Итак, мы добрались до формы. Чудесно.
Правда, когда говорят, что форма должна быть "непременно изящной", то стоит напомнить, что на кухне соль не менее важна, чем сахар. Поэтому и к формам нужно относиться соответсвующе. К любым. Повторяю, форма - это единственное средство для искусства, которым оно может передать содержание. Увы, ничего другого нет и не предвидится. Причём, эта форма должна быть организованная и понятная.
Например, коль я уже упомянул Василия Кандинского, большая часть его картин, особенно поздних, вообще становится хоть как-то понятной лишь для тех, кто имеет серьёзное музыкальное образование. Просто потому, что Кандинский в содружестве со Свиридовым заложили основы передачи звука через цветовые ассоциации, и эти картины ни что иное, как положенные на холст мелодии. Для основной же массы зрителей, увы, эти полотна проходят по категории - "мазня". Однако о Кандинском и результатах его деятельности стоит поговорить позже, а пока вернёмся к "Чёрному квадрату".
На первый взгляд, сама постановка такого вопроса вызывает недоумение: ну, квадрат, ну, чёрный... и что?
Но, я напомню, - картина называется "Чёрный супрематический квадрат", а появление супрематизма, как направления в живописи, было вызвано промышленной революцией 19 века и изменениями в массовом восприятии. Эти изменения произошли из-за того, что массовое производство не терпит сложных форм и градиентных цветов, а значит, так или иначе, люди того времени были вынуждены сталкиваться с появлением большого количества предметов, имеющих простые формы и цвет. Очень часто, эти предметы были весьма функциональны, но внешний вид их никак не мог похвастаться изяществом форм. И это становилось проблемой. И эту проблему нужно было решать.
Супрематизм - это и есть решение данной проблемы.
Что представляет из себя чёрный квадрат с точки зрения восприятия наблюдающим? Чёрный квадрат - это абсолютно неподвижный объект. В этом объекте нет ни цветовой, ни геометрической динамики. В красном квадрате есть, а в чёрном - нет. В черной трапеции, ромбе или ином многоугольнике динамика есть, а в квадрате - нет.
Отсюда вывод: любое изменение формы данного объекта привносит динамику, а значит, изменяет восприятие формы. Собственно, на нашумевшей выставке в 1915 году именно это и демонстрировалось. Посмотрите внимательно - это очень хорошо заметно.
А если у нас есть форма в абсолютном покое, то её можно принять за точку отсчёта, так как любое изменение этой формы будет придавать динамику в восприятии. А следовательно, мы можем специально конструировать формы с заданной динамикой и с необходимыми заложенными свойствами.
В этом и есть главная ценность "Чёрного квадрата". После его появления графика стала развиваться уже на упорядоченной основе, которую пока ещё не называют наукой в академическом смысле, но как набор прикладных средств для получения необходимого результата, она стала уже весьма мощным и надёжным разделом знания. Вот только живописью в изначальном значении этого слова её уже назвать сложно. Графика приобрела новые качества, но немного растратила первичный смысл.
Если вы думаете, что на то, как вы воспринимаете объекты вокруг, нельзя целенаправленно влиять, вы ошибаетесь. Можно. И это делается постоянно. Так как биологические аспекты человеческого восприятия уже неплохо изучены, то можно специально подбирать такие формы и цвета на которые вы не просто обратите внимание, но и отреагируете на них нужным специально заданным образом. Естественно, что подавляющее количество изображений вокруг вас сделано людьми совершенно не понимающими, что они творят, но там где нужно работают профессионалы и они своих целей достигают.
Маленький анонс.
"Хрущёв идет по выставке современного искусства и грязно матерится: "козлы, сволочи, ...дарасы! Что это за мазня вокруг! Что это за уродство! А это что за жопа с ушами?!!!
- Извините, Никита Сергеевич, это зеркало." (с) анекдот шестидесятых годов прошлого века.
Вот об этом периоде нашей истории и его плодах я напишу в следующий раз.