое мгновение - Страшный суд. Но физическая жизнь конечна. А после смерти сознание существа воплощение в новом теле, в котором переживает последствия своих поступков в прошлых жизнях;
2. В Тибете со временем пришли к тому, что преуспевшие в практике мастера научились контролировать процесс своего следующего рождения, чтобы дольше оставаться с учениками и последовательнее наставлять их в Дхармме. Первым таким мастером оказался живший в XIIв. лама Дюсум Кхьенпа, или Первый Кармапа, оставивший перед смертью инструкции по поиску своего воплощения. Так сложилась линия передачи Кармапы в школе Кагью. Позже похожую систему внедрили в школе Гелугпа. В данном случае титул получил от ойратских правителей лама Сонам Гьямцо. Он стал сразу третьим Далай-ламой, а его предшественники получили титул посмертно, можно сказать, задним числом.
3. В итоге школа Гелуг стала доминирующей в Тибете, а Далай-ламы сосредоточили в своих руках и светскую власть. Но наследование также происходило путём распознавания следующего перерождения. Вскоре появилась линия Панчен-лам, ставших вторыми по важности иерархами в Гелуг. Все они выбирались также.
При династии Цин власти ввели также жребий при помощи Золотой Вазы. Но прежде и в моменты ослабления центральной власти Ваза не использовалась Фото с gucn.comПри всей экзотичности системы она была вполне работоспособной - выбор происходил из детей, родившихся примерно через два года после смерти предыдущего ламы. Хотя описание подробностей перерождения всегда было расплывчатым и допускало разные толкования, умирая, лама не мог быть уверен, что соответствующий признакам ребёнок уже зачат. Тем самым исключалась возможность злоупотреблений. Более того, специальная комиссия устраивала своеобразный экзамен, когда перед несмышлёным малолетним кандидатом выкладывались несколько вещей, одна из которых принадлежала умершему. Если он выбирал в первую очередь её - это расценивалось как знак того, что ребёнок вспомнил своё предыдущее воплощение.
В итоге детей получалось воспитывать вполне адекватными функционерами. Неудача произошла лишь с Далай-ламой VI, отказывавшимся принимать монашеские обеты. Не будем останавливаться на этом, но в общем один неудачный правитель из 14-ти это весьма неплохой результат что для власти, передающейся на демократических выборах, что для наследственных монархий.
4. На западе часто можно услышать, будто эта система работала гладко, пока в Тибет не пришли коммунисты. Но это не так. Ещё в начале прошлого века поссорились XIII Далай-лама и IX Панчен-лама. Последний отправился в изгнание и долго искал поддержки у кого угодно - китайских милитаристов, Гоминьдановцев, монгольских националистов, и по слухам, в разное время даже у Японии и Советского Союза. Политические разногласия иерархов тоже оставим за скобками, но в итоге уже в 1938 г. ламы не смогли договориться о единой кандидатуре Панчен ламы Х. В итоге кандидат от сторонников Девятого Панчена нашёл поддержку со стороны Гоминьдана, а потом и КПК. Впервые с Далай-ламой XIV он вообще встретился в Пекине в 1952 г. - уже после вступления в Тибет Народно-Освободительной армии Китая.
wikipedia.orgКороче говоря, политический раскол существовал в тибетских элитах и конкретно в школе Гелуг ещё до того как коммунисты взяли власть в стране.
5. КПК, кстати, роль буддийской церкви в Тибете вполне признавала и, хотя процесс "мирного освобождения" закончился восстанием 1959 г. и его долгим вооружённым подавлением, Панчен-лама остался в Тибете, а искоренить религию совсем коммунисты пытались только в десятилетие культурной революции. Ламы потеряли политическую власть, но поиск перерождений и их интронизация продолжались как в 50-е гг., так и после окончания культурной революции.
Китайские власти объявляют итоги выборов Панчен-ламы XI vtibet.comА распознания и утверждения Живых Будд теперь по-прежнему со
проходят согласования со светским правительством, в данном случае, с Компартией, для буддийского духовенства проходят даже посвящённые этому
тренинги.
6. При этом возникли многочисленные расколы, когда ламы в эмиграции выбирают своего кандидата, а китайские - своего. Далай-лама же получил весьма своеобразный международный статус и заявил, что перерождаться в Тибете при коммунистах больше не будет
7. Казалось бы, слово иерараха - закон. Но, по сути, ситуация с Далай-ламой XIV сейчас зеркально отражает положение Панчен-ламы IX. Он находится за границей и пытается воспользоваться поддержкой всех влиятельных там сил. А духовным властям во Лхасе и светским в Пекине при необходимости ничто не помешает выдвинуть своего кандидата.
Можно сделать это совсем в лоб - просто не обращая внимания на заявления Далай-ламы. Но можно и тоньше - сейчас можно заранее определить, например, пол ребёнка и отправить будущую мать за границу, куда-нибудь в Шри-Ланку или Монголию, чтобы она родила его в подходящее время за границей. Или выбрать мальчика из числа дружелюбно настроенных к КНР тибетских беженцев в Индии.
8. Таким образом, у Пекина есть возможность выбрать довольно легитимное воплощение и, как показывает опыт Панчен-ламы XI, воспитать его вполне дееспособным и лояльным правящему режиму. В Дхармсале это, похоже, понимают. И часто звучат голоса, мол Его Святейшество вообще теперь не будет перерождаться. В таком случае интересно получится, если в западном буржуазном мире институт перерождения лам исчезнет, а в социалистическом Китае -сохранится.
9. Кроме того очень странно, если выбором руководства школы Гелуг займётся ООН. У международных чиновников на это прав не больше, чем у китайских. В начале 90-х возник раскол в школе Кагью. Тогда на трон 17-го Кармапы в соответствии с китайскими законами был возведён Ургьен Тринле, а сторонникам другой фракции удалось найти и вывезти из Тибете другого кандидата Тхайе Дордже. он был выбран согласно порядкам, принятым в школе Кагью, но не по цируклярам индийских или ООН овских функционеров.
Вместе с тем, Его Святейшество говорил, что хочет провести в этом мире ещё 20 лет и дожить до момента, когда станет возможным возвращение во Лхасу. Возможно, в будущем состоится примирение примерно как в 1952-м. Так что остаётся лишь пожелать Далай-ламе долгой и плодотворной жизни на благо всех существ.
Ссылка