В торговой войне США и Китая есть и свои герои (наверное) и неизвестные жертвы, про которые никто не знает и не узнает.
Вот про одну такую жертву из Америки хотел бы написать.
Немного опишу ситуацию. Китай страна своеобразная. Рынок огромный, но подавляющее большинство населения знает только китайский, а на других языках даже прочитать слово не могут. (Мне тут вспоминается одна возмущенная дама в Гуанчжоу с ее: Почему здесь никто не говорит по-русски?! Объяснения, что тут-то и англогпонимающего китайца можно не сыскать чуть подальше от центра города, ее не успокаивали. Гневу ее не было предела). Вобщем, среднестатистический китаец даже слово "Milk", не прочитает. При этом продавать можно товар и без китайско-язычной инструкции или надписей. Главный вопрос: кому? Т.е. для китайца нужно, чтобы был на товаре "китайский язык". Еще в Китае обязательно нужно рекламировать свой товар. Нет денег на рекламу - будешь продавать свой товар по друзьям и родственникам, пока более денежный конкурент не скопирует твое изделие и не предложит другим, но уже дороже и с рекламой.
В любом случае, если вы не Lenovo, Huawei или какой Haier, то все равно, даже вложившись в рекламу, продавать свои товары вы будет через JD или TaoBao.
На этом присказка заканчивается и начинается про нашего героя рассказ.
Американцы мастера в выводе на рынок своеобразных товаров. Сигареты - это плохо для здоровья курильщиков, но хорошо для бизнеса. Всерьез бороться с курением - хорошо, но не прибыльно, даже убыточно. И тут появляются электронные сигареты. Все просто. продавали плохие обычные сигареты, будем продавать хорошие электронные. В 2015 году на рынок выходит стартап Juul. К 2018 году компания занимает 70% рынка электронных сигарет США и выходит на международные рынки. Обороты в 2018 превысили 1 млрд долларов продолжают расти. Владеют данной компанией, естественно производители плохих сигарет - Altria Group (Phillip Morris и т.д.).
Так вот, не выйти на рынок Китая Juul, ну, никак не могла. Ибо это самый крупный рынок в мире, курящих - море, несколько сот миллионов. К этому времени Juul успела уже получить титул "Айфона электронных сигарет". А Айфоны в Китае любят. Старт продаж пришел на сентябрь этого года. Начали через интернет с крупнейших площадок JD и Tmall. А уже через неделю их вейпы в один момент пропали со всех интернет-магазинов. Без объяснения причин и предполагаемой даты повторного запуска.
Wall Street Journal попыталась узнать причину этого, но Juul не знает почему такое произошло. Журнал также пишет, что торговые площадки никогда не подтвердят тот факт, если удалить товары из продажи их попросило китайское правительство. Подергалось Juul, чтобы узнать что произошло, но никто не знает, пропали и все, наверное, какая-то техническая ошибка в код магазинов вкралась, что их электронные сигареты не продаются.
И тут после этого акции Altria падают на 7,5%. Вот это поворот. А уже в октябре Altria выводит из Juul 4,5 млрд долларов из вложенных 12,8 млрд.
Кажется и при чем тут торговая война? Кто про этот Juul когда узнает? В сводках с фронта о нем и не упомянут.
Кстати, в России Juul имеет свое представительство и работает на благо курильщиков. На западном фронте без перемен...