osankin ( Слушатель ) | |
15 ноя 2019 00:06:21 |
ЦитатаВо время вьетнамской войны спецслужбы СССР похитили американский истребитель вместе с двумя пилотами. Поиски привели обозревателя "Власти" Евгения Жирнова в архив ЦК КПСС. Расследование продолжается*.
Technik ( Практикант ) | |
15 ноя 2019 01:45:18 |
Цитата: osankin от 15.11.2019 00:06:21
DMAN ( Слушатель ) | |
15 ноя 2019 08:26:08 |
Цитата: Technik от 15.11.2019 01:45:18
DMAN ( Слушатель ) | |
15 ноя 2019 13:31:42 |
Салон62 ( Практикант ) | |
15 ноя 2019 16:47:17 |
osankin ( Слушатель ) | |
15 ноя 2019 12:01:11 |
Цитата: Technik от 15.11.2019 01:45:18
Цитата...
То, что такая операция была проведена, подтверждал и один из рассказов полковника Воронова — о том, что в марте 1968 года во Вьетнам приезжал генерал Георгий Гичко, начальник радиотехнических войск ПВО. По словам его сослуживцев, очень грамотный инженер. Постановка помех была как раз по его части.
Так что схема операции могла выглядеть так. Ночью одиночный F-111 идет на задание. Экипажу помехами отрубают связь с базой, а советский пилот прижимает самолет к земле и принуждает сесть на северовьетнамском аэродроме. Пилотом мог быть генерал Анциферов: один из трофейщиков говорил, что за эту операцию ему присвоили звание Героя Советского Союза. А местом посадки, как считали мои консультанты, скорее всего, был аэродром Ной-Бай, где базировались МиГ-21.
Далее самолет и экипаж нужно было переправить в СССР. Вряд ли на борту была вся необходимая документация по электронной начинке F-111, и экипаж, освоивший сложную технику, должен был стать отличной подмогой при ее копировании. Подтверждением переброски экипажа могла служить и рабочая запись главы российско-американской комиссии по поиску пленных Дмитрия Волкогонова. Он писал, что видел документ, где Политбюро разрешало вывоз ценных пленников в СССР.
Восстановление пути переброски F-111 и его экипажа в СССР далось нелегко. Перегон своим ходом — по воздуху — отпадал. Во-первых, доверять пленным было нельзя. А во-вторых, отношения с Китаем в начале 1968 года испортились настолько, что, как вспоминал полковник Воронов, советских специалистов пропускали через его территорию крайне неохотно. По той же причине отпадала железная дорога. Оставался один путь — морем.
Чтобы воспользоваться им, самолет нужно было разобрать, упаковать и доставить в порт Хайфона. Видимо, так оно и было. Судя по дневнику одного из представителей морфлота во Вьетнаме, погрузка могла произойти в первых числах мая. А чтобы отвлечь многочисленную агентуру противника, генерал Абрамов, за которым внимательно следили, с женой и несколькими сотрудниками выехал на море отдохнуть. Отдыхал он на спасательном судне "Аргус", где была мощная радиостанция для связи с Союзом. Скорее всего, ценный груз был отправлен на теплоходе "Алексей Толстой", ушедшем из Хайфона вечером 7 мая 1968 года. Судя по другим источникам, судно в нейтральных водах ждали советские боевые корабли, сопровождавшие его на пути домой.
В СССР пути самолета и экипажа разошлись. Истребитель отправили на закрытый аэродром в Сибири, а экипаж доставили в закрытый военный городок Сарышаган. Найти человека, знавшего, что стало с пилотами дальше, было трудно, но возможно. Этот бывший офицер КГБ рассказал, что один из членов экипажа согласился сотрудничать и "вносил вклад в укрепление обороноспособности новой родины", а вот другой "сопротивлялся и не хотел помогать нашим специалистам проникать в задумки американских конструкторов".
Время от времени он запивал и становился обузой для своих опекунов, и от него решили избавиться. Самым русским способом. Ему выделили собутыльника с "железной" печенью и стали неограниченно снабжать спиртным. Несколько месяцев спустя его не стало. А второй пережил ликвидацию полигона и городка в Сарышагане и, если верить тому же источнику, до недавних пор доживал век в одном из закрытых городков, который курирует военная разведка. Офицер за давностью лет не помнил фамилий пленных и называл их "старший" и "младший".
История выглядела вполне убедительно, и расследование можно было бы считать завершенным. Но несколько деталей все равно не укладывались в общую картину.
"Заглушить F-111 на малой высоте - нереальная задача"
По опыту поиска других пленных (см. "Власть" #9 за 2002 год) я знал, что их первым желанием всегда было отправить весточку домой. А здесь полная тишина. Понятно, что оставшийся в живых пленник должен бояться ответственности за разглашение тайн. Но за годы, прошедшие с начала перемен в СССР, можно было найти канал и способ, чтобы договориться с американскими властями. Учитывая, что за каждого возвращенного домой пленного предлагались огромные деньги, рискну предположить, что даже в рядах отечественных спецслужб нашлось бы немало желающих поспособствовать воссоединению пленника с его далекой родиной.
