Социология и этика кризиса
665,468 1,228
 

  dymaisam ( Слушатель )
03 сен 2009 20:28:36

Тред №142900

новая дискуссия Дискуссия  262

Дабы сократить время на ознакомление, приведу ряд цитат.

страница 58

"Итак, в начале тридцатых годов, когда в СССР и некоторых других странах мира уже
бурно развивался псевдосоциалистический строй материалистического атеизма, как нель-
зя кстати появилась вполне соответствующая материалистическая теория возникновения
Вселенной от «Большого взрыва». Эта теория была основана на принципах Общей теории
относительности Эйнштейна и под неё была подведена не только современная (для того
времени) теоретическая, но и исследовательская база — основа современной космологии.
Как сообщает сайт «Левая Россия» (left.ru) в 1949 году Альберт Эйнштейн написал эссе
названием «Почему социализм?».
Это эссе было написано им по просьбе Пола Суизи (из-
вестного американского марксиста-политэконома, автора теории монополистического ка-
питализма) для первого номера “Ежемесячного обозрения” (Monthly Review, май 1949),
крупнейшего и теперь уже старейшего из существующих марксистских журналов США.
Надо отдать должное мужеству как редактора, так и самого Эйнштейна, заявивших о сво-
ей приверженности социализму и марксизму в самый разгар антикоммунистической исте-
рии в США.
В этом эссе очень много правильных идей. Поражает ясность выражения мыслей по
социологии знаменитого учёного-физика. Нет в нём только одного: отказываясь от капи-
талистических принципов существования мира под покровом традиционных религий
,1
1Весьма трезвый взгляд на проблему возникновения и функционирования традиционных религиоз-
ных систем Эйнштейн выразил несколько позже в письме от 3 января 1954 года философу Эрику Гут-
кинду. В этом письме Эйнштейн весьма правильно охарактеризовал роль традиционных религиозных
систем в жизни общества
. В этом письме Эйнштейн писал:
«"Слово бог (написание оригинала сохранено. – Прим. ред.) для меня всего лишь проявление и про-
дукт человеческих слабостей, а Библия – свод почтенных, но всё же примитивных легенд, которые,
тем не менее, являются довольно ребяческими. Никакая даже самая изощрённая интерпретация не
сможет это (для меня) изменить.

Для меня иудаизм, как и все другие религии, – это воплощение самых ребяческих суеверий. А еврей-
ский народ, к которому я счастлив принадлежать, с менталитетом которого я ощущаю глубокое
родство, не имеет для меня каких-то иных качеств, отличающих его от всех других народов. Судя по
моему опыту, евреи не лучше других групп людей, хотя от худших раковых опухолей их защищает от-
сутствие власти. В остальном я не могу разглядеть в них ничего, что свидетельствовало бы об их
"избранности"».


http://www.vodaspb.r…t_KOB.html
отрывки из эссе Эйнштейна «По-
чему социализм?». (Сноски в цитате — наши).
«Стоит ли высказываться о социализме человеку, который не является специалистом
в экономических и социальных вопросах? По ряду причин думаю, что да.
Давайте сначала рассмотрим этот вопрос с точки зрения научного знания. Может по
казаться, что между астрономией и экономикой нет существенных методологических
различий. И в той и в другой ученые стараются открыть общие законы для определен
ной группы явлений, чтобы как можно яснее понять связь между ними. Но на самом де
ле методологические различия существуют. Открытие общих законов в области эконо
мики затруднено тем обстоятельством, что наблюдаемые экономические явления под
вержены воздействию многих факторов. И оценить каждый из них в отдельности край
не трудно.
К тому же, хорошо известно, что опыт, накопленный с начала так называемого циви
лизованного периода человеческой истории, был в значительной мере ограничен и под
вержен влиянию причин по своей природе неэкономических. Например, большинство
великих государств обязаны своим появлением завоеванию. Народызавоеватели делали
себя юридически и экономически правящим классом завоеванной страны. Они присваи
вали себе монопольное право на владение землей и выбирали жрецов только из своих
рядов. Эти жрецы, в руках которых был контроль над образованием, сделали классовое
разделение общества постоянным и создали систему ценностей, которой люди стали ру
ководствоваться в своем общественном поведении, по большей части бессознательно.

