Социология и этика кризиса
665,453 1,228
 

  MonteCristo ( Слушатель )
02 сен 2009 20:24:45

Тред №142496

новая дискуссия Дискуссия  845

Тема конечно очень интересная.
Хотя по большому счету все в конечном итоге сведется к осуждению пирамиды Маслоу. Я когда впервые о ней услышал - лет наверное двадцать с небольшим назад  - поразился мудрости ее построения. Тогда еще вовсю главенствовала идеология, что в пример приводила действия и людей, которые жили вопреки этой пирамиде, но это не противоречило, а наоборот подтверждало действие этой пирамиды.
Большинству людей хочется возвысится над диктатом потребностей этой пирамиды и некоторым и даже можно сказать многим это удается, но, к сожалению, КРАТКОВРЕМЕННО, а в целом для всего общества постулаты этой пирамиды остаются верны. Любой среднестатистический член общества (причем любого общества)  хочет быть живым и сытым, хочет чувствовать себя в безопасности, хочет чтоб его любили и уважали и только потом стремиться к знаниям, самосовершенствованиям и т.д.
Те кто для себя переворачивают пирамиду Маслоу становятся либо лидерами, либо изгоями.
  • +0.35 / 3
  • АУ
ОТВЕТЫ (7)
 
 
  dymaisam ( Слушатель )
02 сен 2009 20:40:58

Вы употребляете глагол "ХОЧЕТ".
Это название желания?

Желаний всего 3 (три).
По действию.
Брать.Получать.Отдавать.

Приведённый пример - это "брать".
В пределе - это оксотинивание.
И всегда силой.

Иными словами потреб..лядство.

Так что пирамида, не предполагает осознанный этический выбор.

Так же и для себя.

Как пирамиду для себя не переворачивай.

Думаю, что я Вам ответил в полной мере.
  • +0.31 / 2
  • АУ
 
  alexsword ( Слушатель )
03 сен 2009 18:58:15


Мы обсуждали этот вопрос недавно в комментах в LJ с одним товарищем.  Я ему так отписал на эту тему:

"Теория пирамиды Маслоу создавалась в 20-м веке, в рамках существующего миропорядка и шкалы ценностей, которые идеологически являются порождением философии Джона Локка, приравнявшего человека к животному. Важно понимать, что существующий миропорядок и, следовательно, ценностные шкалы будут разрушены.

Что и как будет в новом миропорядке (после периода хаоса и анархий)? Не знаю, я не пророк. Есть варианты. Например, философия Локка может прийти к своему логическому завершению, сатанинскому обществу, когда с помощью генетических экспериментов будут выведены "правильные" породы людей - элиты, солдаты, рабочие и т.д. - для разных задач, а неправильные люди будут умерщвлены. Или вариант, когда будет построено общество на традиционных религиозных ценностях, с системой отбора элит, построенной таким образом, чтобы подонки не имели шанса на карьеру.

В общем, варианты могут быть разными и гадать о них здесь не будем. Но что неизбежно в любом из вариантов? Ваши трактовки скоро потеряют всякий смысл, так как изменится сама ценностная школа. Так, например, если в существующем миропорядке, Вы считаете предметом престижа - крутой автомобиль, в будущем это может стать "тюнинговая" винтовка с подствольником, или, к примеру, особая рыболовецкая снасть.

Если сейчас к духовной сфере Вы отнесли "развлечения", в будущем эту нишу вполне может занять обычная церковь, - или в негативных сценариях культ некоего антихриста.

В общем, пока мы не поймем, как выглядит будущее общество гадать о новом наполнении пирамиды Маслоу бессмысленно".

http://alexsword.liv…ad=9011288

Иными словами, как абстрактная концепция - она вполне имеет право на существование, ибо у всех есть некоторые базовые потребности на каждом из уровней, но конкретное наполнение  это функция от общества, ценностей и воспитания каждого конкретного индивидуума.  

Кому-то достаточно куска хлеба и стакана воды на базовом уровне потребностей, а кому-то этого мало.  Кто-то для самореализации собирает духовные мудрости, а кто-то покупает золотой унитаз.   Что ими движет?   Не в последнюю очередь, это определяется матрицами поведения и потребления заданные с помощью средств массовой информации, прочитанных книг и т.д..



