АВИАЦИЯ и иные...
13,086,708 33,431
 

  Внимательный ( Слушатель )
20 дек 2019 19:42:32

Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 «Овод»

новая дискуссия Статья  100

В семидесятых годах прошлого века советская оборонная промышленность приступила к разработке сразу нескольких новых проектов управляемых ракет класса «воздух-поверхность». В течение следующих лет планировалось создать несколько типов нового оружия, отличающихся друг от друга системами наведения, характеристиками и предназначением. Так, разработка перспективной ракеты средней дальности велась в рамках проекта Х-59.
Проектирование новой ракеты «воздух-поверхность» средней дальности с телевизионной головкой самонаведения было поручено ГосМКБ «Радуга». Главным конструктором назначили А.Я. Березняка. В дальнейшем руководство проектом перешло к И.С. Селезневу. Техническое задание подразумевало разработку управляемой ракеты с дальностью полета до 35-40 км, телевизионной головкой самонаведения и осколочно-фугасной боевой частью. Перспективный боеприпас планировалось использовать в качестве вооружения истребителей-бомбардировщиков и фронтовых бомбардировщиков, предназначенного для поражения малоразмерных целей с известными координатами.
Проект Х-59 «Овод» стартовал в 1972 году. Изначально предполагалось самым активным образом использовать идеи и решения, а также готовые компоненты уже созданных ракет. Фактически предлагалось сделать «гибрид» ракет Х-29Т и Х-58. Такое изделие должно было представлять собой ракету Х-58 с телевизионной системой наведения от Х-29Т. Подобный подход позволял упростить разработку нового оружия, а также выполнить все требования заказчика. Тем не менее, от такой оригинальной идеи достаточно быстро отказались. Для поиска цели при помощи телевизионной головки самонаведения требовалось определенное время, а ракета Х-58 имела слишком высокую скорость для своевременного и полного выполнения всех необходимых операций. По этой причине было принято решение о создании полностью нового проекта.





Результатом дальнейших конструкторских работ стало появление совершенно новой ракеты, в конструкции которой, тем не менее, использовались некоторые существующие узлы и агрегаты. В результате по своей конструкции новая ракета Х-59 заметно отличалась от двух других изделий, создававшихся в то время.
Ракета Х-59 имеет двухступенчатую архитектуру и построена по схеме «бесхвостка». Изделие получило цилиндрический корпус с небольшим выступающим гаргротом на нижней поверхности. Корпус имело полусферический головной обтекатель и четыре Х-образных дестабилизатора, расположенные рядом с ним. Для сокращения габаритов ракеты в транспортном положении дестабилизаторы были выполнены складными. Они состояли из двух частей: жестко закрепленных опор и подвижных консолей, во время старта раскрываемых поворотом вперед. В хвостовой части корпуса предусматривались крылья большой стреловидности с рулями. Общая длина ракеты составляла 5,37 м, диаметр корпуса – 380 мм. Размах крыла – 1,26 м. Стартовая масса (с учетом первой ступени) – 760 кг.
Изделие Х-59 имело стандартную для такого вооружения компоновку. В головной части корпуса помещались системы управления, в том числе головка самонаведения. Позади них разместили боевую часть, а центральная часть корпуса отдавалась под твердотопливный двигатель. При этом хвостовой обтекатель корпуса вмещал антенны для связи с самолетом-носителем и набор другой аппаратуры системы управления. Стартовый двигатель помещался в отдельном цилиндрическом корпусе и крепился в хвостовой части ракеты.
Для управления ракетой во время полета использовался набор различных средств, связанных с автопилотом. Разработкой телекомандной системы управления занималось НПО «Текон» (г. Львов). В состав систем управления входили телевизионная ГСН, радиокомандное оборудование, автопилот и другая аппаратура. Предусматривались два основных способа наведения ракеты на цель. В зависимости от особенностей боевой задачи экипаж самолета-носителя мог использовать ракету Х-59 в автономном или автономно-штурманском режиме.
Автономный способ наведения подразумевал использование известных координат цели. Перед пуском эти сведения загружались в автопилот, после чего производился сброс ракеты. Набрав скорость и сбросив стартовый двигатель, изделие Х-59 устанавливало двустороннюю связь с носителем, после чего передавало изображение с телевизионной головки самонаведения. Полет в район нахождения цели осуществлялся при помощи автопилота на заданной высоте от 15 до 1000 м. Во время полета видеосигнал с ГСН ракеты передавался на видеокомандное устройство летчика или штурмана-оператора. Заметив цель, летчик должен был наложить на нее прицельную метку и включить автоматическое сопровождение. Далее ракета самостоятельно наводилась на выбранный объект.
Автономно-штурманский режим предлагалось использовать при наличии ориентиров, позволяющих определить примерное местоположение ракеты. В таком случае автопилот и штурман одновременно осуществляли управление ракетой. Автопилот следил за сохранением основных параметров полета, тогда как штурман определял курс и самостоятельно производил наведение на выбранную цель. Автономно-штурманский режим можно было применять только днем и в ясную погоду с хорошей видимостью. Кроме того, для эффективного выполнения боевой задачи требовались крупные и протяженные ориентиры, позволяющие штурману довести ракету до цели. При их отсутствии выполнение атаки было затруднено или невозможно.