Эта историческая традиция остается в силе. Нигде мы не преодолели того, что Тор
стен Веблен называл «хищнической фазой» человеческого развития. Существующие
экономические факты принадлежат к ней, и законы, которые мы можем вывести из этих
фактов, неприложимы к другим фазам. А так как цель социализма и состоит именно в
том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой,
экономическая наука в ее настоящем виде не способна прояснить черты социалистиче
ского общества будущего.
Вовторых, социализм обращен к социальноэтической цели. Наука же не способна
создавать цели. Еще менее  воспитывать их в человеке. В лучшем случае, наука может
предоставить средства к достижению определенных целей. Но сами цели порождаются
людьми с высокими этическими идеалами1. И, если эти цели не мертворожденные, а об
ладают жизненной силой, их принимают и осуществляют те массы людей, которые полу
сознательно определяют медленную эволюцию общества.

<...> Теперь я могу коротко изложить свое мнение о сущности современного кризи
са. Речь идет об отношении человека к обществу. Как никогда раньше человек осознает
свою зависимость от общества. Но эту зависимость он ощущает не как благо, не как ор
ганическую связь, не как защищающую его силу, а скорее как угрозу его естественным
правам или даже его экономическому существованию.

инстинкты постоянно акцентируются, в то время как социальные, более слабые по своей
природе, все больше деградируют. Все человеческие существа, какое бы место в обще
стве они ни занимали, страдают от этого процесса деградации.
Неосознанные узники своего эгоизма, они испытывают чувство опасности, ощущают
себя одинокими, лишенными наивных, простых радостей жизни. Человек может найти
смысл в жизни, какой бы короткой и опасной она ни была, только посвятив себя обще
ству1.
Действительным источником этого зла, по моему мнению, является экономическая
анархия капиталистического общества.
Мы видим перед собой огромное производитель
ное сообщество, чьи члены все больше стремятся лишить друг друга плодов своего кол
лективного труда. И не силой, а по большей части соблюдая законом установленные
правила. В этой связи важно понять, что средства производства, т.е. все производст
венные мощности, необходимые для производства как потребительских так и капиталь
ных товаров, могут быть и по большей части являются частной собственностью отдель
ных лиц.
<...> Неограниченная конкуренция ведет к чудовищным растратам труда и к тому
изувечиванию социального сознания отдельной личности, о котором я уже говорил. Это
изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма. Вся наша система
образования страдает от этого зла. Нашим учащимся прививается стремление к конку
ренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться успеху в приобретатель
стве.
Я убежден, что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно
путем создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образова
ния, которая была бы направлена на достижение общественных целей.
В такой экономи
ке средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану.
Плановая экономика, которая регулирует производство в соответствии с потребно
стями общества, распределяла бы необходимый труд между всеми его членами способ
ными трудиться и гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ре
бенку.
Помимо развития его природных способностей, образование человека ставило бы
своей целью развитие в нем чувства ответственности за других людей, вместо сущест
вующего в нашем обществе прославления власти и успеха.

Необходимо помнить, однако, что плановая экономика это еще не социализм. Сама
по себе, она может сопровождаться полным закрепощением личности. Построение со
циализма требует решения исключительно сложных социальнополитических проблем:
учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать
так, чтобы бюрократия не стала всемогущей. Как обеспечить защиту прав личности, а с
ними и демократический противовес власти бюрократии?
Ясность в отношении целей и проблем социализма имеет величайшее значение в наше
переходное время. Так как в настоящее время свободное, без помех обсуждение этих
проблем находится под мощным табу,
я считаю выход в свет этого журнала важным об
щественным делом».


отрывки из книги

Секрет наукообразной кабалистики
о квантовой версии старой сказки
http://www.vodaspb.r…ecret.html
Отредактировано: dymaicam - 06 сен 2009 05:06:55
  • +0.08 / 1
  • АУ
ОТВЕТЫ (0)
 
Комментарии не найдены!