© РИА Новости, ВВС Норвегии | Перейти в фотобанкАвтор съездил на остров Тайвань, отделившийся от маоистского Китая еще в 1949 году. Он тогда принял остатки армии диктатора-антикоммуниста Чан Кайши. Оказалось, местное руководство очень обеспокоено растущими военными связями между Россией и Китаем. Китай де-юре так и не признал Тайвань отдельной страной.
В решении России направить боевые самолеты в район Тайваня, Японии и Южной Кореи мало логики — если не считать стремление угодить Китаю.
Министерство иностранных дел Китайской Республики (
так называет свое, созданное китайским диктатором Чай Кайши, государство руководство острова Тайвань, официально ни ООН, ни тем более правительство Китая никакую «Китайскую Республику» на Тайване не признают — прим. ред.) пригласило меня и группу американских экспертов поработать наблюдателями на прошедших недавно в Тайване президентских и парламентских выборах. Естественно, это была хорошая возможность увидеть энергичную тайваньскую демократию в действии. А еще это был шанс измерить температуру оборонного сообщества Тайваня и узнать, как оно справляется с традиционной жесткой силой Пекина, которую тот задействует параллельно масштабной кампании дезинформации, которая ведется против всего острова. Очередной демонстрацией китайской военной мощи стал недавний проход через Тайваньский пролив построенного в Китае авианосца «Шаньдун». Об этом очень часто говорят, так как проход состоялся за 16 дней до того, как граждане Тайваня пошли на выборы, которые многие считают фактически референдумом по вопросу о том, должен ли Тайбэй сохранить альянс с США, или ему следует пойти на сближение с Китаем.
Почти во всех беседах с жителями Тайваня разговор неизменно переходил на мощную угрозу, которую создает для страны Народно-освободительная армия Китая (НОАК). Однако на встречах с представителями оборонного ведомства Тайваня и с экспертами из аналитических центров несколько неожиданно всплыло название совсем другой страны, создающей угрозу безопасности Тайваню и его ВВС: России. По вполне понятным причинам представители тайваньского военного ведомства не вдавались в подробности, но они совершенно определенно и недвусмысленно заявили о том, что российские боевые самолеты совместно с китайскими совершают полеты в воздушном пространстве Тайваня и вокруг него.
Самолеты ВВС НОАК довольно часто проводят свои операции в Тайваньском проливе, но до недавнего времени они старались не пересекать срединную линию пролива. До резкого обострения отношений в прошлом году стороны соблюдали эту срединную линию «в рамках давней неформальной договоренности», которая помогала сохранять мир в проливе. Однако в последнее время стали появляться сообщения о китайских нарушениях. Например, в апреле 2019 года, когда администрация Трампа готовилась утвердить поставку Тайваню истребителей F-16V, китайские самолеты «Шэньян J-11» пересекли эту линию. Представители военного ведомства Китайской Республики и эксперты сообщили, что сейчас КНР все реже соблюдает эту срединную линию. Хорошо известно, что активность ВВС НОАК в воздушном пространстве Тайваня и вокруг него имеет целью ослабить боеготовность тайваньской авиации и вынудить ее растрачивать свои драгоценные ресурсы.
В августе Россия и Китай провели совместное военное патрулирование, в рамках которого «пара российских дальних бомбардировщиков Ту-95 и два китайских бомбардировщика „Сиань H-6K" совершили полет» в международном воздушном пространстве между Южной Кореей и Японией. Корейские и японские истребители были подняты по тревоге в ответ на вторжение в их зону опознавания противовоздушной обороны. Что примечательно, вторжение было осуществлено в районе, где корейская и японская зоны опознавания пересекаются. Как отметил командующий ВВС США в зоне Тихого океана коммандер Чарльз Браун (Charles Brown), это наверняка была попытка усилить и без того серьезные разногласия между двумя самыми важными союзниками Америки в Азии.
Российский президент Владимир Путин имеет репутацию трезвого и прагматичного политика. Однако эти случаи свидетельствуют о том, что он в большей степени стремится выслужиться перед Китаем, чем проводить политику, соответствующую национальным интересам России. Западным обозревателям хорошо известно о реваншистской агрессии России в Восточной Европе и о ее стремлении вернуть себе статус великой державы на Ближнем Востоке. Но очень немногие знакомы с внешней политикой России в Восточной Азии. В отличие от Европы и Ближнего Востока, там Россия является второстепенной силой. Кроме того, если не считать глубокие и многосторонние связи Москвы и Пекина, Россия в своих отношениях с Японией, Южной Кореей и странами Юго-Восточной Азии ведет себя как страна, в наибольшей степени заинтересованная в торговле и инвестициях. И это несмотря на ее традиционную склонность к применению жесткой силы. Например, Россия активно участвует в многосторонних региональных форумах, таких как АТЭС, и в целом регион не видит в ней никакой угрозы, в отличие от других частей нашей планеты. В результате ключевые партнеры США в сфере безопасности, такие как Япония, до настоящего времени поддерживают с Россией намного более функциональные отношения, чем большинство стран НАТО. Москва получает немалые выгоды от таких отношений, особенно в сфере экономики. Например, в 2017 году семь процентов российского экспорта направлялось в Японию и Южную Корею (в Китай 11 процентов). Однако зависимость России от Китая скорее всего будет увеличиваться, особенно в связи с тем, что в конце прошлого года в строй был введен газопровод «Сила Сибири».
В свете того, что Путин хочет углублять связи с такими азиатскими гигантами, как Япония и Южная Корея, а также с государствами АСЕАН в ответ на продолжающуюся изоляцию России со стороны Запада, а также стремится к диверсификации, чтобы быть более независимым от Китая, действия Москвы по запугиванию китайских соседей совместно с Пекином кажутся очень недальновидными. Такое решение подчеркивает, что роль России в Восточной Азии не совсем «нормальная», поскольку она все больше уступает Пекину позиции лидера. Эти инциденты показывают, что Россия готова выступать в качестве китайского подпевалы, и что Путин полон желания действовать в интересах Китая (по крайней мере, в Азии), даже если эти действия вредят самой России. Сама по себе российская угроза безопасности Японии, Южной Кореи и Тайваня весьма незначительна, однако эти события указывают на то, что самостоятельная внешняя политика Москвы в Азии подходит к концу.
Ссылка