Для оснащения самолета-носителя ракет Х-59 был разработан специальный подвесной контейнер АПК-8 с набором необходимой аппаратурой. Главными элементами этой системы были два антенных блока, направленные вперед и назад. Такой контейнер позволял сохранять связь с ракетой при резких эволюциях самолета, а также при отвороте на обратный курс. Непосредственно для подвески ракет на носитель предлагалось авиационное катапультное устройство АКУ-58-1.
Ракета Х-59 получила твердотопливный двигатель. Из-за необходимости использования хвостового отсека радиокомандной аппаратуры двигатель поместили в центральной части корпуса и оснастили двумя соплами, выведенными на боковой поверхности ракеты. Несмотря на такое нестандартное размещение двигателя, скорость ракеты достигала 1025 км/ч. Кроме того, выполнялось требование по дальности полета на уровне 35-40 км.
Для уничтожения наземных целей противника предлагалось использовать фугасно-кумулятивную боевую часть весом 148 кг. Такое боевое оснащение позволяло с высокой эффективностью поражать различные цели, в том числе имеющие достаточно серьезную защиту.
Конструкторские работы по проекту «Овод» продолжались до середины семидесятых годов. В 1975 году ГосМКБ «Радуга» и смежные организации приступили к испытаниям нового оружия. Была изготовлена опытная партия управляемых ракет, которые в дальнейшем использовались в испытаниях. Летно-конструкторские испытания изделия Х-59 проводились на полигоне в Ахтубинске. Тестовым носителем стал истребитель-бомбардировщик Су-17М4.
Первый этап испытаний и доводка конструкции продолжались до 1977 года. В дальнейшем новую ракету представили военным и вскоре начались государственные испытания. Весь комплекс проверок был выполнен только к 1984 году. На темпах работ, среди прочего, сказалась сложность нового направления и необходимость тщательной доводки различных специальных систем. Тем не менее, к середине восьмидесятых ракета Х-59 продемонстрировала все свои положительные качества, а также была рекомендована к принятию на вооружение.
К этому моменту стал актуальным выбор будущего носителя перспективных ракет. В ходе испытаний это оружие применялось самолетами Су-17М4, из-за чего сперва предлагалось вооружить им истребители-бомбардировщики. Тем не менее, вскоре было решено ввести Х-59 в комплекс вооружения фронтовых бомбардировщиков Су-24М. К этому времени серийное строительство истребителей-бомбардировщиков Су-17М4 вышло «на финишную прямую», и их перевооружение было нецелесообразным. Кроме того, в экипаже новых бомбардировщиков Су-24М присутствовал штурман-оператор вооружений, который мог полноценно выполнять задачу наведения ракеты на всех режимах.




После завершения всех работ управляемая ракета Х-59 «Овод» полностью соответствовала изначальным требованиям заказчика. Характеристики изделия позволяли атаковать цели на дальностях до 40 км от точки пуска. Сброс ракеты допускался при скоростях от 600 до 1100 км/ч и на высотах от 20 м до 5 км. Телевизионная головка самонаведения обеспечивала высокую точность попадания в цель. Круговое вероятное отклонение составляло 2-3 м. Более того, в ходе испытаний неоднократно удавалось попасть в мишень с отклонением не более 1,5-2 м.
Вскоре после завершения всех испытаний изделие Х-59 было принято на вооружение ВВС СССР. Авторы проекта стали лауреатами Государственной премии. Серийное производство новых управляемых ракет было развернуто на Смоленском авиационном заводе.
Точные сведения о боевом применении ракет «Овод» отсутствуют. Тем не менее, в некоторых источниках упоминается использование такого оружия во время первой войны в Чечне. По имеющимся данным, специфический горный климат Кавказа не позволил эффективно решать поставленные задачи. В условиях постоянных туманов и осадков видимость оставляла желать лучшего, из-за чего телевизионные головки самонаведения не могли использоваться для поиска целей. В итоге было выполнено всего четыре пуска ракет Х-59, после чего от использования этого оружия отказались. Следует отметить, в сведениях о применении ракет «Овод» в Чечне присутствует некоторая путаница. Разные источники говорят как об изделиях Х-59 базовой модификации, так и о более поздних Х-59М. Тем не менее, как следует из имеющейся информации, это оружие столкнулось с проблемами погодного характера и не смогло проявить себя в полной мере.
По некоторым причинам единственным носителем управляемых ракет Х-59 стал бомбардировщик Су-24М. Использование такого оружия самолетами иных типов просто не предусматривалось. Этот фактор, а также другие особенности проекта привели к тому, что уже в середине восьмидесятых годов началась разработка новой ракеты Х-59М. В рамках следующего проекта удалось ликвидировать некоторые недостатки, а также значительно повысить характеристики и, как следствие, общую эффективность ракеты. Появление ракеты Х-59М привело к прекращению серийного производства базовой Х-59.
Управляемая ракета «воздух-поверхность» средней дальности Х-59 позволила заметно повысить ударную мощь отечественной фронтовой авиации. За счет использования ряда новых комплектующих удалось обеспечить доставку 148-килограммовой боевой части на дальность до 40 км и попадание в цель с КВО не более 2-3 м. В дальнейшем наработки по проекту «Овод» позволили создать новый проект Х-59М с повышенными характеристиками, что вновь должно было привести к повышению эффективности фронтовой авиации.
Автор: Рябов Кирилл
  • +0.22 / 7
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!