Наверное, нет россиянина, который бы хоть раз не смотрел кинотетралогию о советском разведчике Михаиле Тульеве. В последней серии «Конец операции «Резидент»» Центр поручает Тульеву достать разработанный ЦРУ план действий на территории СССР и его союзников в случае начала войны. Это не был художественный вымысел сценаристов, такую операцию действительно в свое время провело ГРУ Генерального штаба Министерства обороны СССР совместно с коллегами из ХФА (разведки ГДР).
Свой среди чужихЛейтенант пограничной службы ФРГ Вольфганг Гаарст, сжимая потными руками телефонную трубку, смотрел в сторону нейтральной территории. Десять минут тому назад там за поворотом скрылся автомобиль, в котором, как предписывалось в только что полученной ориентировке, ему надлежало задержать «красного шпиона». Пограничнику повезло — у владельца роскошной машины, который угостил офицера-пограничника гаванскими сигарами, под рукой лежал заряженный пистолет…
А все началось с того, что житель Магдебурга Хорст Гессе в один из осенних дней 1952 года возвращался домой в скверном настроении. Еще бы, прослужив в пограничных войсках ГДР, а потом пять лет в криминальной полиции, он подвергся люстрации и был уволен по «приказу №2» только за то, что во время Второй мировой войны служил в вермахте, а потом оказался в плену у американцев. Как теперь прокормить семью?
Вот с этой проблемой он и поделился со своим соседом — стоматологом Рудольфом Фойгтом. Тот же, в свою очередь, под строгим секретом поведал своему визави, что в ближайшее время он перебирается на Запад, где намерен открыть частную клинику, и тогда, может быть, найдет работу для Хорста. Действительно, спустя некоторое время после эмиграции стоматолога от него пришло письмо, в котором Фойгт предлагал встретиться в Западном Берлине. Тема для разговора — обсуждение условий контракта, в соответствии с которым Гессе предлагалось стать риелтором для выяснения состояния недвижимости бывших хозяев, оказавшихся по другую сторону границы. На самом деле для Фойгта работа зубным врачом была не более чем прикрытием. Стоматолог являлся штатным сотрудником БНД, разведывательной службы ФРГ, не так давно созданной одним из бывших руководителей абвера — военной разведки вермахта — генералом Геленом.
Первые задания, первые проверки. Новый агент Люкс блестяще справился с поставленными перед ним задачами. Впоследствии офицер разведки ГДР не раз вспомнит своих руководителей, которые сказали ему: будешь жить по реальной биографии, никаких легенд, никакой отсебятины. И сколько ни копали под него проверяющие, никакого компромата найти против Хорста им не удалось.
В банке с паукамиОсобенно усердствовал Фойгт. Очень скоро он понял, что молодой коллега, перебравшийся из-за угрозы провала (Стоматолог самолично написал на него донос в МГБ ГДР, который Гессе прочитал с нескрываемым интересом) в «контору» Фойгта, расположенную в Западном Берлине, делает успехи, а посему может занять его место резидента.
Через некоторое время в проверку удачливого агента, который изящно достал достоверную карту дислокации Группы советских войск в Германии, включился еще один завистник — ответственный сотрудник разведцентра Резус. С этого момента Хорсту-Люксу пришлось быть максимально осторожным. Несколько раз на него недруги устраивали покушения, пока хозяева из ЦРУ не разобрались в ситуации.
В результате Фойгту дали коленом под зад за постоянные пьянки и утрату секретных документов (во время последней из них, пока Стоматолог кутил всю ночь с любовницей в ресторане, Гессе выкрал списки агентуры из письменного стола на вилле своего «благодетеля»). А Резус, как выяснилось, продававший секреты французским спецслужбам, закончил свою жизнь под колесами грузовика. Так сказать, «случайное» ДТП.