Некоторое время я пытался найти объяснение этой странности, а потом наткнулся на другую. Оказалось, что генерал Евгений Анциферов никогда не был Героем Советского Союза и не представлялся к этому званию. Не получали наград в этот период ни посол Щербаков, ни генерал Абрамов. Получалась странная картина: самолет добыт, а участники операции не награждены. Версия о том, что награждения не было из-за особой секретности акции, выглядела неплохо, но не стыковалась с эпохой. Брежнев слишком трепетно относился к награждениям, чтобы забыть отблагодарить тех, кто ему помог.
Генерал Анциферов давно погиб. Но остались его вьетнамские дневники и те, кто был с ним в ДРВ. Полковник Валентин Калугин рассказывал, что его командир летал во Вьетнаме нечасто и никогда не упоминал о подобном задании: "Если бы что-то такое было, он обязательно бы намекнул". В записях дневника за 22 апреля 1968 года не было ни слова о полете. До обеда Анциферов работал в посольстве — составлял планы работы, затем знакомился с атташе. В обед встречался с командиром северокорейских летчиков, воевавших во Вьетнаме. Вечером провожал товарища, беседовал с вьетнамским замначальника внешних сношений. Отправлял домой письма и сувениры. Получил приемник.
Получалось, что операции не было. Самолет в СССР был, пленные были, а операции не было. Пришлось углубиться в технические детали. Специалист по постановке помех, с которым я обсуждал эту проблему, был категоричен: "Во Вьетнаме рельеф какой? Горы. Чтобы заглушить F-111, идущий на малой высоте, надо точно знать его маршрут и установить на вершинах аппаратуру. Вы представляете, что это такое? Нереальная задача. И потом, весь диапазон частот не перекроешь. Теоретически можно было бы глушить с нашего самолета, идущего над американским, это ближе к реальности. Но с какого нашего? Больших наших постановщиков помех во Вьетнаме не было. А такой аппаратуры, которая могла бы уместиться в подвесном контейнере на МиГ-21, у нас не существовало. Так что вывод один: прервать связь можно было только одним способом — щелчком тумблера на борту F-111. Пилоты сами выключили ее".
Вывод подтвердили специалисты из научно-технических служб ПВО. Так что глушение было придумано для того, чтобы скрыть ограниченные возможности советской оборонки.
Получалось, что F-111 военные получили тем же способом, что и чекисты — F-4, а американская разведка — МиГ-25: с помощью элементарного подкупа пилотов. Видимо, действовали по обычной схеме. Нашли в баре возле авиабазы, дали аванс и гарантировали доплату после окончания операции. А на месте мнимого падения обещали разбросать обломки и включить радиомаяки, чтобы пилотов спасли свои. Но только в этом случае для политического эффекта самолет был нужен вместе с экипажем, и после посадки летчиков не отпустили.
Так что все-таки это было похищение, но только совершенное без всякого применения сложной техники. Путем обычной игры на человеческих слабостях.
osankin ( Слушатель ) | |
15 ноя 2019 13:41:39 |
Цитата: Горец от 15.11.2019 13:23:22
Горец ( Слушатель ) | |
15 ноя 2019 14:17:13 |
Цитата: osankin от 15.11.2019 13:41:39
Цитата...схема операции могла выглядеть...
Цитата...Пилотом мог быть генерал...
Цитата...А местом посадки скорее всего...
Цитатаэкипаж должен был стать отличной подмогой при ее копировании -
ЦитатаПодтверждением переброски экипажа могла служить ...
ЦитатаОн писал, что видел документ...
Цитата...самолет нужно было разобрать, упаковать и доставить в порт Хайфона. Видимо, так оно и было...
Цитатапогрузка могла произойти в первых числах мая...
ЦитатаСкорее всего, ценный груз был отправлен на теплоходе...
ЦитатаЭтот бывший офицер КГБ рассказал, что один из членов экипажа согласился сотрудничать и "вносил вклад в укрепление обороноспособности новой родины", а вот другой "сопротивлялся и не хотел помогать нашим специалистам проникать в задумки американских конструкторов"
ЦитатаВремя от времени он запивал и становился обузой для своих опекунов, и от него решили избавиться. Самым русским способом. Ему выделили собутыльника с "железной" печенью и стали неограниченно снабжать спиртным. Несколько месяцев спустя его не стало.
ЦитатаА второй пережил ликвидацию полигона и городка в Сарышагане и, если верить тому же источнику, до недавних пор доживал век в одном из закрытых городков, который курирует военная разведка. Офицер за давностью лет не помнил фамилий пленных и называл их "старший" и "младший".