Хорошо, спасибо - я полистаю, потом сообщу мнение.
  • +0.16 / 2
  • АУ
 
 
  MonteCristo ( Слушатель )
03 сен 2009 22:41:08


Почитал обсуждение и  еще больше убедился в том, что возможно лишь изменение наполнения ступений пирамиды Маслоу и изменение соотношений между этими уровнями, но не измение самой пирамиды.
Да вполне возможна ситуация, когда I и II уровни будут главенствовать подавляюще, но это ведь не изменит человеческой природы, просто вместо борьбы за обладание более крутым автомобилем люди буду бороться за больший кусок хлеба и будут так же, а скорее всего гораздо сильнее переступать через моральные убеждения.
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
  alexsword ( Слушатель )
03 сен 2009 22:50:51


Не спорю.  Как абстрактная модель она вполне универсальна.   Но наполнение ее уровней реальными смыслами может происходить очень по разному.



Не согласен.  Аморальное поведение повышает шансы на вымирание.   Вспомните бандитский беспредел 90-х.   Наиболее одиозные отморозки исчезали с горизонта по историческим меркам очень быстро.  

На уровне цивилизаций мы видим ровно то же самое.   С одной стороны Китай, который с помощью своей этики, пережил тысячи лет.  И Римская Империя, которая сдохла не от внешнего нападения, а вскоре - как ни странно! - после краха своей банковской системы.  Англосаксы, по сравнению с Китаем или Индией очень молоды и наивны.  Превосходные тактики, но отвратительные стратеги.  

Снова напомню Гобсона, "Империализм", 1902 год:
"...Но остается еще третья стадия <империализма>, которая может быть достигнута, по крайней мере в Китае, в недалеком будущем,—она наступает тогда, когда капитал и организаторские способности имеются внутри страны и реализуются либо обосновавшимися здесь европейцами, либо  туземцами. Народ, вооруженный всеми производительными ресурсами, необходимыми для дальнейшего внутреннего развития своей страны, может обратиться против своего цивилизатора; выбившись из-под его промышленной опеки, он станет продавать дешевле его на своих собственных рынках, он захватит в свои руки его иностранные рынки и присвоит себе остальную часть культурной работы, которую еще остается сделать в других девственных частях земного шара.

Те плоские доводы, посредством которых менее образованные фритрэдеры пытаются иногда отмахнуться от этих выводов, построенных на жизненном опыте, были уже своевременно опровергнуты.  Достаточно повторить, что «свободная торговля» никоим образом не может обеспечить интересы промышленности или промышленного  населения какой-нибудь отдельной страны; никакие теоретические, никакие практические соображения не могут помешать британскому  капиталу уйти в Китай, если там можно найти более дешевый или более интенсивный труд, точно так же, как они не могут помешать  китайскому капиталу и китайскому труду изгнать британское производство из нейтральных мировых рынков. Что применимо к Великобритании,—  применимо в одинаковой степени и к другим промышленным странам, которые опутали своими экономическими щупальцами Китай.

Во всяком случае, вполне правдоподобно, что Китай сможет отплатить промышленным народам Запада их же монетой, либо присвоив себе их капитал и организаторские силы, либо же, что вероятнее,  заменив их своими собственными и наводнив рынки более дешевыми фабрикатами своего производства; отказавщись от их ввоза, он заберет свои деньги и наложит запрещение на их капитал и, таким образом, направит в обратную сторону прежний поток капиталов и, наконец, постепенно добьется финансового контроля над своими прежними покровителями и цивилизаторами.