Истинные хозяева ситуации, сотрудники ЦРУ, оценили таланты рядового агента и его жизненное кредо: «Я готов бороться хоть с коммунистами, хоть с неграми, хоть с тараканами, лишь бы платили. Но жену и хозяев никогда не предам». И Гессе, по их предложению, занял место начальника службы безопасности в самом крупном разведцентре в Оксенфурте, который официально назывался аналитическим центром МИД ФРГ С этого момента через начальника СБ стали проходить данные на агентуру в ГДР.
Но руководители ШТАЗИ (аналог КГБ) не спешили ликвидировать выявленные нелегальные резидентуры. Они готовили решающий удар. Министр иностранных дел ФРГ Теодор Оберлендер публично заявил: «В России земля ждет нас, мы должны пустить там корни. Мы должны освободить не только 17 миллионов населения ГДР, но и 120 миллионов человек, населяющих Европейскую часть Советского Союза и стран Восточной Европы. Мы должны внушить это молодежи и готовить ее к этому!» На такую наглость нужен был адекватный ответ, и он последовал.
А король-то голый!Осенью 1955 года руководитель разведки ГДР Маркус Вольф утвердил согласованный с ГРУ план операции «Вюрцбург». Такое название она получила не только потому, что разведцентр БНД находился в окрестностях этого города, но и из-за настольной игры, в которой западные войска противостоят вторгшейся в пределы ФРГ Советской армии. К тому времени Гессе уже пользовался максимальной степенью доверия.
И вот наступила Пасха, когда на три дня объявляются каникулы и все немцы по старой традиции отмечают этот праздник в кругу своих семей. Вот только Хорст, давно не видевший свою жену и сына, был не особенно весел. Хотя он прекрасно знал: в случае, если все пойдет по плану, через сутки он уже обнимет родных. Дело в том, что «холостяк» Бергер на выходные был назначен круглосуточным дежурным по комплексу вместе с охранником Франтишеком. И с этого момента операция вошла в решающую стадию.
Напарник-секьюрити с благодарностью принял предложение своего шефа провести вечер, а то и ночь в более приятной обстановке. А после того как он убежал к своей любовнице, Хорст методично стал переправлять содержимое ящиков письменных столов своих коллег в рюкзаки. В условленное время, отключив сигнализацию, он открыл входные двери и ворота, в которые тут же въехал фургон для перевозки мебели. Из него вышли несколько плечистых грузчиков, которые споро погрузили в кузов не только рюкзаки с документацией, но и два сейфа из кабинета начальника центра. Вся эвакуация заняла не больше двадцати минут, после чего грузовик растворился во тьме. Еще через пять минут, аккуратно заперев входную дверь, на роскошном «Паккарде» в путь отправился и Гессе.
И надо же так случиться, что начальнику Центра Валькеру поздно ночью по запросу из штаб-квартиры ЦРУ срочно потребовались бумаги. Некоторое время он бегал вокруг здания, недоумевая, почему ему не открывают дверь. А когда она все же была открыта с помощью прибывших специалистов, то визитерам ничего не оставалось, кроме как схватиться за голову. Пустые ящики столов и, самое главное, отсутствие сейфов. Но трупы дежурного и охранника после тщательного осмотра здания обнаружить не удалось.
И тогда Бергер немедленно был объявлен в розыск. Но, как мы уже сказали вначале, разведчику удалось благополучно пересечь границу. В ту же ночь сотрудники госбезопасности начали беспрецедентную по своим масштабам операцию по ликвидации шпионской сети на территории ГДР, в результате которой за решеткой оказались более 400 агентов зарубежных спецслужб.
Но это было еще не все. Через два дня председатель Совета министров ГДР Отто Гротеволь на пресс-конференции ознакомил журналистов с планом «Деко II», который предусматривал «освобождение советской зоны оккупации и воссоединение Германии путем военной оккупации среднегерманской территории вплоть до линии Одер-Нейсе».
Это был нокаут. Единственным утешением для «рыцарей плаща и кинжала» стало то, что американский суд приговорил изменника Гессе-Бергера к смертной казни, которая, впрочем, так и не была приведена в исполнение.
Ссылка