Удаленный пользователь | |
15 ноя 2019 15:48:17 |
Салон62 ( Практикант ) | |
15 ноя 2019 16:56:50 |
Цитата: Тибрус от 15.11.2019 15:48:17
Удаленный пользователь | |
15 ноя 2019 18:05:50 |
Цитата: Салон62 от 15.11.2019 16:56:50
osankin ( Слушатель ) | |
15 ноя 2019 18:34:43 |
Цитата: Тибрус от 15.11.2019 15:48:17
Цитата...
Я отправился в КБ Сухого. Представитель пресс-службы согласился увидеться со мной безо всяких условий: "Хотите что-то узнать об истории фирмы? Никаких проблем, приезжайте". Но как только он узнал, что меня интересует история создания Су-24, или Т-6-2, как он именовался до принятия на вооружение, настроение пресс-секретаря сразу же изменилось. Он почему-то очень не хотел, чтобы я занимался именно этой машиной.
Вначале он уговаривал: "Возьмите Т-4. Грандиозный проект, тяжелый бомбардировщик, мы сделали великолепную машину, а из-за интриг конкурирующих фирм, я имею в виду Туполева, зарубили. Вот это история!" Но я продолжал настаивать на своем. Пресс-секретарь не унимался: "А чем вам не нравится Т-10, наша гордость? Вы же знаете Су-27. Истребитель века! Там столько замечательных историй. А как его делали палубным! Мы соберем людей, и они вам все расскажут. Дался вам этот Т-6. Самолет как самолет, ничего необычного". "Я читал,— говорю,— что его построили как-то невероятно быстро, в рекордные сроки".
Мой собеседник совсем сник, начал рассказывать об имевшихся до того наработках по Т-6, а потом вдруг сделал необычное предложение: "Бросьте вы это дело. У меня есть другое предложение. Надо написать гимн нашей фирмы. Мы за это прилично заплатим". В общем, мы ни о чем не договорились. Я не получил ни одного контакта с участниками проекта Т-6-2. Однако важнее было другое — ощущение, что найден нужный след.
Операция "Призрак"
Точно такое же серое лицо, как и у пресс-секретаря, было и у одного из бывших руководителей советского военно-промышленного комплекса, когда я перевел разговор с его славных дел на историю создания Су-24. Я точно знал, что на протяжении всей вьетнамской войны через его руки проходили все документы по авиационным делам. Но он ясно дал понять, что сам ничего рассказывать не будет. Зато вспомнил такую историю. Один из его бывших шефов — бессменный заведующий отделом оборонных отраслей промышленности ЦК КПСС Иван Сербин — будто бы любил говорить: "От журналистов пользы не бывает никогда. Сплошной вред. Поэтому, если к вам такой явился, дайте то, что он просит, и быстренько проводите его, пока он чего-нибудь лишнего не увидел и в своей газетке не расписал". (Честно говоря, верилось в это слабо. Чтобы Сербин, которого в ЦК называли Иваном Грозным, опасался ручной партийной прессы?)
А после этого товарищ, проверив, выключен ли диктофон, тихо сказал, что кто-нибудь, выполняющий завет Сербина, обязательно найдется. И дал несколько фамилий и номеров телефонов.
Раскололся номер второй из этого списка. Произошло это как-то между прочим. Мы сидели с ним и обсуждали взаимные заимствования идей и конструкций в военной технике. Он рассказывал, какие оригинальные идеи увели у нас американцы. И как пришлось возиться с изменениями в системе ПВО, когда в Японию перелетел советский пилот Беленко на МиГ-25. Потом порассуждал о том, насколько похож на этот "МиГ" американский F-15.
— Но мы же у них тоже угоняли самолеты,— говорю.
— Не без этого,— кивает,— "Фантом" притащили ребята из разведки, это называлось операция "Призрак", и еще этот, F-111, тоже добыли
....
Удаленный пользователь | |
15 ноя 2019 20:07:40 |
Цитата: osankin от 15.11.2019 18:34:43
инженер71 ( Практикант ) | |
17 ноя 2019 15:56:46 |
Цитата: Тибрус от 17.11.2019 15:51:17
ЦитатаСогласно приказу МО СССР, определившему новые номера ВУС ВС СССР, который вышел в начале 80-х годов прошлого века, они назывались "Войска противокосмической обороны и контроля космического пространства". В числе прочего там была ВУС 113 000 "Эксплуатация противоспутников".
Удаленный пользователь | |
17 ноя 2019 16:03:45 |
Цитата: инженер71 от 17.11.2019 15:56:46
инженер71 ( Практикант ) | |
17 ноя 2019 16:12:09 |
Цитата: Тибрус от 17.11.2019 16:03:45
инженер71 ( Практикант ) | |
17 ноя 2019 16:21:38 |
инженер71 ( Практикант ) | |
15 ноя 2019 19:49:44 |
Цитата: Тибрус от 15.11.2019 15:48:17
Удаленный пользователь | |
15 ноя 2019 20:04:24 |
Салон62 ( Практикант ) | |
15 ноя 2019 16:50:23 |
Цитата: Горец от 15.11.2019 13:23:22