В девятнадцатом веке, в Западной Европе случилось событие кардинально перевернувшее мир - произошла промышленная революция. О её истинных причинах, степени кровавости и этапах развития спорят до сих пор, но нас интересуют её последствия, о них и пойдёт речь. В рамках темы ветки, естественно.
Основой промышленной революции была нет механизация производства, как часто принято считать, а изменение организации производственного процесса и разрушение ограничений на количество и качество выпускаемого товара. Именно это сделало широкое внедрение механизации при производстве и производительность труда выросла в несколько раз. Параллельно с этим, в результате прошедших "буржуазных" революций были разрушены традиционные социальные структуры основанные на неравенстве сословий, и общество западноевропейских стран превращалось в светское и в чём-то даже "демократическое". Власть больше не принадлежала феодальной аристократической знати, а авторитет церкви больше не был подавляющим.
Особо отметим - в результате перемен связанных с промышленной революцией, при сопоставимых трудозатратах, количество продукции кратно возросло, а себестоимость значительно снизилась.
В результате возникла иллюзия, что возможно создание общества всеобщего благоденствия и справедливости. Появился ряд философских и псевдофилософских течений различного либерального толка (слово "свобода" стало в итоге настолько затасканным, что вызывает у приличных людей отторжение), отличающихся друг от друга "научными принципами" и радикальностью, но неизменно сулящих нечто вроде земного рая. Слова "социальный" и "демократический" стали не просто модными, они стали основой мировоззрения носителей новых идей о всеобщем равенстве, братстве и свободе, куда уж без неё...
"Всё будет! Нужно только довериться нам и немного подождать"! Ну, а ещё нужно выяснить, кто и что мешает широкой поступи мирового прогресса к счастью и изобилию и препоны сии устранить. В качестве препон указывались и "кровопийцы-капиталисты", и оставшиеся "недобитые аристократы", и "темнота и безграмотность", и "отжившая своё старая аристократическая культура".
Весь этот бурлящий котёл идей в итоге стал давать свои вполне ощутимые плоды и в начале двадцатого века грянул черёд новой модернисткой эпохи - эпохи коренного преобразования общества и мира. Черёд социальных кризисов и войн. (О том, что эти кризисы и войны были вызваны ещё и переделом рынков сбыта и источников сырья, мы здесь говорить не будем).
Вполне понятно, что одними из весьма активных приверженцев изменений к "счастливому завтра" были представители "мира искусств". Кризис в искусстве наблюдался практически повсеместно и был вызван вполне объективными причинами. Фотография ударила по традиционным жанрам в живописи, кинематограф по театру, привычные литературные жанры уже не могли удовлетворять изменившимся вкусам публики. Взрыв был неизбежен. В разных странах, во всех жанрах и направлениях искусства появлялись работы радикально отличающиеся от всего, что было прежде.
В 1909 году итальянский поэт Маринетти опубликовал
манифесты футуризма. Эти манифесты призывали не просто к переменам, они призывали к уничтожению всего "старого" искусства, они сулили, что только новое, полностью оторванное от "замшелых традиций" искусство будет соответствовать грядущему прекрасному миру. "Освободиться и творить"! Футуризм на какое-то время стал настолько популярен, что стал проявляться практически во всём и оказал влияние на самые разные жанры и направления.
"Дыр бул щил
убещур
скум
вы со бу
р л эз"
Это стихотворение Алексея Крученых было написано в 1913 году и вошло в антологию русской поэзии.
Музыканты пытались писать музыку состоящую из шума, гудков и дребезга. "Звуков нового живого мира", как тогда говорили. Они проповедовали отказ от ритма, привычных звуков и гармоничных созвучий.
А художники пытались создать новое изображение, в котором содержание было бы оторвано от традиционных форм, а порой, и от любых форм вообще.
Вот несколько картин того периода.
![](https://designonstop.com/wp-content/uploads/images/2013/09/webdesign/11tre_future/01.jpg)
![](https://designonstop.com/wp-content/uploads/images/2013/09/webdesign/11tre_future/03.jpg)
![](https://designonstop.com/wp-content/uploads/images/2013/09/webdesign/11tre_future/04.jpg)
![](https://designonstop.com/wp-content/uploads/images/2013/09/webdesign/11tre_future/10.jpg)
![](http://www.wassilykandinsky.ru/images/works/28.jpg)
А это - обложка одной из книг Маринетти
![](http://cdn-s-static.arzamas.academy/uploads/ckeditor/pictures/4714/content_filippo-tommaso-marinetti---zang-tumb-tumb-1912-min.png)
Подведём краткие итоги.
В результате промышленной революции XIX века изменилась социальная структура общества, исчезла монополия церкви на установление моральных норм, возникла иллюзия построения принципиально нового мира.
И в 1915 году, в России родилось новое направление вызванное футуризмом - супрематизм. Но подробнее о нём, и что последовало дальше, я напишу в следующем посте. Ибо вместить всё в одном сообщении получается слишком уж длинно и скомкано.