Это—вовсе на праздные фантазии. Если Китай в действительности обладает теми  промышленными и коммерческими способностями, которые ему приписывают, и если западные державы будут в силе осуществить свою цель и приобщить его к западной культуре, — весьма вероятно, что из этого произойдет именно подобная реакция.
...
Энергия, не израсходованная на политическую и промышленную борьбу и на военные дела, пошла в Китае частью на усовершенствование некоторых сторон домашней жизни и личной морали, частью на действительное обогащение духовной жизни—глубокими религиозными и философскими идеями и внутренним самоуглублением в Индии и чисто практической утилитарной мудростью—в Китае. Только эти восточные цивилизации выдержали испытание времен; свойства,  которые дали им возможность так долго просуществовать, могут  служить предметом глубокого размышления для беспочвенных  цивилизаций Запада.

Возможно даже, что самое существование этих более молодых и менее стойких цивилизаций зависит от того, сумеют ли они раскрыть сокровищницу восточной мудрости. Справедливо это или нет, но насильственное уничтожение своеобразных учреждений Азии ради удовлетворения нетерпеливой алчности или властолюбия Запада есть самое роковое, самое тупое непонимание истинного процесса мировой цивилизации. Стремление Европы к насильственному господству над Азией из корыстных соображений, оправдание этого господства ссылкой на то, что она цивилизует будто бы Азию и  подымает ее на более высокий уровень духовной жизни, будет, вероятно, осуждена историей, как величайшее зло, как безумие империализма.

То, что Азия может дать нам из своих несметных сокровищ  мудрости, собранных опытом веков, мы отказываемся взять; а то многое или немногое, что мы могли бы ей дать, мы портим той грубостью, с которой это делаем. Вот то, что империализм сделал и делает для Азии".

http://lib.rus.ec/b/137062
  • +0.16 / 2
  • АУ
 
 
 
 
  MonteCristo ( Слушатель )
03 сен 2009 23:15:18


Да для каждого общества существует свой уровень беспредела выше которого (когда средства для достижения цели превышают эффективно необходимые) происходит отсев, но вопрос о том, что с изменением общества меняется и уровень беспредела, причем чем труднее для членов общества достижение I и II уровня пирамиды Маслоу, тем выше уровень беспредела.



Я бы не стал рассматривать Китай как единую цивилизацию, существующей на настоящий момент китайской цивилизации пожалуй около 30 лет, ведь я думаю бессмысленно сравнивать Китай 1960-х годов и Китай 2000-х. Другие люди, другие цели, другие средства, т.е. и цивилизация другая.
  • +0.08 / 1
  • АУ
 
 
 
 
 
  alexsword ( Слушатель )
03 сен 2009 23:52:17


Этап, когда массово возникают проблемы с базовыми уровнями потребности I и II, очевидно, будет очень беспределен, тут Вы правы, но с другой стороны, он - по этой же причине беспредельности - будет относительно скоротечен.  После снижения плотности населения до предельной, когда ресурсов и инфраструктуры вновь начнет хватать на всех - начинается стабилизация.

Так, например, при предыдущем крахе финансовой глобализации, население Европы сократилось примерно на треть очень быстро, но потом, хотя и продолжало снижаться еще некоторое время, но уже плавно, и не в эпическом виде.



Большая ошибка.   Dymaicam где-то выше сказал, обсуждая Пушкина (и я с ним в этой части согласен), что культура нации - история, религия, поэзия, литература, сказки, даже поговорки! - очень сильно завязана с национальными моделями поведения.   Конфуцианство никуда не делось в Китае, как и общинность и православие в СССР, где даже имплементация коммунизма своими практиками весьма походила на некую варварскую попытку язычников создать псевдохристианускую секту.
  • +0.24 / 3
  • АУ
 
 
 
 
 
  sarboz divona ( Слушатель )
04 сен 2009 01:22:10

Тысяче-летняя Китайская цивилизация основанная на КОНФУЦИАНСТВЕ не куда не делась...!!!
Нынешняя Китайская цивилизация это суть редиска (сами китайцы это признают) сверху красная внутри белая. Жёсткая политическая власть и Конфуций который не куда не делся. КПК сумела дать китайцам (чего у них не было с начала19 по середину 20 века) национальную цель - МЫ НЕ ХУЖЕ ЗАПАДА, а конфуцианство ассимилирует внутри Ханьского этноса не только другие народы но и всё внешнее лучшее...
  • +0.16 / 2
  • АУ